Непрерывная образовательная деятельность "Мир семьи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Готовый конспект занятия с детьми. Этот конспект был представлен на 2 этапе конкурса "Открытие - 2017".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_domovenok_revaeva_o.n.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад №270»
КОНСПЕКТ
познавательно-поисковой деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Мир семьи»
Разработал
воспитатель БДОУ
«Центр развития ребенка – д/с №270»
Реваева Ольга
Николаевна
г. Омск – 2017г.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы работы: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации.
Цель: иметь представление о семье как о людях, которые живут вместе, о доброжелательных отношениях и эмоциональном состоянии членов семьи.
Задачи:
- Закрепить элементарные представления о родственных связях в семье. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево».
- Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи и семейных увлечениях.
- Закреплять умение собирать целое по частям.
- Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
- Формировать у детей навыки совместной деятельности, элементы сотрудничества.
Материал и оборудование: Домовенок Кузя, сундук, заготовки ромашки, клей, цветные картинки, демонстрационный материал.
Предварительная работа: Рисование на тему «Моя семья и я», рассматривание семейных альбомов и фотографий, заучивание имени и отчества, фамилии родителей и других членов семьи, их профессии; изготовление деталей для коллажа; наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют члены семьи.
Ход НОД
Мотивация деятельности
В: здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня я пришла к вам в гости. Мне очень хочется с вами подружиться. Я предлагаю взяться за руки и поздороваться.
В этот момент раздается смех.
В: ребята, кто это так весело смеется? Посмотрите вокруг себя, может быть, мы найдем того, кто смеется.
Дети осматриваются и находят домовенка Кузю, который сидит на шкафу.
В: ребята, поздоровайтесь с гостем! Здравствуй, ты кто?
К: здравствуйте! Я домовенок Кузя.
В: очень хорошо. Спускайся к нам вниз, расскажи нам что-нибудь о себе.
К: Я живу в этом детском саду. Слежу за порядком, охраняю его. Мне очень нравится наблюдать за тем, как вы играете и занимаетесь разными делами. Но я никак не могу понять, куда вы уходите каждый вечер! Мне сразу становиться одиноко и скучно!
В: ребята расскажите Кузе, куда вы уходите по вечерам.
Д: мы уходим домой.
К: домой? Это в другой детский сад, что ли?
Д: нет! Мы уходим домой к маме и папе. Мы там живем.
К: А кто такие мама и папа?
Д: это наши родители. Мы вместе с ними живем. Они о нас заботятся, они нас любят…
В: ребята, а как можно назвать это одним словом, когда все вместе живут под одной крышей.
Д: семья!
К: ааааа, в сундуке бабы Яги как раз спрятано что-то, связанное с этим словом!
В: Кузя, а что же ты не откроешь свой сундучок?
К: А я не могу, баба Яга говорила, что сундук откроется только тогда, когда я отгадаю загадку. А я ее не могу отгадать.
В: так может быть, мы поможем отгадать загадку?
Кузя загадывает загадку (загадка). Воспитатель и дети отгадывают загадку
Д: семья
Сундучок открывается, воспитатель достает свиток, лепестки от ромашки.
В: Ребята, что же это? Может быть, прочитаем?
«Дорогой Кузя! Пишет тебе баба Яга. Я знаю, что ты давно хочешь узнать, что же такое семья. Так вот, найди себе помощников, которые тебе расскажут о семье. Чтобы рассказ получился интересным, я предлагаю выполнить задания, а результат разместить на лепестках чудесного цветка – ромашки, который является символом семьи в России. Удачи, тебе домовенок! »
Установка цели детьми
К: где же я возьму помощников?
В: ребята, как вы думаете, кто может быть помощниками у Кузи?
Д: мы можем!
В: если мы будем помощниками, то как мы будем ему помогать?
Д: мы ему расскажем о семье.
В: правильно! Так на какой вопрос мы должны ответить?
Д: мы должны ему рассказать, что такое семья.
Совместная работа по нахождению способов действия
В: Как же мы это сделаем?
Д: мы будем выполнять задания и результат разместим на лепестках.
В: Конечно, если мы с вами все сделаем правильно, то в результате получиться ромашка, благодаря которой Кузя узнает все о семье.
Ну что ж, готовы? Смотрим первое задание:
Самостоятельная деятельность детей
Задание №1.
Очень часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом, у которого нижние ветки дерева – это дедушки и бабушки, ветки повыше – родители, а верхние ветки – это дети. Соберите для Кузи картинку такого дерева и разместите на лепестке №1.
Дети идут к столам и выбирают картинки, наклеивают их на дерево. Дерево наклеивают на лепесток. Воспитатель обсуждает полученный результат.
В: первый лепесток готов. Ваня, прикрепи, пожалуйста, лепесток к серединке. Будем выполнять следующее задание?
В: Кузя, у каждого члена семьи есть свои обязанности, а у вас есть в семье то, за что вы отвечаете?
Д: да (рассказывают)
Задание №2. Подберите картинки, кто что должен делать в семье. Мальчики пусть подберут то, чем должны заниматься мужчины, а девочки – то, чем женщины. Наклейте это на лепестке №2 и 3.
Дети идут и подбирают картинки - посуда – мама готовит еду, стиральная машина – мама стирает белье, иголки, нитки – мама подшивает, чинит одежду, тряпка и ведро – моет пол. Молоток – папа забивает гвозди, …
Мальчики приклеивают картинки на лепесток №2, а девоки на лепесток №3. На лепестках соответственно нарисованы мама и папа.
В:. Паша и Наташа, прикрепите, пожалуйста, лепестки к серединке. Воспитатель обсуждает полученный результат.
