Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло
материал (старшая группа)
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» - так говорил А.А.Леонтьев
Одним из основных средств создания комфортной образовательной среды является применение развивающих педагогических технологий в образовательном процессе. В ряду современных педагогических технологий особое место принадлежит технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ-технологии
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» - так говорил А.А.Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами ТРИЗ- технологии не просто важна, она необходима.
Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.
Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одним из основных средств создания комфортной образовательной среды является применение развивающих педагогических технологий в образовательном процессе. В ряду современных педагогических технологий особое место принадлежит технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер (Альтов) и его научная школа. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Гин. По мнению Анатолия Гин: приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Значит, самое главное – применять технологии ТРИЗ надо не от случая к случаю, а в системе. Только тогда будет результат.
Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
Нам всем кажется, что человек уже рождается с креативностью. Но это не так. Таких детей мало! У большинства детей творчество надо развивать. Мышление человека должно быть независимо и свободно (Новое можно изобрести только тогда, когда мышление свободно. Эйнштейн). Инертность мышления мешает нашим детям быть свободными и независимыми. Технологии ТРИЗ помогают уйти от инертности мышления, позволяют создать новое, развивают логическое и творческое мышление, творческое воображение, воспитывают творческую личность и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка. Проблемная и игровая форма методов и приемов ТРИЗ позволяет вовлечь всех учащихся (в том числе и ОВЗ) в образовательную деятельность, придает ей исследовательский, творческий характер, делает их увлекательными.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, помогает почувствовать собственную значимость для окружающих и получить удовольствие от самостоятельно выполненной работы, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Освоение моделей решения проблем детьми позволяет им лучше учиться в школе, с увлечением и без перегрузки осваивать новые знания, повысить мотивацию к образованию.
Технология ТРИЗ – надпредметная, применима в любых программах и предметах. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых приёмов ТРИЗ, которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.
Проектируя занятия в соответствии с этапами деятельности, я предлагаю использовать определенные приёмы на разных этапах занятия.
Я хочу остановиться на методах нахождения новых идей, на приёмах Фантазирования.
Существует Метод «Эвроритма». Я предложила детям пофантазировать и изобрести свой новый предмет. Я распечатала на листах одинаковы изображения кастрюли и предложила детям подружить с каким-нибудь предметом- нарисовать новое изобретение, придумать ему название и для чего оно нужно. В итоги у нас получилось много интересного:
кастрюля – танк, которая собирает ягоды «Ягодница»
кастрюля – коляска, для перевозки малышей и супа «Погуляем и покушаем», и другие.
Этот метод помогает придумывать много вариантов, развивает воображение.
Игра «Теремок» (метод системного анализа, с 5-ти лет).
Для начала мы вспомнили с детьми сюжет сказки «Теремок».
Каждый участник получил карточку и играл за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Чем же похожа гитара и удочка? Гость должен сравнить оба рисунка (гитара и удочка сделаны из дерева или и у гитары, и у удочки есть струна – веревочка)
После этого гость заходит в теремок, далее вступает в игру следующий участник игры. Теперь нужно сравнить новый предмет уже с удочкой. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.
Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.
Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
Игра «Маша-Растеряша» (метод мозгового штурма (проблемные ситуации), с 4-х лет)
Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.
-Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла ножницы. Чем я теперь буду бумагу резать? (бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.)
Игра «Необычный зоопарк»
Детям предлагалось создать необычное животное из разных частей животных. Дети с удовольствием придумывали название, чем оно полезно и где живет. У нас получились орова-собака, кот-конь и другие.
Кроме занятий, мы применяем технологии ТРИЗ и в свободной деятельности.
Использование технологии ТРИЗ позволило достичь следующих результатов:
- Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
- Повысить мыслительную деятельность воспитанников.
- Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
- Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
- Активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться.
- Дает возможность думать и принимать решения.
- У дошкольников формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.
Одарённые дети могут проявить все свои способности при выполнении совместной работы, оказании помощи сверстникам. Дети с ОВЗ получают необходимые знания, опыт общения, выполнения различны действий. В целом такая деятельность способствует повышению образовательных результатов воспитанников с разными образовательными потребностями.
Таким образом, используя возможности ТРИЗ-технологии, формируя при этом функциональную грамотность, можно решать проблему развития детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&~i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча...
«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»
В дошкольном подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностям...
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....
Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементов фитнес – технологий».
Программа перспективного развития профессиональной компетентности инструктора по физической культуре на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоро...
CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...
Приказ 415/2 об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Приказ 415/2 об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся...
Использование нейропсихологических технологий в работе учителя — логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Проект направлен на практическое усвоение применения сиситемы нейропсихологических технологий....