Педагогический творческий проект «Весна-красна»
проект (старшая группа) на тему
Данный проект направлен на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными весенними фольклорными праздниками, создание с помощью приемов тестопластики образов весны, а так же вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_strukova.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
Педагогический творческий проект «Весна-красна»
Срок реализации проекта с 10 марта по 10 апреля 2017 года
Автор Струкова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДС № 2 «Рябинка»
Педагогический творческий проект «Весна-красна»
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет, воспитатели и родители.
Проблема.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе, которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Народная культура-одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Вспомним слова академика.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. У народа есть бесценное богатство – фольклор.
Существует много старинных обычаев, решила познакомить детей, родителей с праздниками, традициями, которые русские люди проводили весной.
Актуальность.
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
История русского народа неотделимо связана с историей хлеба. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалась ребенку с первых дней его жизни.
Если задуматься, может быть, питание и воспитание – не такие уж полярные понятия, как нам кажется. Ведь все, что имеет отношение к процессу приготовления еды, необычайно привлекает детей. В связи с этим обучение через кулинарную игру, в данном случае через тестопластику, огромный мир с неисчерпаемыми возможностями для развития детей. Кроме того, процесс лепки из теста – это отличная школа, где каждый ребенок приобретает полезные знания и навыки: учится наблюдать и выбирать, измерять и сравнивать; планировать свою работу и оборудовать рабочее место; доводить начатое дело до конца и отвечать за результат; анализировать свои действия и исправлять ошибки.
Цели проекта.
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными весенними фольклорными праздниками.
Создание с помощью приемов тестопластики образов весны.
Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными фольклорными весенними праздниками.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной).
- Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов.
- Формировать способность к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Повышать уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Воспитывать желание привносить, сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные праздники).
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества, создание из теста образов весны, перелетных птиц.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей интереса к истории и фольклору, фантазии, мотивирует на творчество.
Принципы построения проекта:
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора, декоративно-прикладного искусства. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры, связанные с весной – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Целевая группа:
Дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. Родители воспитанников. Педагоги детского дошкольного учреждения.
Содержание проекта и механизм реализации:
Организация деятельности в рамках проекта для детей.
Образовательная область «Речевое развитие». Направление «Развитие речи», «Обучение грамоте»
Формы и методы | Содержание |
НОД «Труд на селе весной» | Знакомить с особенностями работ на селе, учить составлять рассказ по картинке. |
Работа с мнемотаблицей «Весна» | Учить составлять описательный рассказ о сезонных изменениях, опираясь на мнемотаблицу |
Работа с картотекой по развитию связной речи | Закреплять умение слушать, отвечать на вопросы, пересказывать |
Составление описательного рассказа о первоцветах | Учить составлять описательный рассказ по основным признакам цветка |
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» | Развитие мелкой моторики. Заучивание текста |
Пальчиковая гимнастика «Веснянка» | Развитие мелкой моторики. Заучивание текста |
Пальчиковая гимнастика «Весна» | Развитие мелкой моторики, закрепление признаков времени года весна |
Образовательная область «Речевое развитие». Направление «Чтение художественной литературы»
Формы и методы | Содержание |
Заучивание весенних закличек | Знакомство с новым фольклорным жанром. |
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о весне, перелетных птицах | Знакомство с новыми поговорками и пословицами, понимание их смысла |
Загадки о весне, приметах весны, перелетных птицах | Продолжать учить отгадывать загадки, уметь находить ключевые слова, помогающие найти отгадку |
Составление пересказа с опорой на мнемотаблицу «Заюшкина избушка» | Продолжать учить составлять подробный пересказ русской народной сказки с опорой на мнемотаблицу |
Чтение детьми потешек о весне | Читать знакомые тексты, активизировать навыки чтения |
Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола» | Закреплять умение слушать произведение, пересказывать его |
Чтение сказки Д. Хохлова «Весна» | Учить находить в тексте отличительные признаки времени года |
А. Н. Толстой «Пришла весна» | Знакомство с новым произведением |
Стихотворение П.С. Соловьев «Подснежник» | Заучивание стихотворения |
