Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кашаева Екатерина Ивановна

 

Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении  воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность ( эксперимент – опыт)  помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды ( в частности, в реках). Подвести к пониманию, что в природе все взаимосвязано. Развивать познавательный кругозор детей, смекалку, настойчивость, пытливость. Предварительная работа: выучить с детьми стихотворения. прочитать экологические сказки о воде; домашнее задание: нарисовать плакат  "Защитим водоемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект открытого просмотра 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект открытого занятия

 Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование)

                                 Тема: « Волшебница вода»

                                                                                                                                Старшая группа

                                                                                                         Воспитатель: Кашаева  Е. И.

Программное содержание: Развивать и обобщать знания детей о значении  воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность ( эксперимент – опыт)  помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды ( в частности, в реках). Подвести к пониманию, что в природе все взаимосвязано. Развивать познавательный кругозор детей, смекалку, настойчивость, пытливость.

Активизация словаря.

Предметы: вода, ручей, океан, река, берег, море, круговорот, испарение, пресная, стоячая, проточная, соленая.

Действия: бежит, журчит, льётся, течёт, вытекает, замерзает.

Признаки: чистая, свежая, холодная, хрустальная,  без вкуса, запаха, прозрачная, твёрдая (лед).

Образовательная область «Познание» (конструирование):

а) учить детей выполнять  последовательность действий;

б) продолжать отрабатывать технику сгибания листа бумаги прямоугольной формы пополам

в) развивать глазомер и точные движения пальцев.

Развитие психических функций:

а) стимулировать развитие памяти путем запоминания ранее изученных приемов и способов конструирования из бумаги и использование их при самостоятельной деятельности;

б) способствовать концентрации внимания, сосредотачиваясь на процессе изготовления поделки;

Воспитательная задача:

а) учить проявлять самостоятельность при конструировании поделки;

б) развивать аккуратность в работе.

Структура занятия:

  • Игровая мотивация с проблемной задачей;
  • Решение схемы « Что нужно растению?»;
  • Беседа « Для чего нужна вода?»;
  • Загадка ( для закрепления, уточнения свойств воды);
  • Игра « Мы капельки »;
  • Стихотворения: « Капелька» Г. Люшнина, «Песнь о воде», «Вода» Н. Рыжова,  «Путешествие воды» Н. Рыжова (я), «Вьются речки».
  • Экологические сказки о реке;
  • Познавательный прогноз ( перед опытом – экспериментом ) – версия о том, что будет;
  • Практическая деятельность детей через опыт – эксперимент по очистке грязной воды;
  • Творческое задание (домашнее) « Придумай и нарисуй водоохранный знак»;
  • Конструирование кораблика;
  • Итог занятия: мнения детей о том, что полезного они узнали.

                       Ход занятия:

( дети заходят и встают полукругом)

В: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Д: Здравствуйте!

В: А теперь повернитесь ко мне лицом. Сделаем глубокий вдох и выдох.

                    Артикуляционная гимнастика:

Де-де-де – искупались мы в воде,

Да-да-да – нам всегда нужна вода,

Ды-ды-ды – очень плохо без воды,

Ду-ду-ду – завтра я в бассейн пойду.

В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки ( звучит аудиозапись).

Д: Это звуки воды.

В: Сегодня мы поговорим о воде.

В: читает стихотворение Н. Рыжовой

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед.

Растает и снова в поход!

По горным вершинам

Широким долинам.

Вдруг в небо взовьется

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница чудо-вода.

     Показывает Д. засохшее растение. Просит  объяснить отчего так случилось – идет решение проблемы.

     Показ  Д. незаконченной схемы « Что нужно растению?» - Д. должны выбрать картинки из   предложенных  и добавить к схеме (вода, тепло, свет, почва).

Беседа «Для чего нужна вода?»  В. выслушивает детские ответы,  уточняет  во что может превратиться вода ( в пар, в лед).

В: Где человек использует воду?

Д: готовит еду, моется, пьёт, стирает, убирается, поливает огород, и др.

В: кому нужна вода?

Д: Всем живым существам  (животным, растениям, насекомым, людям, птицам, и др.)

В: где в природе есть вода?

