проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"
проект (младшая группа) по теме
Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с учётом индивидуальных психоэмоциональных и возрастных особенностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эпиграф:
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях
Проект «Сюжетно-ролевая игра по итогам тематической недели» создавался, в первую очередь, с учётом низкого и неравномерного уровня развития игровой деятельности детей именно данной группы. Группа, можно сказать, экспериментальная. Задумывалась она как диагностическая для детей, требующих исключительно индивидуального коррекционного обучения. Поэтому её состав крайне неоднороден, как по возрасту-вторая младшая+ средняя- так и по диагнозу (при поступлении они не были сформулированы достаточно чётко). В результате первичной диагностики выяснилось, что у всех воспитанников выраженная задержка психоречевого развития, а также различные особенности эмоционально-волевой сферы, сопровождаемые отклонениями аутистического спектра, СДВГ, асоциальным поведением, соматической ослабленностью, неврологическими диагнозами. У 90 процентов воспитанников коммуникация осуществлялась с помощью жестов или выкриков, речь соответствовала первому уровню развития. Каждый ребёнок нуждался в разработке индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, в группе складывалась двоякая ситуация:
- с одной стороны, актуальной проблемой является социализация и коммуникация, т.е. осознание ребёнком себя как члена коллектива, своевременное формирование произвольной сферы, навыков общения (диалог, соблюдение правил, этикет);
-с другой стороны, проведение фронтальных и подгрупповых занятий, на которых эти навыки могут успешно развиваться, на данный момент невозможно даже в игровой форме-т.е., в распоряжении педагогов только индивидуальные формы работы, воздействие в процессе режимных моментов, консультирование родителей. Этого недостаточно для решения вставших перед нами задач.
Поэтому возникла идея углубить и расширить единственно приемлемую для детей данного возраста и психического уровня форму коррекционно-развивающего воздействия- игру. Именно сюжетно-ролевая игра является для подрастающего малыша естественным видом деятельности, от её истоков-манипуляций с предметами- до творческой с развёрнутым сюжетом. Именно такая игра формирует социальные и коммуникативные навыки. И именно игровая деятельность «западает», т.е. особо нуждается в коррекционном развитии у детей с психической и речевой задержкой различного генеза;
-при этом, необходимо гармонично вплетать такую игру в систему коррекционной программы, сделать её как бы логическим завершением каждого этапа работы, насытить её результатами достижений детей;
-таким образом, сюжетно-ролевая игра должна ,полноценно развиваясь как таковая, стать базовой основой закрепления, внедрения в реальную жизнь знаний, полученных в течение некоего тематического периода.
В соответствии с основными принципами обучения (наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, научности, связи теории с практикой,сознательности и активности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей), с опорой на программы коррекционно-развивающего обучения (СтребелеваЕкжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.) выработалась система подготовки игры:
1.Ознакомительные игры по лексической теме, активизирующие словарный запас, все виды восприятия, интерес, положительные эмоции.
2. Индивидуальное обучение действию, затем цепочкам действий с предметами, включение отработанных действий в элементарную игровую ситуацию; сюжетные игры в течение недели в процессе ККРЗ, отражающие один из этапов итоговой игры.
3. Речевые и подвижные игры, основанные на народных потешках или детских стихах.
4. Активизация и развитие психических процессов в связи с сюжетом игры и темой недели (формирование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), развитие мелкой и общей моторики, графических навыков.
5. Введение элементов игры в режимные моменты, взаимодействие с воспитателями, психологом и логопедом группы, музыкальным руководителем и преподавателем физкультуры.
6. Консультирование родителей, включающее интерактивные формы работы (совместную игру, показ драматизации и т.д.)
7. Непосредственная коллективная подготовка к игре:
-выбор совместно с детьми предметов-заменителей (например, к игре по теме «Посуда» изготавливался кран из деталей лего, предварительно отобранных по цвету и форме),
-подготовка сюжетной среды- обсуждение сюжетных зон, заполнение их нужным оборудованием ( например, к игре «Дачники» дети выбирали высокие модули из большого мягкого конструктора, отбирали по инструкции муляжи фруктов),
- изготовление предметов-участников сюжета (например,к итоговой драматизации «Курочка Ряба» дети самостоятельно приготовили золотое и простое яичко с помощью техники жатой бумаги).