В: Кузя, у каждой семьи есть свои увлечения. У вас, ребята, есть в семье увлечения?
Д: да
В: какие, расскажите!
Дети кратко полилогом рассказывают о семейных увлечениях.
Задание №3. Вам надо разделиться по два человека и вместе собрать картинку по частям и прикрепить на лепесток №4,5.
Детиделятся по парам, собирают из частей рарезную картинку и наклеивают ее на заготовленный листок бумаги с липучкой, который потом прикрепляют на лепесток.
В: ребята, прикрепите, пожалуйста, лепестки к серединке. Воспитатель обсуждает полученный результат.
В: Кузя, как ты думаешь, чем могут порадовать друг друга родные люди?
К: не знаю!
В: а вы, ребята, знаете?
Д: хорошими поступками, заботой…
Задание №4
В: Вам нужно подобрать картинки, на которых можно увидеть чувство заботы и любви. Картинки наклейте на лепесток № 6,7.
Дети находят каждый саостоятельно картинку и прикрепляют ее на лепестки.
В: Прикрепляйте лепесток к серединке. Воспитатель обсуждает полученный результат.
В: Как ты Кузя думаешь, какое же чувство помогает жить людям под одной крышей? А вы как думаете, ребята?
Д: любовь друг к другу.
Задание №5. Наклейте на серединку ответ на мой вопрос.
Дети наклеивают символ любви – сердечки.
В: Кузя, ребята, посмотрите, ромашка у нас получилась? Кузя, тебе все понятно, что такое семья?
К: Да, теперь я знаю, что такое семья. Я понял, что в семье всех объединяет любовь и забота! Можно я заберу эту ромашку себе?
В: конечно, Кузя, ребята, подарим ему ромашку?
К: Спасибо, пусть пока повисит, а потом я ее заберу, а пока сбегаю к Нафане и рааскажу ему об этом!До свидания, ребята!
Д: до свидания!
Воспитатель уносит Кузю в приемную.
В: Ребята, на какой вопрос мы с вами ответили? Как вы думаете, смогли мы Кузе помочь узнать, что такое семья?
Д: Да.
В: молодцы, вот какой замечательный у нас результат получился! Даже если Кузя что-нибудь не понял или забудет – ему всегда об этом напомнит наша ромашка. А вы сами запомнили, что такое семья? Сможете дома маме и папе рассказать?
Д: да, запомнили!
В: хорошо, сейчас мы это проверим! Для того, чтобы наш семейный цветок не завял, его надо поливать. У меня есть лейка. И сейчас я предлагаю вам выбрать капельки воды, которыми мы польем ромашку. Капельки голубого цвета возьмут те, кто все запомнил и при выполнении заданий не испытывал затруднений. Синюю капельку возьмет тот, кому помогали товарищи выполнять задания. А фиолетовую капельку возьмет тот, кому было сложно выполнять задания.
Дети выбирают капельки и прикрепляют их под лейкой. Воспитатель проводит анализ взятых капелек.
В: Ребята, встанем в круг, улыбнемся друг другу. Мне сегодня было приятно с вами пообщаться. Спасибо и до свидания!
Самоанализ
Уважаемое жюри, вашему вниманию представлена образовательная деятельность в подготовительной группе, количестве 8 человек. Длительность 20 минут.
Тема деятельности «Мир семьи». Образовательная область: познавательное развитие.
Образовательная деятельность построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Перед собой поставила следующие задачи:
- Закрепить элементарные представления о родственных связях в семье. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево».
- Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи и семейных увлечениях.
- Закреплять умение собирать целое по частям.
- Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
- Формировать у детей навыки совместной деятельности, элементы сотрудничества.
При проведении занятия я использовала следующие группы методов, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ деятельности;
Наглядные: использование наглядного демонстративного и раздаточного материала;
Практический — самостоятельная деятельность детей.
Для активизации детей я использовала такие приемы, как создание проблемной ситуации и проблемного диалога, прием развивающей кооперации (работа в группах, подгруппах), а также фиксацию результата и опору на жизненный опыт детей.
На протяжении всего образовательного процесса я использовала познавательно-поисковую и коммуникативную деятельность. Цель образовательного процесса была достигнута мной коммуникативная. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким - то одним видом деятельности.
Перед детьми стояла цель: усвоить представление о семье как о людях, которые живут вместе, о доброжелательных отношениях и эмоциональном состоянии членов семьи. На мой взгляд, цель была достигнута…..
Во время общения с детьми я старалась установить партнерские отношения, что благоприятно сказалось на психологическом климате. Во время проведения занятия конфликтов между детьми не было, так как было достаточно раздаточного материала, и во время выполнения заданий, у них была возможность работать с тем, с кем ему хотелось.
Цель образовательного процесса была достигнута мной и детьми за счет использования современных педагогических технологий (проблемное обучение, работа в группах и подгруппах) и применения деятельностного подхода при организации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий по образовательной области: художественно-эстетическое развитие на тему "Семь цветов Радуги"
Конспект занятия по рисованию с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий...
Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)
перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Моя семья"по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(для младшего дошкольного возраста)
Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему:»Моя мама»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» в подготовительной группе «Семья и семейные ценности»
Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье....
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области __познавательное развитие__ для детей _среднего_ возраста Тема: «___Моя семья___»
Цель: Формирование представления детей о семье.Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальноепредставление о родственных отношениях в семье: каждые из них однов...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально – коммуникативное развитие» для детей старшей группы. Тема: « Моя семья».
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области « Социально – коммуникативное развитие»для детей старшей группы.Тема: « Моя семья»....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «ФПООМ» коррекционной группе Название: «Мой дом, это моя семья».
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «ФПООМ»коррекционной группеНазвание: «Мой дом, эт...