Мастер-класс по ТРИЗ-технологии, метод "Эвроритм"
консультация

Чигишева Надежда Дмитриевна

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания. Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет на поиски новых, нешаблонных решений (Этажное конструирование фантастических идей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание к презентации 15.71 КБ
Файл Презентация759.11 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания. Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет на поиски новых, нешаблонных решений (Этажное конструирование фантастических идей).

Эврестический метод познания – это метод организации поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности с применением следующих умений: анализировать ее усвоение в соотношении с поставленным вопросом, преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчиненных главной, проектировать план и этапы решения, формулировать гипотезу, синтезировать различные направления поисков, проверять решения и тд.

Слайд 3

Рекомендуется использовать данный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы с объектами.

Рассматривается любой объект, НО только рукотворного мира. С данным объектом ребенок путешествует по этажам «Волшебного дома»

Слайд 4

Первый этаж «Дело» Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.)

Слайд 5

Второй этаж «Главные части» Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.)

Слайд 6

Третий этаж «Друзья» Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) МОРФОТАБЛИЦА

Слайд 7

Четвертый этаж «SOS» Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)

Слайд 8

Пятый этаж «Волшебник» Объект улучшился, научился выполнять  новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР.  Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 СОС – объект САМ решает возникшие там проблемы.)

Слайд 9

Шестой этаж «Неудачник» Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром).

Слайд 10

Седьмой этаж «Один» Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве.  Это затрудняет или делает невозможным её использование.) Как быть?

Слайд 11

Восьмой этаж «Помощник» Наступило время, когда люди научились получать  нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.)

Слайд 12

Девятый этаж «Дело не нужно» Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции.)

Слайд 13

Пылесос

1 этаж «Дело» Необходимо брать объекты рукотворного мира из ближайшего окружения ребенка.

 Что это? Для чего этот предмет необходим человеку? Для чего он его создал (придумал)? Пылесос – чтобы собирать пыль с помощью воздушного потока.

2 этаж «Главные части» Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? Из какого материала сделан? Корпус, мотор, электрический шнур со штекером, переключатель, насадки, шланг и тд. Важные корпус, мотор, система питания, система управления.

3 этаж «Друзья» Какие еще бывают объекты? Придумайте друзей объекта с помощью морфотаблицы, изменяя части по форме, цвету, размеру, количеству и материалу и расскажите что изменилось и чем это хорошо или плохо.

Пылесос различен по месту функционирования (бытовой, автомобильный, робот пылесос, вертикальный и тд.) по внешнему виду (большой, разобраный, на колесиках и тд.) по цвету, по источнику питания.

4 этаж «SOS» рассматриваем ситуацию, когда невозможно использовать систему по назначению из-за заведомо неверной технологии, в результате воздействия времени (устарела, испортилась)

Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте может помешать пользоваться им?

Отсутствует мотор, засорен шланг и тд.

5 этаж «Волшебник» Изменения системы. Возможные фантастические преобразования. Делаем акцент на этаж 4 какие там проблемы и пытаемся их решить.

Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами?

Пылесос с различными насадкками (для мебели, полов, окон, подогревающий еду и тд.) Сам включается при появлении пыли. Используется как фенили вентилятор.

6 этаж «Неудачник» Рассматривается ситуация, когда объект нельзя использовать (внешний аспект, обстановка). Найти выход из создавшейся ситуации.

Когда нельзя пользоваться объектом, даже если он новый и неиспорченый?

Пылесос не работает без электричества или отсутствует пыль и тд.

7 этаж «Один» Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился? (найти способы хранения раритета – условия длительного хранения для того чтобы сделать такие же)

Пользоваться нельзя. Чтобы сохранить можно сфотографировать на память, найти возможность сохранения (оберегать от воды), сделать чертеж, модель для изготовления аналогов и тд.

8 этаж «Помощник» Поиск объектов которые могут выполнять функцию заданного объекта

Что может выполнять то же дело?

Все объекты надсистемы имеют способность всасывать пыль

9 этаж «Дело не нужно» Рассмотреть ситуацию, когда бывает так, что система заканчивает свое существование, функция сворачивается.

Когда бывает так, что функция объекта не нужна?

Пыль исчезла необходимость в пылесосе пропала


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод Этажного эвроритма как инновационный инструмент решения задач старших дошкольников Выполнил воспитатель: Чигишева Н.Д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок» 633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1 тел .(8-383-41) 3-70-34, е -mail: bsk du01@mail.ru

Слайд 2

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания. Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет на поиски новых, нешаблонных решений (Этажное конструирование фантастических идей).

Слайд 3

Цель: формирование логического и креативного мышления. Задачи: - развивать мышление; - развивать фантазию; - учить обобщать; учить конкретизировать; строить умозаключения.

Слайд 4

1. Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.) «Дело» Что это? Для чего это необходимо человеку? Для чего оно создано ( придумано)? 1

Слайд 5

2. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.) « Главные части» Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? 1 2

Слайд 6

3. Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) «Друзья» Какие еще бывают объекты? Изменяем части по размеру, форме, цвету . Чем это хорошо или плохо? Форма Цвет Размер Количество Материал 1 2 3

Слайд 7

4. Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?) « SOS » Как время может воздействовать на объект? Что в самом объекте может помешать им пользоваться? 1 2 3 4

Слайд 8

5. Объект улучшился, научился выполнять новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР. Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 СОС – объект САМ решает возникшие там проблемы.) «Волшебник» Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами . 1 2 3 4 5

Слайд 9

6. Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром). «Неудачник» Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный? 1 2 3 4 5 6

Слайд 10

7. Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным её использование.) Как быть? «Один» Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился? Какие трудности возникли бы у людей? 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 11

8. Наступило время, когда люди научились получать нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.) «Помощник» Что может выполнять то же дело? 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 12

9. Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции.) «Дело не нужно» Когда бывает так, что функция объекта не нужна ? Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с использованием ТРИЗ -технологий

Мастре - класс с использованием ТРИЗ технологий...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...