8. Проведение итоговой игры в конце недели.
При разработке системы подготовки к игре столкнулись с трудностями, связанными со спецификой детского контингента и не только:
-в первую очередь, фиксирование внимания детей на игровой ситуации, непосредственная организация их деятельности были сильно затруднены;
-огромная разница между детьми в плане возможного уровня и типа игры, во времени осознания и усвоения сюжетной основы;
-необходимость повышенного контроля за здоровьесбережением детей (нельзя использовать реальную пищу, нужно тщательнее продумывать нетравмоопасность окружающей обстановки и предметов-участников, постоянно контролировать взаимодействие детей в силу их повышенной агрессивности и гиперактивности, уделять пристальное внимание распределению ролей, применению элементов сюжетного костюма или масок- могут не поделить или испугаться);
- недостаток игрового оснащения;
-необходимость заранее очень чётко и последовательно продумывать алгоритм предельно простых инструкций и действий.
В течение недели с детьми проводились разные виды с-р игры: игровые рутины, цепочка действий совместно со взрослым или по образцу с посильным оречевлением; проигрывание сюжетов с куклами, игрушками, картинками, взрослым или сверстником;
Различные виды драматизации(с куклами, театром разных видов, двигательное сопровождение потешек и песенок, пальчиковые игры или психологические этюды), привыкание к маске или элементам костюма;
Народные игры с посильным оречевлением(например, «Гуси-гуси»).
Задачи:
Ознакомление с окружающим, активизация речевой деятельности, развитие первичного ролевого диалога с опорой на базовую сюжетно-ролевую игру
Формирование математических представлений в процессе подготовки к игре и выполнения игровой роли
Привитие коммуникативных навыков посредством заучивания имён окружающих, ритуалов обращения в игровой деятельности
Усвоение поведенческих стереотипов путём постепенного принятия правил игры и действий в рамках роли, формирование произвольной сферы
Применение полученных знаний в ходе итоговой игры
Формирование всех психических процессов, общей и мелкой моторики
Снижение агрессивности, негативизма, усиление положительного эмоционального фона
Получение удовольствия от совместной деятельности, формирование желания играть вместе
Осознание окружающих как равноценных партнёров по взаимодействию, развитие понимания чужих эмоций
Развитие познавательной активности, воображения, творчества
Чередование мышечного тонуса и расслабления, приучение к релаксации после игры
В результате сложилась определённая схема, осуществляемая в течение недели:
- Подготовка к игре (всю неделю, включая время непосредственно перед игрой),
- Проведение итоговой сюжетно-ролевой игры,
- Релаксация.
- Беседа о проведённой игре. Самостоятельные игры «по мотивам».
В результате систематически целенаправленной работы группа добилась больших успехов,что видно из таблицы:
Параметры сравнения | Октябрь, начало работы дети 3 лет дети 4 лет | Март Дети 3 лет дети 4 лет | ||
Уровень игровой деятельности | Сюжет отсутствует | первый (отдельные игровые действия, носящие условный характер) | Первый возможен при самостоятельной игре; Второй-под руководством взрослого | Второй возможен в самостоятельной игре; Третий-совместно со взрослым и под его руководством |
Принятие ролей | отсутствует | отсутствует | Роль осуществляется фактически, но не называется | Роль выбирается и принимается, может меняться в процессе игры |
Ролевой диалог | отсутствует | отсутствует | Попытки использовать речь самостоятельно. Включение в диалог под руководством взрослого. | Успешно используются заученные диалоги, под руководством взрослого обогащаются новыми подробностями из лексической темы |
Степень участия педагога | Кратковременная фиксация внимания на действиях взрослого. | Совместно, в основном действует взрослый | Совместно или по подражанию.Игра «рядом» более разнообразна,включает предыдущий опыт. | Самостоятельная игра существует непродолжительное время. Охотно играют под руководством взрослого. |
Проект «Итоговая сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели в коррекционной группе ССД,1 год обучения»
Цель: закрепление знаний и навыков в пределах пройденной лексической темы в рамках сюжетно-ролевой игры.
