ТРИЗ технологии - Метод "Данетки" с презентацией
методическая разработка по теме
Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_tehnologii_-_metod_danetki.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ технологии - Метод Данетки.
Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.
Данетки - «lateral thinking puzzle» «латеральные паззлы» головоломки для нестандартно мыслящих. (Пол Слоун автор книг о нестандартном, незаурядном мышлении, который создал целую серию загадок по принципу данеток.) Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления.
Цели "данеток"
- научить детей задавать сильные вопросы, , т.е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения
- углублять знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный запас
- учить слушать и быть внимательным
- научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
- И конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и детьми.
Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.
У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).
Данетки бывают разными
Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный?..
Аналогично можно задумывать все, что угодно:
- Какое имя я загадал?
- Какую часть одежды я задумал?
- Какую сказку я загадал?
Какого героя мультфильма я загадал?
- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?
Интересная разновидность таких головоломок – числовые данетки. Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. В остальном, все принципы данетки сохраняются. Для того, что бы ребенок научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он, а взрослые отгадывают. Например, загадано число 16:
Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет малышу лучше разобраться с числами и понятием “больше-меньше”. Из этой же серии задачки: “Какую букву русского (украинского, английского) алфавита я загадал?”, “Какой день недели я загадал?” Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.
Еще одна разновидность логических задачек – игра “Черный ящик”. Это может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков, задав 10 вопросов отгадать, что это за предмет. Вот здесь уже нужно тщательно продумывать вопросы, что бы “экономить” их и не выспрашивать ненужные детали. Понятно, что “черный ящик” может быть и “виртуальным”, т.е. ведущий просто загадывает какой-то предмет, а игроки угадывают его за 10 вопросов.
«Игра в ситуации» Бывают данетки легкие, которые можно отгадать всего за пару вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над ответом. Но, в любом случае, ответ загадки всегда подчиняется строгой логике. Отгадка вполне реальна и не содержит в себе каких-либо фантастических или “потусторонних” элементов. Но часто она весьма необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая самые невероятные развития событий.
Ситуации могут касаться и литературных героев. Такие загадки для малышей несложно придумывать самостоятельно. Вот несколько примеров:
- Четверо друзей-музыкантов забрались друг на друга и напугали разбойников (Бременские музыканты).
- Его сделали, но не съели. Он убежал, и тогда его съели (Колобок)
- Она квакнула и упала с большой высоты. Кто она? (Лягушка-путешественница).
- Кто-то похвастался и остался без завтрака (Ворона из басни “Ворона и лисица”).
- Сначала он ее поймал, но отпустил. Потом она к нему приплыла, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка).
Вот вам для примера несколько “детских” ситуаций, которые можно попробовать загадать старшим дошкольникам и младшим школьникам. В скобках дан ответ.
- Она пошла и ее съели. Кто она? (Шашка).
- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).
- Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).
Советы для ведущего и игроков
При отгадывании данеток в начале игры лучше не пытаться сразу дать ответ. Это вряд ли получится, простые ответы в данетках бывают редко. Лучше задавать побольше вопросов, что бы собрать информацию и хоть что-то для себя прояснить. Вообще, нужно не бояться задавать вопросы. Пусть даже они будут звучать довольно фантастически. И помните, что ситуация в данетке почти всегда нестандартная, а значит нужно уходить от шаблонных вопросов. Ответы бывают очень неожиданными. Они могут быть связаны с именами и фамилиями. Как, например, в такой загадке: “Голый идет по Антарктиде.” Оказывается, Голый – это фамилия человека. Или в загадке может содержаться подвох, шутка, игра слов. “В магазин заходит человек и просит нарезать колбасу не вдоль, а поперек. “Вы пожарник?” – спрашивает продавщица. “Да”, - отвечает он. Как продавщица догадалась?” Мы, конечно, пытаемся рассуждать логически, искать связь между профессией и способом нарезки колбасы. А ответ прост: мужчина был в пожарной форме, а колбаса тут ни при чем. Подобный отвлекающий маневр в данетках – обычная вещь.
А ну-ка, отгадай!
Вот вам для тренировки несколько занятных данеток разных жанров. Проверьте с их помощью смекалку .
Вернувшись из города, маленькая Маша рассказала родителям, что видела машину для переделки людей. Что девочка имела ввиду? (Девочка имела в виду лифт, которого она раньше никогда не видела. Так как в него заходят одни люди, а выходят другие.)
Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Но остался жив. Как? (Самолет стоял на земле).
Женщина не знала, как избавиться от засидевшихся гостей, но её спас телефонный звонок. Как ? (Женщина сделала вид, что звонивший сообщил ей о пожаре в доме одного из гостей, но она не расслышала, о чьем доме шла речь.)
Мальчик сидит на стуле и трясется от страха. И вдруг, услышав громкий звук, вскакивает и убегает с воплями. Что произошло? (Мальчик – школьник. Он не выучил урок и поэтому трясется от страха, сидя за партой. А, услышав звонок, вскакивает и убегает с радостными криками.)
Человек лежит в кровати и не может уснуть. Через некоторое время он звонит кому-то и не говоря ни слова, вешает трубку и засыпает. Что произошло? ( У него за стенкой храпел сосед и мешал ему уснуть. Он позвонил ему и разбудил его: теперь он мог спокойно уснуть.
Давайте вместе возродим эту остроумную, веселую, полезную игру. И пусть благодаря данеткам людей с творческим, нестандартным мышлением становится все больше и больше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "ТРИЗ" Технология развития речи
Современные технологии по развитию речи. Что же такое ТРИЗ. Методические советы и функции ТРИЗ....
Презентация работы с морфологической таблицей по ТРиЗ технологии в средней группе " Наш снеговик"
Презентация работы с морфологической таблицей по ТРиЗ технологии в середней группе " Наш Снеговик" Цель:1.Формировать у детей умение давать большее количество разных категорий ответов в рамках за...
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...