«Познание» (Познавательно – исследовательская деятельность)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Золушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolushka.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (Познавательно – исследовательская деятельность)
Возраст: 6-7 лет Тема: «Золушка». Программное содержание Образовательная область: «Познавательное развитие» Программные задачи: Продолжать обучать детей проводить исследовательские действия, делать собственные предположения и выводы; формирование представлений об испарении жидкостей; осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности. Образовательная область: «Физическое развитие» Программные задачи: - формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Программные задачи: - воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Образовательная область: «Речевое развитие» Программные задачи: - развивать связную речь у детей. - формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Подготовила воспитатель
Бобылева Н.А.
«Познание» (Познавательно – исследовательская деятельность)
Ход занятия:
1.Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)
Доброе утро! Я вам говорю Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю Вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться.
Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар:
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет…
Дети. Пар.
Воспитатель. Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой…
Дети. Горячей.
Воспитатель. И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет?
Дети. Облачко!
Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар – они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из…
Дети. Из воды.
Воспитатель. Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды.
2.Основная часть. (20 мин)
Отгадайте загадку:
Дождик вдруг полил из тучки
И накапал нам на ручки.
Как вода попала в тучку?
Кто ответит мне получше?
Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?
Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.
Картинка круговорот воды в природе.
Воспитатель. Правильно, вода испаряется – превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет… Что? Правильно, дождик!
Дождик – это же вода,
А она везде, всегда.
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед!
Если холод вдруг придет,
Из водички будет… (лед).
Если вдруг тепло настанет,
Жарко будет, лед… (растает).
Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода).
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в… (водицу).
Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода – из тучек идет дождь.
Я – веселая вода,
Я бегу туда-сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и в лед,
А могу наоборот!
Какая бывает вода?
Дети. Холодная, горячая, теплая, жидкая.
Воспитатель. А твердая вода бывает?
Дети. Да, это лед.
Воспитатель. А вверх может улетать?
Дети. В виде пара вода может улететь.
Воспитатель. Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода… Дети. Испаряется.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода – другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?
Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.
Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?
ФИЗМИНУТКА
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.
Воспитатель. А сейчас послушайте сказку.
Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи – жены дровосека – родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее
все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей.
Однажды во дворце был назначен большой праздник – бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще – духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала:
«Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, – и увидела, что капли нет!
«Куда же она делась?» – подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка?
Дети. Испарилась.
Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий – посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого – не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара?
Дети. Потому что его мало.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется – видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются – солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться,
только медленно-медленно и потом совсем исчезнут.
3. Заключительный этап (5 минут)
А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.
Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (традиционное продолжение сказки).
Самоанализ занятия
Бобылевой Надежды Александровны, воспитателя
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе . Состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап образовательной деятельности направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения образовательной деятельности была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали, знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (картинка круговорот воды в природе);
3. Практический (опыт);
4. Игровой (загадывание загадок);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе образовательной деятельности , четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам образовательной деятельности (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
В ходе всей образовательной деятельности придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
Старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Образовательная деятельность состояла из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время образовательной деятельности преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...
Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...
Непосредственная образовательная деятельность:" Познание.Познавательно-исследовательская деятельность" Тема: «Маленькие человечки»
Программные задачи; Учить детей моделировать с помощью понятия «маленькиечеловечки».Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленькихчеловечков».3. Познакомить с переходом вещес...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»
Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...
Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской» Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...