Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло
материал (старшая группа)

Тумакова Анастасия Геннадьевна

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» - так говорил А.А.Леонтьев

Одним из основных средств создания комфортной образовательной среды является применение развивающих педагогических технологий в образовательном процессе. В ряду современных педагогических технологий особое место принадлежит технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ-технологии

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» - так говорил А.А.Леонтьев

Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами ТРИЗ- технологии не просто важна, она необходима.

Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.

Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одним из основных средств создания комфортной образовательной среды является применение развивающих педагогических технологий в образовательном процессе. В ряду современных педагогических технологий особое место принадлежит технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).

Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер (Альтов) и его научная школа. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Гин. По мнению Анатолия Гин: приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Значит, самое главное – применять технологии ТРИЗ надо не от случая к случаю, а в системе. Только тогда будет результат.

Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

Нам всем кажется, что человек уже рождается с креативностью. Но это не так. Таких детей мало! У большинства детей творчество надо развивать. Мышление человека должно быть независимо и свободно (Новое можно изобрести только тогда, когда мышление свободно. Эйнштейн). Инертность мышления мешает нашим детям быть свободными и независимыми. Технологии ТРИЗ помогают уйти от инертности мышления, позволяют создать новое, развивают логическое и творческое мышление, творческое воображение, воспитывают творческую личность и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка. Проблемная и игровая форма методов и приемов ТРИЗ позволяет вовлечь всех учащихся (в том числе и ОВЗ) в образовательную деятельность, придает ей исследовательский, творческий характер, делает их увлекательными.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, помогает почувствовать собственную значимость для окружающих и получить удовольствие от самостоятельно выполненной работы, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Освоение моделей решения проблем детьми позволяет им лучше учиться в школе, с увлечением и без перегрузки осваивать новые знания, повысить мотивацию к образованию.

Технология ТРИЗ – надпредметная, применима в любых программах и предметах. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых   приёмов ТРИЗ, которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.

Проектируя занятия в соответствии с этапами деятельности, я предлагаю использовать определенные приёмы на разных этапах занятия.

Я хочу остановиться на методах нахождения новых идей, на приёмах Фантазирования.

Существует Метод «Эвроритма». Я предложила детям пофантазировать и изобрести свой новый предмет. Я распечатала на листах одинаковы изображения кастрюли и предложила детям подружить с каким-нибудь предметом- нарисовать новое изобретение, придумать ему название и для чего оно нужно. В итоги у нас получилось много интересного:

кастрюля – танк, которая собирает ягоды «Ягодница»

кастрюля – коляска, для перевозки малышей и супа «Погуляем и покушаем», и другие.

Этот метод помогает придумывать много вариантов, развивает воображение.

Игра «Теремок» (метод системного анализа, с 5-ти лет).

Для начала мы вспомнили с детьми сюжет сказки «Теремок».

Каждый участник получил карточку и играл за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Чем же похожа гитара и удочка? Гость должен сравнить оба рисунка (гитара и удочка сделаны из дерева или и у гитары, и у удочки есть струна – веревочка)

После этого гость заходит в теремок, далее  вступает в игру следующий участник игры. Теперь нужно сравнить новый предмет уже с удочкой. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.

Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.

Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.

Игра «Маша-Растеряша» (метод мозгового штурма (проблемные ситуации), с 4-х лет)

Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.

-Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла ножницы. Чем я теперь буду бумагу резать? (бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.)

Игра «Необычный зоопарк»

Детям предлагалось создать необычное животное из разных частей животных. Дети с удовольствием придумывали название, чем оно полезно и где живет. У нас получились орова-собака, кот-конь и другие.

Кроме занятий, мы применяем технологии ТРИЗ и в свободной деятельности.

Использование технологии ТРИЗ позволило достичь следующих результатов:

  1. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
  2. Повысить мыслительную деятельность воспитанников.
  3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
  4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
  5. Активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться.
  6. Дает возможность думать и принимать решения.
  7. У дошкольников формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Одарённые дети могут проявить все свои способности при выполнении совместной работы, оказании помощи сверстникам. Дети с ОВЗ получают необходимые знания, опыт общения, выполнения различны действий. В целом такая деятельность способствует повышению образовательных результатов воспитанников с разными образовательными потребностями.

Таким образом, используя возможности ТРИЗ-технологии, формируя при этом функциональную грамотность, можно решать проблему развития детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&~i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча...

«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»

В дошкольном  подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностям...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементов фитнес – технологий».

Программа перспективного развития профессиональной компетентности  инструктора по физической культуре на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Приказ 415/2 об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся

Приказ 415/2 об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся...

Использование нейропсихологических технологий в работе учителя — логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Проект направлен на практическое усвоение  применения сиситемы  нейропсихологических технологий....