N | мероприятие | срок | ответственный | участники | Форма отчётности |
1 | Анализ итогов первичной диагностики детей группы. | сентябрь | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А. | Дефектолог,логопед,воспитатели группы,физкультурный руководитель, психолог | Протоколы диагностических карт детей группы |
2 | Изучение литературы по теме проекта | Сентябрь-октябрь | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А. | Создание библиографии по теме «Сюжетно-ролевая игра» |
3 | Разработка плана проведения сюжетно-ролевой игры на основе индивидуально-ориентированных программ и мониторинга | Сентябрь,январь, апрель | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А. | Психолог Якушенкова Н.Н., учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Аналитическая справка, протокол алгоритма игры |
4 | Консультативная сюжетно-ролевая игра-драматизация «Грибок» | октябрь | Психолог Якушенкова Н.Н. | Психолог Якушенкова Н.Н.,учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А., воспитатели группы | конспект |
5 | Создание игрового тематического оснащения | В течение года | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог группы Шевелёва А.А., воспитатели группы, родители | Уголок «Сюжетно-ролевая игра» |
Основной этап
N | мероприятие | срок | ответственный | участники | Форма отчётности |
1 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Игрушки» | Октябрь,1 неделя, тема ИГРУШКИ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт |
2 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Собираем урожай» | Октябрь,2 неделя, тема ОВОЩИ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры |
3 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Весёлые дачники» | Октябрь,3 неделя,тема ФРУКТЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры |
4 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Заготовки» | Октябрь,4 неделя, тема ОВОЩИ-ФРУКТЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт |
5 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Осенняя прогулка» | Ноябрь,1 неделя, тема ОСЕНЬ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт |
6 | Итоговая сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды» | Ноябрь,2 неделя, тема ОДЕЖДА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Весёлые сапожники» | Ноябрь,3 неделя, тема ОБУВЬ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Улетаем на юг» | Ноябрь,4 неделя, тема ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» | Декабрь,1 неделя, тема ЧАСТИ ТЕЛА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Чаепитие» | Декабрь,2 неделя, тема ПОСУДА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Снежки» | Декабрь,3 неделя, тема ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая драматизация «Теремок» | Декабрь,4 неделя, тема ДИКИЕ ЗВЕРИ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Кормушка» | Январь, 3 неделя, тема ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Конспект игры,фотоотчёт | ||
Мастер-класс для родителей «Совместная сюжетно-ролевая игра», интерактивная совместная деятельность | Январь,4 неделя, тема ПОВТОРЕНИЕ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И., психолог Якушенкова Н.Н. | Протокол, видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Новосёлы» | Февраль,1 неделя, тема МЕБЕЛЬ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Моя собачка» | Февраль,2 неделя, тема ДОМАШНИЕ ЗВЕРИ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин» | Февраль,3 неделя, тема ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Конспект игры,видеоотчёт | ||
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Курочка Ряба» | Февраль, 4 неделя, тема ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видео и фотоотчёт | |
Интерактивный досуг с родителями «Драматизация фольклорной песни» | Февраль, 4 неделя, тема ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И | План досуга, фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Мамин праздник» | Март, 1 неделя, тема СЕМЬЯ. МАМИН ПРАЗДНИК. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Март, 2 неделя, тема ТРАНСПОРТ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фото и видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Весенняя прогулка» | Март, 3 неделя, тема ВЕСНА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Строители» | Март, 4 неделя, тема ДОМА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Интерактивная сюжетно-ролевая игра с родителями «Весенняя прогулка» | Март, 4 неделя, тема ДОМА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры, видеоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Медведи и строитель» | Апрель, 1 неделя, тема УЛИЦА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Птички и кошка» | Апрель, 2 неделя, тема ДЕРЕВЬЯ-КУСТЫ-ЦВЕТЫ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видео и фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Птички и кошка» (развитие сюжета) | Апрель, 3 неделя, тема ПТИЦЫ ВЕСНОЙ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт | |
