( ТРИЗ – технология ) "Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"
статья по музыке (старшая группа) на тему
Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла.
Все дети обладают разным уровнем музыкального развития, способностями и задатками, также разными типами восприятия. У детей-визуалов, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания текста песни может затягиваться.
Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не добытые самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.
Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации, предложенного педагогами-ТРИЗовцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shematizatsiya_statya.docx | 432.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
( ТРИЗ – технология )
"Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям.
Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. В певческой деятельности ребенок может активно проявить свое отношение к музыке.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, эмоционально - слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла.
Все дети обладают разным уровнем музыкального развития, способностями и задатками, также разными типами восприятия. У детей-визуалов, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания текста песни может затягиваться.
Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не добытые самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.
Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации, предложенного педагогами-ТРИЗовцами.
Мы использовали методические рекомендации Шашловой Н. В. (г. Череповец) по созданию таблиц.
- Лист расчерчивается по клеткам
- Количество строк соответствует количеству музыкальных фраз в песне.
- Количество ячеек равно количеству слов в музыкальной фразе. Предлоги и союзы считаются за отдельное слово.
- Текст записывается слева направо.
- Слова автора не меняются.
- Если схематизацию проводит взрослый, то дети сами договариваются о том, как они обозначат тот или иной объект без давления со стороны педагога.
Также, для схематизации удобно использовать магнитно – маркерную доску.
Над верхней строкой зарисовываются три «окошка», в которых схематизируются основные музыкальные показатели песни: динамика (громкая, умеренная, тихая), характер (радостный, печальный, добрый и т.д.), темп (быстрый, умеренный, медленный).
В самой верхней строке дети схематизируют прием исполнения (певучий, отрывистый) в заучиваемой песне, представленный в виде волнистой или зигзагообразной линии соответственно.
Каждую строку (музыкальную фразу) в нашей таблице открывает ячейка, где дети схематизируют певческое дыхание, представленное в виде галочки.
Повторение музыкальной фразы в песне дети обозначают репризой, представленной двумя вертикальными чертами в первой и последней ячейке повторяемой строки.
Помимо этого, при закреплении песни дети выделяют цветом ячейки с «главными» словами, которые следует интонационно выделить. В случае необходимости исполнить тише или громче какое – то слово или окончание слова в музыкальной фразе дети обозначают данные слова динамическими нюансами, представленные в виде символов.
Пример схематизации на песню «Осень» муз. О.Буйновской:
Текст:
1 куплет:
Стало холодно кругом, птицы улетели,
Скоро будут за окном, снежные метели,
Припев:
Листья желтые в саду, ветер подметает,
Это только раз в году, осенью бывает.
Применив на практике метод схематизации, стало ясно, что дети лучше запоминают текст, если самостоятельно придумывают обозначения слов. Педагогу не стоит навязывать детям обозначение, пусть дети фантазируют, рассуждают, а в дальнейшем договариваются об обозначении конкретного слова.
Важен индивидуальный подход к каждому ребенку, а также взаимодействие с родителями. Поэтому можно дать домашнее задание.
Для этого нужно подготовить заранее расчерченный лист бумаги с напечатанным текстом песни.
Пример:
Задание: схематизировать 2 куплет песни О.Буйновской «Осень»
Текст:
2 куплет: Дождик долго моросит, моет наши окна,
У березки грустный вид, вся она промокла.
Припев: Листья желтые в саду, ветер подметает,
Это только раз в году осенью бывает.
Список литературы.
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 1989.
2. Альтшуллер Г.С.. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ
Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...
«Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Статья...
Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...
Использование нетрадиционных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Выступление на семинаре...
Мастер-класс для педагогов "Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста
Мастер-классдля педагогов...
Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...