Образовательная область «Познавательное развитие» Направление «Патриотическое воспитание»
Формы и методы | Содержание |
Мероприятие «Жаворонки» | Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы. Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, песенками, пословицами, поговорками. Воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними. |
НОД «Традиции россиян» | Знакомить с традициями, обычаями россиян. Прививать любовь к родине, воспитывать патриотические чувства. |
Чтение рассказа М.Пришвина «Моя Родина» | Закреплять понятие малая Родина. Беседа о том, что для детей Родина |
Презентация «Предметы быта русской избы» | Знакомство с предметами быта русской избы |
Посещение выставки «Русская изба» | Знакомство с предметами быта русского народа. Учить составлять небольшой описательный рассказ о предметах быта, описывая назначение, материал из которого сделаны |
Настольно-печатная игра лото «Предметы русского быта» | Закрепление знаний предметов русского быта |
Работа с иллюстрациями по предметам быта русского народа | Закрепление знаний предметов русского быта |
Образовательная область «Познавательное развитие» направление «Окружающий мир»
Формы и методы | Содержание |
НОД «Птицы весной» | Закреплять понятие перелетные птицы. Знакомить с особенностями поведения птиц, учить находить отличительные признаки |
Дидактическая игра «Соответствие» | Закреплять признаки времени года |
Дидактическая игра «Подбери картинку» | Закреплять умение определять время года, подбирать картинки |
Презентация «Перелетные птицы» | Продолжать знакомить с перелетными птицами. |
Работа с иллюстрациями «Первоцветы» | Продолжать знакомить с первоцветами |
Пазл «Весенние цветы» | Собирать пазл из 6-8 частей, закреплять название весенних цветов. |
Посадка растений | Учить садить лук, семена зелени и цветов, ухаживать за всходами, наблюдать за процессом роста |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» продуктивная деятельность
Формы и методы | Содержание |
Мастер класс, совместно с родителями «Жаворонки» | Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки(оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза). Организовать совместную работу с родителями для развития интереса к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и\или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники). |
НОД «Солнышко, покажись» из соленого теста | Учить делать солнышко методом накладывания нескольких слоев теста. |
Изготовление птичек в гнездышках из соленого теста | Совершенствование навыков работы с соленым тестом. Учить делать небольшую композицию |
НОД «Солнышко нарядное» | Учить передавать образ весеннего солнышка с помощью различных приемов |
Изготовление подснежников | Учить вылеплять из соленого теста лепестки подснежника, соединять их в бутон, делать стебель и листья |
Мастер-класс «Весенние цветочки» | Организация совместной работы с выпускниками детского сада прошлых лет. Учить применять различные приемы лепки |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное воспитание»
Формы и методы | Содержание |
Фольклорный праздник «Весенний перезвон» | Создать условия для развития у детей творческих способностей. Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомить с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Развивать певческие способности, музыкально – ритмические движения, творческую личность – знающую свою культуру, этику, и историю. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к народной песне, пляске, игре, обычаям, традициям. Вызвать у детей радостное настроение |
Прослушивание голосов птиц | Расширение представлений детей о звуках природы, создание благоприятной атмосферы |
Разучивание песенки веснянки | Знакомство с новым музыкальным произведением |
Разучивание весеннего хоровода | Разучивание элементов хоровода |
Слушание русских народных песен | Учить слушать народную музыку |
Игра на деревянных ложках | Учить играть на русских народных музыкальных инструментах, приобщать к истории русского народа |
Образовательная область «Физическое развитие»
Формы и методы | Содержание |
Народная игра «Ручеек» | Развивать двигательную активность. |
Календарная народная игра «Идет матушка Весна» | Учить действовать в соответствии с текстом, развивать ловкость. |
Календарная народная игра «Грачи летят» | Игра нацелена на запоминание названий перелетных птиц. |
Календарная народная игра «Перепрыгни ручей» | Развитие дальности прыжка, двигательной активности. |
Русская народная игра «Солнышко – ведёрышко» | Закреплять навыки двигаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга. |
Русская народная игра «Жаворонок». | Игра развивает двигательную активность. |
Русская народная игра «Горелки с платочком» | Учить действовать в соответствии с текстом, развивать ловкость. |
Подвижная игра «Первоцвет» | Развивать ловкость. Заучивание названий первоцветов. |
Подвижная игра «Улитка» | Закреплять умение двигаться по спирали, закручивая цепочку, не разрывая ее. |
Подвижная игра «Колокольчик» | Развитие двигательной активности, умения реагировать на звук с закрытыми глазами. |
Физминутка «Скворечник» | Снять усталость и напряжение. |
Физминутка «Синие лужи вечны» Е.Трутнева | Выработка четко координированных действий при взаимосвязи с речью |
Физминутка «Пришла весна» сл.Л.Некрасовой | Снятие усталости, совершенствование общей моторики |
Организация деятельности в рамках проекта для родителей.
