( ТРИЗ – технология ) "Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"
статья по музыке (старшая группа) на тему

Горбунова Елизавета Вадимовна

Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла.  

Все дети обладают разным уровнем музыкального развития, способностями  и задатками, также разными типами восприятия.  У детей-визуалов, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания текста песни может затягиваться.

Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не добытые самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.

Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации, предложенного педагогами-ТРИЗовцами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shematizatsiya_statya.docx432.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

( ТРИЗ – технология )

"Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. 

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. В певческой деятельности ребенок может активно проявить свое отношение к музыке.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, эмоционально - слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием исполнения, певческое дыхание и др.), необходимых для точного и выразительного воспроизведения авторского замысла.  

Все дети обладают разным уровнем музыкального развития, способностями  и задатками, также разными типами восприятия.  У детей-визуалов, в отличие от детей-аудиалов, доминирует зрительное восприятие. Поэтому процесс заучивания текста песни может затягиваться.

Знания детей, полученные в результате многократного повторения, а не добытые самостоятельно являются краткосрочными и быстро забываются.

Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости некоторых изменений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по заучиванию песен. На наш взгляд, наиболее эффективным решением данной проблемы является применение в работе с дошкольниками метода схематизации, предложенного педагогами-ТРИЗовцами.

Мы использовали методические рекомендации Шашловой Н. В. (г. Череповец) по созданию таблиц.

  1. Лист расчерчивается по клеткам
  2. Количество строк соответствует количеству музыкальных фраз в песне.
  3. Количество ячеек равно количеству слов в музыкальной фразе. Предлоги и союзы считаются за отдельное слово.
  4. Текст записывается слева направо.

  1. Слова автора не меняются.
  2. Если схематизацию проводит взрослый, то дети сами договариваются о том, как они обозначат тот или иной объект без давления со стороны педагога.

Также, для схематизации удобно использовать магнитно – маркерную доску.

Над верхней строкой зарисовываются три «окошка», в которых схематизируются основные музыкальные показатели песни: динамика (громкая, умеренная, тихая), характер (радостный, печальный, добрый и т.д.), темп (быстрый, умеренный, медленный).

В самой верхней строке дети схематизируют прием исполнения (певучий, отрывистый) в заучиваемой песне, представленный в виде волнистой или зигзагообразной линии соответственно.

Каждую строку (музыкальную фразу) в нашей таблице открывает ячейка, где дети схематизируют певческое дыхание, представленное в виде галочки.

Повторение музыкальной фразы в песне дети обозначают репризой, представленной двумя вертикальными чертами в первой и последней ячейке повторяемой строки.

Помимо этого, при закреплении песни дети выделяют цветом ячейки с «главными» словами, которые следует интонационно выделить. В случае необходимости исполнить тише или громче какое – то слово или окончание слова в музыкальной фразе дети обозначают данные слова динамическими нюансами, представленные в виде символов.

Пример схематизации на песню «Осень» муз. О.Буйновской:

Текст:

1 куплет:

Стало холодно кругом, птицы улетели,

Скоро будут за окном, снежные метели,

Припев: 

Листья желтые в саду, ветер подметает,

Это только раз в году, осенью бывает.

Применив на практике метод схематизации, стало ясно, что дети лучше запоминают текст, если самостоятельно придумывают обозначения слов. Педагогу не стоит навязывать детям обозначение, пусть дети фантазируют, рассуждают, а в дальнейшем договариваются об обозначении конкретного слова.

Важен индивидуальный подход к каждому ребенку, а также взаимодействие с родителями. Поэтому можно дать домашнее задание.

Для этого нужно подготовить заранее расчерченный лист бумаги с напечатанным текстом песни.

Пример:

Задание: схематизировать 2 куплет песни О.Буйновской «Осень»

Текст:

2 куплет: Дождик долго моросит, моет наши окна,

У березки грустный вид, вся она промокла.

Припев: Листья желтые в саду, ветер подметает,

                Это только раз в году осенью бывает.

Список литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 1989.

2. Альтшуллер Г.С.. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...