Проект сказкотерапия
проект на тему
Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazkoterapiya.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ.
Одна из основных особенностей детей с ОВЗ – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений.
Коррекционно-развивающая работа в условиях темно сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами.
В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.
В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок с ЗПР учится преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами и своим поведением.
Использование в коррекционно-развивающий работе с детьми с ЗПР полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты и психотерапевтических практик сказкотерапии и игротерапии позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – его социализация в обществе.
Цель: создание оптимальных условий для социализации и развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1. Оказание поддержки в раскрытии потенциальных возможностей: осознании своего реального «Я», формировании самооценки, разрешении внутренних конфликтов.
2. Коррекция мнимых и истинных страхов, неадекватных форм поведения.
3. Снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития.
Структура проекта.
Проект состоит из 10 занятий в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате для детей 5-6 лет с ОВЗ.
Срок реализации проекта – 2 месяца
Темы занятий.
- Сказка «Заяц-Коська и родничок»
- Сказка «Ежик и море»
- Сказка «Дюймовочка»
- Сказка Золушка»
- Сказка «Царевна-Лягушка»
- Сказка «Лягушка-путешественница»
- Сказка «Снежная королева»
- Сказка «Снегурочка»
- Сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Сказка «Снежинка»
Структура занятий.
1 часть – Организационная.
Цель: ослабление телесных и эмоциональных зажимов, создание атмосферы принятия и доверия.
- Знакомство, приветствие
- Кинестетическое или дыхательное упражнение
2 часть – Основная
Мотивационная.
Введение в игровую ситуацию, придающее деятельности занятия поисковый характер. Предлагается проиграть (пережить) эту ситуацию.
Практическая.
Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.
Активное действие. Взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. При этом формируется положительная эмоционально-волевая стабильность, активизируется познавательная деятельность, открываются возможности для раскрытия творческого потенциала детей.
3 часть - Завершающая. Подведение итогов, ритуал прощания.
Оборудование темной сенсорной комнаты
- Мягкие пуфики
- Кресло-пуфик
- Детский игровой «сухой» бассейн
- Напольные маты
- Проектор «Звездное небо»
- Воздушно-пузырьковая стена
- Массажное оборудование (массажный коврик, массажные мячи мячи-антистресс)
- Мерцающие занавеси (декоративный световой модуль на базе оптического волокна в виде тучи)
- Музыкальная среда (магнитофон, набор СD-дисков для релаксации)
Предполагаемые результаты.
1. Расширение представлений у детей с ОВЗ об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность).
2. Сформированность навыка управления мышцами своего тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
3. Повышение уровня восприимчивости, умения чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с окружающими людьми и различными предметами.
4. Повышение уровня произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
5. Развитие способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями.
6. Развитие умения концентрироваться на зрительных образах.
7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"
А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....
Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...
Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
Творческий проект "Сказкотерапия"
Календарное планирование...
Презентация проекта сказкотерапия
Презентация проекта Сказкотерапия в совершенствовании взаимодействия с окружающим миром для детей с ОВЗ....
Проект "Сказкотерапия"
Определить эффективность использования метода сказкотерапии путем интеграции в воспитательно - образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с ус...