Формы и методы | Содержание |
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» | Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей |
Информация на стенд для родителей «Март», «Апрель» | Повышение педагогической культуры родителей |
Информация на стенд для родителей «Весенние игры с детьми» | Помочь родителям организовать досуг детей и физическую активность во время прогулок весной. |
Мастер класс, совместно с родителями «Жаворонки» | Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки(оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза). Организовать совместную работу с родителями для развития интереса к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и\или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники). |
Организация выставки «Быт русского народа» | Вовлечь родителей в процесс организации выставки. Совместно с родителями воспитывать в детях интерес к русской истории, традициям и обычаям. |
Организация деятельности в рамках проекта для педагогов.
Формы и методы | Содержание |
Консультация для педагогов «Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников» | Показать значимость использования в работе художественной литературы и народного фольклора. |
Мастер-класс с педагогами «Техника изготовления цветов из соленого теста» | Познакомить педагогов с различными приемами работы с соленым тестом, с целью дальнейшего использования данного опыта в работе. |
Организация и проведение экскурсий для групп детского сада на выставке «Быт русского народа» | Распространение педагогического опыта |
Оформление картотек «Весенние календарные народные игры», «Весенние заклички» | Систематизация материла по теме проекта, распространение педагогического опыта |
Организация деятельности в рамках проекта с социальными институтами.
Формы и методы | Содержание |
Посещение городского эколого-этнографического музея | Формировать у детей интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей. |
Посещение концерта в детской музыкальной школе | Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. |
Организация мастер-класса с учащимися школы №6 | Распространение опыта работы с соленым тестом. Создать преемственность в работе со школой. |
Планируемые этапы достижения цели в рамках проекта и сроки реализации:
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов.
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность детей и родителей.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Работа с педагогами.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы.
- Анализ деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Нормативно – правовой ресурс:
согласование проекта с администрацией детского сада.
2. Материально – технический ресурс
приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.
3. Информационный ресурс:
подбор методической и познавательной литературы по теме;
сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др..
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
- Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
Финансовое:
Реализация проекта осуществляется силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Кадровое:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ.
Материально-техническое оснащение
- для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;
- для изготовления теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, пищевые красители для замеса цветного теста;
- для работы с тестом: фартук, клеёнка, стеки, чеснокодавка, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;
- для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;
- для чтения: книги с малыми фольклорными формами, рассказы, сказки по темам.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, праздников, обрядов, декоративно-прикладного искусства, приемов работы с тестом в создании образов весны;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, с целью повышения уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно-ориентированного подхода.
