Опыт работы « «Развитие познавательно - речевой активности посредством ТРИЗ технологий»
статья (старшая группа) на тему
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Одним из результативных способов достижения этого является метод ТРИЗ – технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty-triz.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Развитие познавательно - речевой активности посредством ТРИЗ технологий»
Воспитатель: Мухаметшина К.И.
Волшебство —разве это возможно?
Волшебство — где оно может быть?
И поверить в него очень сложно —
И без веры в него трудно жить.
Волшебство к нам приходит оттуда,
Где прекрасные замки стоят.
Волшебство — это светлое чудо,
То, что добрые люди творят.
Кто из нас не мечтал стать волшебником?
Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимательным, а ты сам из маленького и слабого превращаешься в сильного.
Мы считаем, что волшебники бывают только в сказках. Но стать волшебником прямо и непосредственно нам помогает воображение и почти каждый ребёнок по своей сути волшебник.
Воображение – это основа созидательных возможностей и свершений ребёнка. Это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя.
2. Сензитивным (чувствительным) периодом для развития воображения, - как отмечал Л.С.Выготский, является дошкольное детство..
Ребёнок не рождается фантазёром и выдумщиком. У истоков воображения стоит общение ребёнка с окружающими, прежде всего со взрослыми.
Постоянное общение со взрослым делает ребёнка с первых дней жизни полноправным участником событий в жизни семьи. Общение мамы с малышом эмоционально окрашено. Все эти моменты: активное участие в событиях, эмоциональная окрашенность общения – это «кирпичики», воображения. Без них малыш не сможет стать волшебником...
Второе условие возникновения воображения – предметно-манипуляционная деятельность ребёнка. Ребёнок должен узнать как можно больше количество разнообразных предметов.
Психолог Давыдов считает, что воображение имеет место там, где ребёнок видит целое раньше частей. Малыш подбирает деревяшку и говорит, что она нужна ему, что это не гадость, а часть машины.
Другое свойство – способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этой функцией. Кубик – это утюг, машина, молоток. Чем не волшебство?
Старший дошкольный возраст – возраст, в котором активное воображение приобретает самостоятельность. Когда воображение направляется на построение собственного замысла, то его можно назвать творческим..
Это – творчество «для себя», это подготовка к настоящему творчеству в будущем.
В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Меняется роль взрослого в этом процессе, теперь он выступает в роли «направляющего», задача которого – дать ребёнку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующей перед трудностями и неудачами, т.е. творческой личностью.
Ведь сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Помочь в формировании такой личности может ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы:
«Развитие познавательной - речевой активности посредством ТРИЗ технологий
Цель: Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ- технологии
Задачи:
1:Развивать у детей творческое и вариативное мышление, способность мыслить .
2.Формировать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи, производить при этом разнообразные мыслительные операции.
3.Учить ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственную позицию ,принимать чужую.
4.Воспитывать творчество, инициативность, коммуникабельность ребенка
Умеющего переносить знания, умения и навыки в различной жизненной ситуации.
Актуальность педагогического опыта
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее.
Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.
Я считаю проблему развития речи и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, можно сделать вывод , что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
В основе созданной Генрихом Альтшуллером теории решения изобретательских задач лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, к успешной адаптации к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.
Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ и РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни. Анализируя эти качества, можно составить портрет дошкольника, соответствующий предложенному в Федеральных Государственных Образовательных стандартах портрету дошкольника – выпускника.
Прежде чем перейти к ТРИЗ, я бы хотела бы вспомнить одну простую истину: Сначала любить, а потом учить. ТРИЗ предполагает и новый стиль общения с маленькими волшебниками. Запомнить незыблемое психологическое правило: у человека с высокой самооценкой больше шансов добиться успехов в творчестве, чем у тех, кто низко оценивает себя.
Надо дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, проявлять индивидуальность, надо много общаться с ним, играть. Но самое главное - разбудить волшебника в себе. Замечено, что равнодушные ко всему люди, относящиеся без интереса к своей работе, ничем не увлечённые, уходящие от решения задач, требующих элементов творчества, чаще болеют, быстрее стареют .
Известно, что для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы положительные эмоции (их так не хватает в наше время) преобладали над отрицательными. Творчество в любой области деятельности, пожалуй, самый мощный и неиссякаемый источник положительных эмоций.
Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально), а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке) Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Я считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников....
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...
Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...
Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"
Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...
Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...
Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»
Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...
- Мне нравится (2)