«Познание» (Познавательно – исследовательская деятельность)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конева Надежда Александровна

конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Золушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolushka.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

                                                                                                                                                           Непосредственно образовательная деятельность                                                                   «Познание»  (Познавательно – исследовательская деятельность)

Возраст: 6-7 лет                                                                                                                      Тема: «Золушка».                                                                                                           Программное содержание                                                                                                        Образовательная область: «Познавательное развитие»                                  Программные задачи:   Продолжать обучать детей проводить исследовательские действия, делать собственные предположения и выводы; формирование представлений об испарении жидкостей; осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности.                      Образовательная область: «Физическое  развитие»                                        Программные задачи:                                                                                                                    - формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья.                                                                                                               Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Программные задачи:                                                                                                                 - воспитывать бережное отношение  и любовь к природе.                                 Образовательная область: «Речевое развитие»                                             Программные задачи:                                                                                                                - развивать связную речь у детей.                                                                                              - формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Подготовила воспитатель

Бобылева Н.А.

 «Познание» (Познавательно – исследовательская деятельность)

Ход занятия:

1.Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)

Доброе утро! Я вам говорю                                                                                                                                          Доброе утро! Я вас всех люблю!                                                                                                                                             Желаю Вам хорошо заниматься!                                                                                                                                        Слушать внимательно, ума набираться.

Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и  превращается в пар:

Если сильный – сильный жар,

Из водички будет…

Дети.  Пар.

Воспитатель. Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой…

Дети.  Горячей.

Воспитатель. И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет?

Дети. Облачко!

Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар – они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из…

Дети. Из воды.

Воспитатель. Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды.

2.Основная часть. (20 мин)

Отгадайте загадку:

Дождик вдруг полил из тучки

И накапал нам на ручки.

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?

Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?

Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.

Картинка круговорот воды в природе.

Воспитатель. Правильно, вода испаряется – превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет… Что? Правильно, дождик!

Дождик – это же вода,

А она везде, всегда.

Зимой и летом, круглый год

Дружат пар, вода и лед!

Если холод вдруг придет,

Из водички будет… (лед).

Если вдруг тепло настанет,

Жарко будет, лед… (растает).

Лед растает, и тогда

Будет из него… (вода).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет… (пар).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в… (водицу).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода – из тучек идет дождь.

Я – веселая вода,

Я бегу туда-сюда.

Я и в ванне, и в реке,

И вблизи, и вдалеке.

Превращаюсь в пар и в лед,

А могу наоборот!

Какая бывает вода?

Дети.  Холодная, горячая, теплая, жидкая.

Воспитатель.  А твердая вода бывает?

Дети. Да, это лед.

Воспитатель. А вверх может улетать?

Дети. В виде пара вода может улететь.

Воспитатель. Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода… Дети. Испаряется.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода – другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?

Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.

Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?

ФИЗМИНУТКА

Солнце. Жарко. Стало тише.

Пар стремится выше – выше.

Воздух тучи охлаждает

И осадки выпадают.

И к земле стремятся ближе:

Ниже, ниже, ниже.

Воспитатель.  А сейчас  послушайте  сказку.

Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи – жены дровосека – родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее

все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей.

Однажды во дворце был назначен большой праздник – бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще – духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала:

«Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, – и увидела, что капли нет!

«Куда же она делась?» – подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка?

Дети. Испарилась.

Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий – посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого – не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара?

Дети. Потому что его мало.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется – видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются – солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться,

только медленно-медленно и потом совсем исчезнут.

3. Заключительный этап (5 минут)

А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.

Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (традиционное продолжение сказки).

Самоанализ занятия

Бобылевой Надежды Александровны, воспитателя

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

     Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе . Состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап образовательной  деятельности  направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.  Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

     В ходе проведения образовательной деятельности  была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали, знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (картинка круговорот воды в природе);

3. Практический (опыт);

4. Игровой (загадывание загадок);

и  приемы: игровой, пояснения, указания, показ,  художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

    Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе образовательной деятельности , четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам образовательной деятельности (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

 В ходе всей образовательной деятельности  придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

 В работе с детьми использовала беседу, загадки  на сообразительность и логическое мышление  - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

 Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

Старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»,  которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Образовательная деятельность  состояла  из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу,  самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на  обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время образовательной деятельности преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой  деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения  проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия  деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)

       Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...

Непосредственная образовательная деятельность:" Познание.Познавательно-исследовательская деятельность" Тема: «Маленькие человечки»

Программные задачи; Учить детей моделировать с помощью понятия «маленькиечеловечки».Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленькихчеловечков».3.  Познакомить с переходом вещес...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»

Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении  воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...

Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»            Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...