| Итоговая сюжетно-ролевая игра «Насекомые просыпаются»на базе игры «Семья» | Апрель,4 неделя, тема НАСЕКОМЫЕ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,фотоотчёт |
Интерактивный досуг с родителями с элементами сюжетно-ролевой игры «Лепим насекомых» | Апрель,4 неделя, тема НАСЕКОМЫЕ | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | План досуга, фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Семья» | Май, 1 неделя,тема ЧАСТИ СУТОК | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видео и фотоотчёт | |
Итоговая сюжетно-ролевая игра «Прогулка» | Май, 2 неделя, тема ПОЗДНЯЯ ВЕСНА | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатель Королёва В.И. | Конспект игры,видеоотчёт | |
Индивидуальное консультирование родителей «Сюжетно-ролевая игра как необходимое условие полноценного формирования психических процессов» | В течение года | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Протоколы консультаций, образцы игр на видео в пространстве сайта группы (закрытой) | |
Сюжетно-ролевые игры в малых группах на базе пройденных сюжетов | Повторение всех лексических тем | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Календарь индивидуального планирования работы на летний период | |
Заключительный этап
N | мероприятие | срок | ответственный | участники | Форма отчётности |
1 | Мониторинг игры на базе среза знаний | Январь, май | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А.,воспитатели группы | Аналитические справки,диагностики продвижения |
2 | Создание библиотеки по сюжетно-ролевой игре | В течение года | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А., воспитатели группы, родители | Картотека литературы |
3 | Оформление фото и видеоматериала по теме проекта | В течение года | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. воспитатели группы, родители | Фотостенд, папка проекта, просмотр на педагогическом совете |
4 | Анкетирование родителей по итогам игры | май | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А.,воспитатели группы | Анкеты |
5 | Конкурс рисунков детей по итогам драматизации | В течение года. | Воспитатель группы Королёва В.И. | Воспитатели группы Королёва В.И, Синицина М.А. | Портфолио детей, стенд для родителей |
6 | Внедрение опыта на базе холдинга | В течение года | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Учитель-дефектолог Шевелёва А.А. | Создание портфолио проекта, трансляция опыта на фестивале образовательных идей,в интернет-пространстве |
За счёт сюжетно-ролевой игры лексические темы органично вплетаются одна в другую, обеспечивая постоянное закрепление и перенос знаний. А самое главное- игра стала качественно другой. Дети начинают принимать роль, действовать по правилам, время игры увеличивается-формируется произвольная сфера, взаимодействие. Развивается самостоятельная совместная игра. Таким образом, в течение полугода уровень игры у некоторых детей достиг границ возрастной нормы (30 процентов), другие охотно включаются в игру, пытаются действовать по подражанию. Мы начали и успешно осваиваем в сочетании такие сюжеты
От бытовой игры медленно, но верно мы сейчас переходим к игре, отражающей отношения между людьми. Изменяется само содержание, суть игры. Она становится отражением и репетицией социальных отношений, основой коммуникации. Дети с аутистическим спектром и элементами асоциального поведения адаптируются к коллективу намного быстрее. У неговорящих возник мощный источник стимулирования речевой деятельности. Выраженная задержка развития компенсируется быстрее за счёт повышения познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с элементами сюжетно-ролевой игры по итогам тематической недели в группе для детей с ЗПР первого года обучения
Усвоение материала по ФЭМП(математика) и ФЦКМ(ознакомление с окружающим миром) проходит в группах компенсирующей направленности по лексическим темам. Дети, попадающие в группы, как правило, не умеют с...
Планирование занятий с детьми с задержкой психического развития (сложный дефект) в младшем возрасте
Планирование занятий с детьми с задержкой психического развития (сложный дефект) младшего дошкольного возраста...
Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).
В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и УО....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"
Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус «задержка психического развития» ) по реализации ОО &quo...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познаватель...
Рабочая программа по развитию речи детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) для детей 5-7 лет
Рабочая программа...
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития
Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....