Д: в реке ( пресная, проточная), в ручье (пресная, проточная), в озере (пресная, стоячая), в море (соленая), в роднике (пресная, чистая, проточная), в болоте (пресная,тухлая, стоячая), в луже (пресная, грязная).  

  В: просит одного из детей  (Артем К.) загадать загадку. « Это вещество прозрачное, у него нет запаха, оно умеет течь, переливаться, легко принимает форму того предмета, в котором находится. Одни предметы в этом веществе растворяются, другие – нет. О каком веществе идет речь?» Через отгадку идет закрепление свойств воды.

Д: читают стихотворение  (Рита Ф.)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

В: обращает  внимание Д. на  блюдечко с подкрашенной водой, спрашивает, для чего оно? ( Д. объясняют, что это – длительный опыт, который показывает, что вода испаряется.)

Где вода быстрее испаряется: возле батареи, на солнце или в прохладном месте?

В какую погоду лужи высыхают быстрее?

На примере какого опыта вы докажите, что вода испаряется? ( опыт с блюдцем.)

В: какой вывод можно сделать?

Д: вода путешествует.

В: показывает схему: « Круговорот воды в природе» (идет её краткий анализ.)

Д: читают стихотворение « Капелька», Г. Люшнин  (Лёня Ш.)

                         

Нависли тучи над селом —

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех,

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты...

Поила капля целый день

В лугах цветы,

В садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растет.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по селам тёк

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела —

И в море капля уплыла.

От берегов родных вдали

Теперь качает корабли. (Г.Люшнин)

                                 Физ.минутка

                              Игра « Мы капельки»

Мама-Тучка посылает капельки на землю, они летают, поливают. Сливаются в маленькие ручейки – дети по двое берутся за руки, затем ручейки впадают в реку – дети встают и движутся цепочкой, потом река впадает в океан – движение по кругу, плавают. Появляется Солнышко – капельки-дети становятся легкими – руки вверх, тянутся вверх и улетают назад к Маме-Тучке.

В: просит детей вспомнить экологическую сказку, которую они слушали накануне, напоминает 2-3 эпизода о том, как люди обидели реку и она заболела.

      Диана К. читает стихотворение:

Мимо разных дворов и крылечек,

Где-то рядышком и вдалеке,

Вьётся множество маленьких речек.

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки,

Путь-дорога у них нелегка…

Если высохнут малые речки,

Обмелеет большая река.

В: показывает стаканы с чистой водой (такая вода была до загрязнения) и стаканы с грязной водой (такая вода стала, когда заболела река).  Предложение очистить эту воду.

                                       Опыт-эксперимент :

 Дети работают парами (через воронку с помощью выбранного фильтра сливают грязную воду в пустой стакан). После опыта  идет сравнение воды до очистки и после, и с чистой водой.

Воспитатель благодарит детей за помощь реке. Но этой воды мало. Как же помочь реке? (версии детей о том, как человек может исправить свою ошибку).

 Воспитатель показывает водоохранные знаки, которые дети приготовили дома (домашнее задание) и предлагает установить их на берегу  реки.

                              Разминка. Пальчиковая гимнастика.

      Прежде чем игру начать,                                Перекатывать горошины (бусины), прижимая

      Надо пальчикам сказать:                                их к столу пальцем. Поочередно передавать

    «Пальчик, пальчик мой хороший,                   горошину всем пальцам.

     Ты прижми к столу горошек,

     Покрути и покатай,

     И другому передай!»

     Покатаю я в руках

     Бусинки, горошки.

     Станьте ловкими скорей,

     Пальчики, ладошки.

В: предлагает построить из бумаги кораблики и пустить «Бумажный флот» по чистой реке.

Итог: дети высказывают своё мнение о том, что полезного для себя они узнали.

 Д: читают стихотворение  (Вика Г.)

      «Песнь о воде»

Если руки наши в ваксе                                        

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без воды.

 

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)

       Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...

Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"

Конспект  совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...

Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»            Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...

Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе

Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...

НОД. Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» Познавательно исследовательская деятельность. «Удивительная вода»

Формирование позновательного интереса к воде у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «Подарок для Мишки» во II младшей группе

Программное содержание Познакомить детей с тем, что внутри надувных шариков и внутри человека есть воздух, обнаружить его.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материал...