Конспект НОД по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
В данном мероприятии, которое состоялось в рамках музейной педагогики мы хотели показать как развиается эмоцианальная сфера дошкольников при помощи репродукции "Грачи прилетели, сказочных героев и музыкального сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_kartine_savrasova_2.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Воспитателей ГБДОУ
Детский сад №62
Приморского р-на
Большаковой С.А.
Васильевой Л.С
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»
средней группы на тему:
«Путешествие кошечки по картине»
Используемые современные образовательные технологии:
Обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, игровые технологии.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать память, внимание, воображение, мышление, наблюдательность;
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Расширить представления детей о пейзажной живописи, формирования умения видеть художественные средства создания образа, познакомить с еще одним великим русским пейзажистом А.К. Саврасовым.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Оборудование и материалы: Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиозаписи «Пение грачей», «Колокольный звон», макет изображения «Кошечки», макеты героев «Яснышко», «Пасмурнишко», «Переменушко», игра Воскобовича «Фонарики»
Ход мероприятия:
1. Организационный момент : дети собираются на ковре под звучание аудиозаписи «Колокольный звон»
2. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! Мы продолжаем знакомство с весенними приметами. Скажите пожалуйста, с какими приметами ранней весны мы с вами уже познакомились?
Дети: Тает снег, солнышко появляется чаще, солнышко пригревает теплее, появляются первые цветы, прилетают птицы…
Воспитатель: Хорошо! А какие творческие работы, посвященные ранней весне мы с вами сделали?
Дети: Аппликация «Птицы», Аппликация «Подснежники», Лепили коллективную работу по сказке «Дед Мазай и зайцы».
Воспитатель: А сегодня мы вас приглашаем в прекрасный мир искусства, и предлагаем вашему вниманию две картины художника Алексея Кондратьевича Саврасова, который очень любил изображать раннюю весну и одна картина так и называется «Ранняя весна» , а вторая «Грачи прилетели». Посмотрите пожалуйста на них, что вы можете рассказать? Что изобразил художник? какими красками пользовался художник? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эти картины?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня вместе с нами совершит путешествие в мир искусства какой то герой! Догадайтесь кто это? (Звучи т аудиозапись «Мяуканье кошки»)
Дети: Это кошка.
3. Основная часть.
Воспитатель: Правильно! Вот эта кошечка. (Показывает макет кошки). И однажды она попала в одну из картин. А в какую, мы сейчас с вами узнаем. Ребята! давайте вспомним под какое звучание вы собирались на занятие?
Дети: Под колокольный звон.
Воспитатель: Верно ребята, а звучал этот звон с колокольни, которая изображена на картине выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
Вот как - то раз наша кошечка проходя мимо картины, решила запрыгнуть на нее и каким - то чудесным образом оказалась внутри картины. (Прикрепляется макет злой, недовольной кошки)
«- Бррр», - сказала кошечка намочив свои лапки в мокром весеннем снегу.
- Вот только недавно я здесь путешествовала и мои лапки наступали на пушистый снежок, а вместо этих луж здесь были корочки льда. Что же это произошло? – недовольно спросила кошечка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же произошло в природе? (снег начал таять, т.к. на улице стало тепло – пришла весна)
- Придется теперь сушить лапки на солнышке, а то я могу и простудиться…
Вышла кошечка на полянку, а солнышка нет.»
Воспитатель: Как называется погода, когда нет солнышка, т.к. на небе много туч и облаков? (пасмурная) А как на картине художник показал, что погода пасмурная? (варианты детей) Да, картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. (Можно тоже представить, как детей будит мама в детский сад, потянуться, нахмуриться)
- Значит, какой погодный герой к нам пришел в гости? (Пасмурнишко)
Воспитатель: Ребята, какое настроение у Пасмурнишка? (грустное, печальное)
А почему вы так решили? (губки вниз, слезы из глаз)
А какое настроение было у кошечки из сказки? (злое, недовольное)
Давайте изобразим на своих лицах злое выражение. (ребята изображают)
Как меняется наше выражение лица, когда мы показываем злость? (брови сведены, глаза прищурены, рот полосочкой)
Кто сможет изобразить эту эмоцию на игре «фонарики»?
Раздается мяуканье.
- Слышите? Это наша кошечка зовет нас в сказку…
«Бррр, я вся замерзла, лапки мои не высохли, пойду искать тепленькое местечко». Пошла она дальше и увидела деревья.
Воспитатель: Какие деревья изображены на картине?
Дети: Березы.
Воспитатель: Правильно.
(Звучат звуки грачей.)
- Мяу, что это за звук? – испугалась кошечка (прикрепляется макет испуганной кошки)
Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, какая эмоция была у нашей кошечки, когда она услышала неизвестный для нее звук?
Дети: испуг
Воспитатель: Покажите на своих лицах испуг. Как вы понимаете, что человек испугался (варианты детей)
Воспитатель: давайте изобразим эту эмоцию на игре «Фонарики».
Воспитатель: А как вы думаете, что это за звуки? (варианты ответов)
- Ой, сколько птиц!!! Откуда вы здесь появились, вас еще совсем недавно не было? – удивилась кошка (прикрепляется макет удивленной кошки)
Грачи: - мы весенние птицы грачи, мы прилетаем раньше всех из теплых стран, чтобы оповестить, что идет весна.
Кошечка стала любоваться птицами.
Воспитатель: А какая эмоция была у кошечки, когда она увидела столько птиц?
Дети: Удивление
(Аналогично, как и для предыдущих эмоций)
Воспитатель: Ребята, давайте повнимательнее рассмотрим грачей, что они делают.
