Развиваем фантазию и прогнозируем будущее посредством ТРИЗ технологии: метод эвроритма
презентация по теме

Михеева Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Развиваем фантазию и прогнозируем будущее посредством ТРИЗ технологии : метод эвроритма Подготовила : Воспитатель Михеева Ольга Сергеевна г. Санкт-Петербург, 2014

Слайд 2

Эвроритм – элемент технологии ТРИЗ Этажное конструирование фантастических идей.

Слайд 3

Рекомендации по работе с эвроритмом Учет возраста у уровня подготовленности детей. Целеполагание конкретного занятия. В предварительную работу рекомендуется включать игровые упражнения : № Цель Название игрового упражнения 1 Определение функции объекта. "Кто что умеет делать?", "Дразнилка", "Мои друзья". 2 Выявление подсистемных связей. "Части - целое", "Угадай по части", "Что без чего не бывает", "Теремок", "Что можно сказать о предмете, если там есть …?". 3 Изменение частей и свойств объекта. "Я дарю тебе свою часть", "Аукцион", "Хорошо - плохо" (по вариантам). 4 Наделение объекта новой функцией. "Я дарю тебе свое дело", "Мы - изобретатели", "Юные конструкторы". 5 Использование ресурсов объекта. "Робинзон Крузо", "Аукцион". 6 Умение видеть противоречивые свойства объекта. "Наоборот", "Перевертыши", "Что не так?". 7 Нахождение сходства между предметами (по материалу). "Найди друзей", "Что лишнее", "Маятник". 8 Подбор аналогий. "На что похоже", "Продолжи ряд". 9 Умение прогнозировать развитие системы. "Когда так может быть?".

Слайд 4

Рекомендации по работе с эвроритмом Код, или название каждого этажа, выбирается вместе с детьми. На каждом этаже следует делать вывод - обобщение, конкретизирующее для детей цель мыслительной операции. Занятие рекомендуется заканчивать продуктивной деятельностью. Для детей младшего возраста необходимо брать объекты из классификационных групп "Игрушки", "Лакомства". Для детей старшего возраста - по одному объекту из каждой классификационной группы.

Слайд 5

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 1. Необходимо брать объекты рукотворного мира из ближайшего окружения ребенка «ДЕЛО» Что это ? Для чего этот предмет необходим человеку ? Для чего он его создал (придумал)? Мороженое - чтобы есть, наслаждаясь, получая удовольствие сладким, холодным вкусом. Велосипед - чтобы кататься (передвигаться с помощью крученого движения ног). Пылесос - чтобы собирать пыль с помощью воздушного потока.

Слайд 6

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 2. Уточнить функции каждой части системы. Для технических систем определены функционально-важные части: корпус, мотор, система питания, система управления. "Главные части" Из чего состоит объект ? Для чего нужны части? Какая главная часть? Мороженое состоит из сладкого замороженного молока и стаканчика (обертки). Велосипед: корпус, цепной механизм, руль (колеса, сидение, багажник). Корпус, мотор, Электрический шнур со штекером ( электрический ток ), переключатель и т.д.

Слайд 7

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 3. Используется морфотаблица. Изменяя части системы, получаем дополнительные функции системы. Упражнение "Хорошо - плохо". "Друзья" Какие еще бывают объекты? Придумайте друзей объекта с помощью морфотаблицы , изменяя части по размеру, форме, цвету, и расскажите, что изменилось, и чем это хорошо или плохо. Мороженое бывает с наполнителем (сливочное, шоколадное, фруктовое), различное по форме (в стаканчике, в брикете, эскимо), по размеру и т.д. Велосипед бывает детский, взрослый (дамский, спортивный, тандем), раскладной и т.д Пылесос различный по месту функционирования (бытовой, автомобильный); по внешнему виду (большой, разборный, на колесиках), по цвету, по источнику питания и т.д.

Слайд 8

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 4. Изменение системы. Возможны фантастические преобразования. "Волшебник" Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами . Мороженое нетающее, с особенным запахом, со звуком, жевательное, лечебное, обучающее и т.д Велосипед с моторчиком, с обогревателем (чтобы было тепло), говорящий, самостоятельно выбирающий путь и т.д. Пылесос с различными насадками (для мытья полов, окон, для обработки мебели, подогревающий еду и т.д.). Сам - включается при появлении пыли. Используется как фен или вентилятор и т.д

Слайд 9

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 5. Рассматривается ситуация, когда объект нельзя использовать (внешний аспект - обстановка). Найти выход из создавшейся ситуации. «Неудачник» Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный? Мороженое нельзя есть в транспорте; нельзя есть, когда болеешь, и т.д. Велосипед не подходит по размеру; на улице снег; папа наказал и т.д. Пылесос не работает без электричестваили отсутствует пыль и т.д.

Слайд 10

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 6. Рассмотреть ситуации, когда невозможно использовать систему по назначению из - за заведомо неверной технологии, в результате воздействия времени (устарела, испортилась). "SOS" Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте, может помешать им пользоваться. Мороженое растаяло; кислое, невкусное; соленое, испачкалось, и т.д. Велосипед - нет какой - либо части или она испорчена. Пылесос - отсутствует мотор, засорен шланг и т.д.

Слайд 11

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 7. Рассмотрение подсистемы объекта (рассмотреть части системы и материал, из которого они изготовлены). "Один" Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился (найти способы сохранения раритета - условия длительного хранения для того, чтобы сделать такие же)? Одно мороженое - есть нельзя. Составить рецепт приготовления мороженое. Сохранить в музее ( холодильнике). Пользоваться нельзя. Чтобы сохранить, можно сфотографировать на память, найти возможность сохранения (оберегать от воды); сделать чертеж, модель для изготовления аналогов и т.д

Слайд 12

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 8. Поиск объектов, которые могут выполнять функцию заданного объекта. «Помощник» Что может выполнять то же дело? Заменяется другим продуктом, сходным по вкусовым ощущениям (холодный йогурт и т.п.). Можно кататься на самокате, на роликовых коньках, на скейте и т.д. Все объекты надсистемы имеют способность всасывать пыль.

Слайд 13

Последовательность мыслительных операций «Эвроритма» № этажа Рекомендации Код для детей Вопросы к детям Возраст 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 9. Рассмотреть ситуации, когда бывает так, что система заканчивает свое существование, функция сворачивается. "Дело не нужно" Когда бывает так, что функция объекта не нужна? Не нужно человеку есть сладкое и холодное. Человек сам может без технических средств выполнять функцию велосипеда. Пыль исчезла - необходимость в пылесосе отпала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ технологии - Метод "Данетки" с презентацией

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса....

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

( ТРИЗ – технология ) "Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"

Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер...

Опыт работы « «Развитие познавательно - речевой активности посредством ТРИЗ технологий»

В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...

Развитие творческих способностей у детей старшего возраста с нарушением зрения посредством ТРИЗ технологии

В последние годы обществу нужны люди умеющие принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Творческое воображение  детей co зрительной патологией (с которыми я работаю) из-за отсутст...

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло

laquo;Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...

Мастер-класс по ТРИЗ-технологии, метод "Эвроритм"

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания. Он дает возможность научить детей системно мыслить...