Рабочая программа кружка
рабочая программа (старшая группа) на тему
Используя данную программу можно научить дошкольников играть в шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudo-shashki.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ЧУДО - ШАШКИ»
для детей 5-7 лет
Воспитатель
Гончар Лидия Фёдоровна
г. Мегион
2017
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста.
Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Цель и задачи программы
Цель. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
научить оценивать свои и чужие поступки.
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Отличительные особенности программы:
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка. Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки. Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы на год обучения:
- подготовительный,
-основной,
-заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год. Режим занятий:
Общее количество занятий в год – 68
- Количество занятий в неделю – 2
Возрастные и индивидуальные особенности.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Вид детской группы – группа постоянного состава.
Набор детей – свободный с учётом интереса ребёнка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам.
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года проводятся итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.
Содержание программы
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, физической, интеллектуальной и практической деятельности.
Перспективный план
Сентябрь | |||
№ | Темы | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Шахматная доска и фигуры | Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. | 2 |
2 | Правила поведения при игре в шашки | Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. | 2 |
3 | Ходы и взятие фигур | Повторение. Закрепление Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 4 |
Октябрь | |||
4 | Цель и результат шашечной партии | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 4 |
5 | Общие принципы разыгрывания партии | Анализ учебных партий, игровая практика. | 4 |
Ноябрь | |||
6 | Понятие о шашечном турнире | Шашечные турниры, цель, правила проведения | 1 |
7 | Игровая практика | Применение | 1 |
8 | Анализ игровой практики | Анализ учебных партий | 1 |
9 | Особенности хода дамки | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | |
10 | Дамка против простых шашек | Умение использовать дамку против простых шашек. | 3 |
Декабрь | |||
11 | Тактические приемы и особенности их применения | Решение тестовых позиций Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике | 2 |
12 | Понятие о комбинации | Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. | 2 |
13 | Игровая практика | Анализ игровых парий | 2 |
Игра «уголки» | Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. | ||
Январь | |||
14 | Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика) | О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. | 2 |
15 | Шашечная терминология | Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии. | 2 |
16 | Тактика окружения. Использование отсталых и изолированных шашек. | Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитительная тактика. | 2 |
17 | Практическое закрепление материала | Игровая практика | 2 |
Февраль | |||
18 | Цель и результат шашечной партии | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. | 2 |
19 | Шашечная комбинация | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 2 |
20 | Игровая практика | Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 2 |
21 | Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 2 |
Март | |||
22 | Способы защиты. Закрепление
| Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 2 |
24 | Практическое закрепление материала | Игровая практика | 2 |
25 | Анализ учебных партий, игровая практика. | Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии | 2 |
26 | Общие принципы разыгрывания партии | Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика. | 2 |
Апрель | |||
27 | Атака и защита | Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров | 2 |
28 | Особенности хода дамки | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | 2 |
29 | Дамка против простых шашек | Умение использовать дамку против простых шашек | 2 |
30 | Игровая практика | Соревнования. | 2 |
Май | |||
31 | Подготовка к соревнованиям | Повторение правил соревнований | 2 |
32 | Практическое закрепление материала | Игры в шашки | 2 |
33 | Соревнование по шашкам между игроками | Игры в шашки | 2 |
34 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | Игры в шашки | 2 |
Условия для реализации программы
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (1 человек): - комплекты шашек и досок (5-6 комплектов); - шахматные часы (2-3 комплекта);
Сроки реализации
Программа предусматривает проведение 68 занятий в год, по два занятия в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы. Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы. Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения дети должны знать:
шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
правила игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
стадии игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
ориентироваться на шашечной доске,
правильно помещать доску между партнерами,
правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
применять на практике правила игры,
следить за ходами противника, поправлять,
решать простейшие комбинации,
расставлять позиции с заданными условиями,
рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий.
Коммуникативные:
общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
контролирование собственных эмоций,
использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
использование знаний в практической игре,
ориентирование на плоскости,
схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
создание плана реализации преимущества,
предвидение развития позиций,
предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Чудо-шашки»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса.
Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Используемая литература
Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 72 с.
Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 2007 – 88 с.
Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 2005. – 250 с.
Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 320 с.
Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 2008 – 348 с.
Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
Шашки для детей/ В. К.Погрибной, В. Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...