Дети: Одни летают, другие сидят в гнездах, строят гнезда…
Воспитатель: Хорошо! Вы очень наблюдательные. А как вы думаете, почему одни птицы сидят в гнездах, а другие кружатся вокруг деревьев?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: А кошечка мне подсказывает, что может дует ветер, тонкие веточки берез колышутся и птицам сложно усидеть на них, поэтому они и кружатся вокруг деревьев. А те птицы, которые сидят в гнездах - это птицы мамы (самки) которые уже высиживают птенцов и не при каких условиях не покинут свои гнезда.
Да ребята, наверно и вправду дует ветер, посмотрите как плывут облака на заднем плане картины. Их гонит, гонит прочь ветер, давая дорогу весне. А мы с вами знаем, что когда дует ветер, это?
Дети: Тепло борется с холодом.
Воспитатель: Хорошо ребята, значит погода меняется и начинает пробиваться солнышко. Какого погодного героя мы можем пригласить с нами в путешествие?
Дети: «Переменушку». (Прикрепляется герой «Переменушка»)
Воспитатель: Ну что, давайте путешествовать дальше!
«Кошечке так понравились птички, что она очень захотела с ними подружиться.
- Мур, какие вы дружные, как вас много и вам очень весело. А я все время одна, у меня нет таких друзей. Можно я буду дружить с вами?
Грачи: Мы не дружим с кошками, потому что мы вас боимся. (Прикрепляется макет грустной кошки)
- Но я не буду вас обижать, я очень хочу с вами просто играть и не быть такой одинокой! – загрустила кошечка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему птицы боятся кошку? (варианты ответов)
Воспитатель: Правильно, кошечки могут охотиться на птенцов.
Воспитатель: Какая эмоция появилась у кошки, когда грачи отказали ей в дружбе?
Дети: грусть
(Аналогично, как для других эмоций)
Воспитатель: Ребята, может развеселим нашу кошечку! Давайте сделаем физкультминутку!
Физкультминутка «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Включается мяуканье кошечки.
«- Мур!
Вдруг кошка увидела, что один смелый грач сел на землю возле нее. (прикрепляется макет веселой кошки)
Грач: Не грусти, кошечка, я тебе поверил и хочу с тобой дружить!
- Мур-мур-мур! – обрадовалась кошка,
- Спасибо тебе, грач! Теперь я буду всегда петь песенки твоим птенчикам и играть в солнечные зайчики!
- А теперь мне надо идти дальше, я ищу солнышко, чтобы высушить свои промокшие лапки.
Грач: Иди вперед и смотри на небо, ветер разгоняет тучи и совсем скоро появится солнышко!
- Спасибо и до встречи!
И кошечка побежала дальше.»
Воспитатель: Как отреагировала кошечка, когда к ней прилетел один грач и захотел с ней дружить?
Дети: обрадовалась.
Воспитатель: Значит, какая эмоция была у кошки?
Дети: радость
(Аналогично, как для других эмоций)
Звук мяуканья.
Воспитатель: Сказка продолжается.
«Кошечка увидела впереди церковь и решила подойти к ней поближе, но впереди ее ждало препятствие в виде забора, который ограждает церковь и деревянные дома. Кошечка запрыгнула на забор и стала рассматривать церковь. Давайте и мы рассмотрим ее. Что вы видите? (Варианты ответов детей. Белая, высокая, красивая, купола, колоколенка.)
Воспитатель: Да ребята и вправду церковь и колоколенка очень красивые. А если мы внимательно посмотрим на краски, которыми пользовался художник, то он как будто позолотил и церковь, и колоколенку, и дома, и забор на котором пригрелась наша кошечка. И мы можем предположить, что ветер разогнал тучи и облака и время от времени выглядывает солнышко, которое и окрашивает постройки в солнечно желтый цвет. И подтверждением тому, что выглядывает солнышко являются и тени на снегу от деревьев. Ну а раз выглянуло солнышко, какого героя мы можем пригласить?
Дети: «Яснышко» (Прикрепляется герой «Яснышко).
Воспитатель: Ну вот, солнышко пригревает, весна все стремительнее наступает, скоро вся природа проснется, распустятся листочки, появятся птенцы.
- Прав был грач, ветер разогнал тучки и появилось весеннее солнце. Скоро мои лапки высохнут, и я согреюсь.
И наша кошечка легла на заборчике, и стала мечтать о теплых весенних денечках.» (Прикрепляется макет мечтательной кошки)
Включается музыка. Произведение Чайковского «Март» (Времена года).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие
Какая кошечка стала в конце сказки?
Дети: Спокойная, мечтательная.
(Аналогично, как для других эмоций)
Заключительная часть:
Воспитатель: С кем мы сегодня путешествовали?
По какой картине гуляла кошечка?
Что с ней происходило?
Какие эмоции были у кошки?
Кто еще приходил к нам в гости?
Как художник показывал изменения в природе с приходом весны?
Какими красками он показывал погоду?
Воспитатель: Теперь ребята, вы можете пригласить своих родителей в Русский музей и полюбоваться картиной «Грачи прилетели» и каждый из вас испытает, и разное настроение и смену погодных явлений и найдет в этой картине то, что близко вашей душе, вашему настроению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Учит составлять рассказ по сюжетной картине....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.
Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...
Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и эмоционального отклика на содержани...
Конспект по художественно - изобразительной деятельности по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: познакомить детей с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Учить детей самостоятельно передавать на бумаге характерные признаки весны, делать лёгкий набросок простым карандашом, ...
конспект занятия "Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием ИКТ"
Развитие связной речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....