Критерии и средства проведения мониторинга:
И.Бабаева «Мониторинг в детском саду»
Методика | Целевые ориентиры | Материал и оборудование | Формы обследования |
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» | |||
Методика №1. Представления и опят восприятия произведений искусства | Ребенок имеет представление о разных видах декоративно-прикладного искусства (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России. | Предметы декоративно-прикладного искусства | Задание 1. Назови предметы быта на Руси. |
Методика №3. Технические умения | Лепка. Ребенок лепит конструктивным и смешанным способом; создает многофигурные и устойчивые конструкции, объемные и рельефные изображения; использует различные инструменты; передает фактуру, сглаживает поверхность предмета; вылепливает мелкие детали. | Соленое тесто, дрожжевое тесто, стеки | Анализ детских творческих работ. |
Образовательная область «Познавательное развитие». | |||
Методика №3 Развитие первичных представлений о малой Родине и Отечестве. | Ребенок проявляет интерес к родной стране; ее истории, традициях, быте, обычаях. | Иллюстрации народных праздников | Вопрос: Какие народные праздники ты знаешь? |
Методика №4 Ребенок открывает мир природы. | Ребенок устанавливает последовательность сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, животных) и в жизни людей; понимает причины этих явлений. | Иллюстрации сезонных изменений | Вопросы: Что происходит в жизни растений и животного мира со сменой времени года? Почему происходят такие изменения? |
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития интереса к народно-прикладному искусству. На момент проведения мониторинга большая часть детей (83%) показали высокий уровень освоения материала.
Результаты работы над проектом.
Результатом работы по данному проекту стали формирование у детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет стойкого интереса к истокам, к традициям и обычая русского народа. Достигнуть этого удалось через организацию и проведение различных форм работы с детьми. Так мероприятия «Жаворонки», фольклорный праздник «Весенний перезвон», мастер-класс «Жаворонки» познакомили детей и позволили погрузиться детям в историю, принять участие в обрядах, весенних календарных играх. Организация и проведение выставки «Быт русского народа» позволила не только узнать, но и прикоснуться (подержать, рассмотреть, применить на практике) к предметам русского быта, которые бережно хранят и передают из поколения в поколение.
Реализация проекта позволила расширить, конкретизировать и обобщить знания детей о времени года весна.
Так же данный проект помог детям повысить уровень навыков и умений в работе с соленым тестом.
Продукты проекта для детей:
- Мероприятие «Жаворонки»;
- Дидактические, настольно-печатные игры по теме проекта;
- Фольклорный праздник;
- Картотека русских народных календарных игр;
- Фигурки, изготовленные из соленого теста.
Проект помог вовлечь родителей в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. Так, родители активно участвовали в организации выставки «Быт русского народа». Проведение совместного мастер-класса «Жаворонки» позволило познакомить родителей и детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов. Данное мероприятие воспитывает желание привносить и\или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники). Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Продукт проекта для родителей:
- экспонаты выставки «Быт русского народа»;
- жаворонки-весняки из теста в разнообразии видов;
Для педагогов: Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности.
Для социальных партнёров: Создание условий и проявление интереса к укреплению партнёрских связей.
Список использованной литературы:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др..
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
- Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Вкусная лепка для детей и взрослых: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: «Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. Сост. Л.Н.Калмыкова. Волгоград. Учитель, 2014.
- Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
- Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9355-narodnye-folklornye-prazdniki.html
- https://infourok.ru/proekt-testoplastika-dlya-detey-let-571430.html
- http://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчески-ориентированный проект «Весна-красна!»
- расширение знаний ребенка о календаре весенних праздников (8 Марта).- способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию потребност...
Педагогический проект "Весна-Красна"
Знакомство с природой, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому....
Познавательно-творческий проект «Весна красна»
возраст: 2-3 года...
Познавательно-творческий проект "Весна-красна"
Познавательно-творческий проект "Весна-красна" для детей второй младшей группы...
Творческая выставка "Весна-Красна!" (вторая младшая группа)
Творческая выставка "Весна-Красна!" (вторая младшая группа)-У весны весёлый старт -- На пороге уже Март.- Весело звенит капель -- К нам уже спешит Апрель.- Май их быстро догоняет,- Всех цвет...
Познавательно–исследовательский, творческий проект «Весна - красна»
Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени....
Проект «Весна – красна!» краткосрочный. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители.
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы....