Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность ( эксперимент – опыт) помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды ( в частности, в реках). Подвести к пониманию, что в природе все взаимосвязано. Развивать познавательный кругозор детей, смекалку, настойчивость, пытливость. Предварительная работа: выучить с детьми стихотворения. прочитать экологические сказки о воде; домашнее задание: нарисовать плакат "Защитим водоемы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого просмотра | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование)
Тема: « Волшебница вода»
Старшая группа
Воспитатель: Кашаева Е. И.
Программное содержание: Развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность ( эксперимент – опыт) помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды ( в частности, в реках). Подвести к пониманию, что в природе все взаимосвязано. Развивать познавательный кругозор детей, смекалку, настойчивость, пытливость.
Активизация словаря.
Предметы: вода, ручей, океан, река, берег, море, круговорот, испарение, пресная, стоячая, проточная, соленая.
Действия: бежит, журчит, льётся, течёт, вытекает, замерзает.
Признаки: чистая, свежая, холодная, хрустальная, без вкуса, запаха, прозрачная, твёрдая (лед).
Образовательная область «Познание» (конструирование):
а) учить детей выполнять последовательность действий;
б) продолжать отрабатывать технику сгибания листа бумаги прямоугольной формы пополам
в) развивать глазомер и точные движения пальцев.
Развитие психических функций:
а) стимулировать развитие памяти путем запоминания ранее изученных приемов и способов конструирования из бумаги и использование их при самостоятельной деятельности;
б) способствовать концентрации внимания, сосредотачиваясь на процессе изготовления поделки;
Воспитательная задача:
а) учить проявлять самостоятельность при конструировании поделки;
б) развивать аккуратность в работе.
Структура занятия:
- Игровая мотивация с проблемной задачей;
- Решение схемы « Что нужно растению?»;
- Беседа « Для чего нужна вода?»;
- Загадка ( для закрепления, уточнения свойств воды);
- Игра « Мы капельки »;
- Стихотворения: « Капелька» Г. Люшнина, «Песнь о воде», «Вода» Н. Рыжова, «Путешествие воды» Н. Рыжова (я), «Вьются речки».
- Экологические сказки о реке;
- Познавательный прогноз ( перед опытом – экспериментом ) – версия о том, что будет;
- Практическая деятельность детей через опыт – эксперимент по очистке грязной воды;
- Творческое задание (домашнее) « Придумай и нарисуй водоохранный знак»;
- Конструирование кораблика;
- Итог занятия: мнения детей о том, что полезного они узнали.
Ход занятия:
( дети заходят и встают полукругом)
В: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Д: Здравствуйте!
В: А теперь повернитесь ко мне лицом. Сделаем глубокий вдох и выдох.
Артикуляционная гимнастика:
Де-де-де – искупались мы в воде,
Да-да-да – нам всегда нужна вода,
Ды-ды-ды – очень плохо без воды,
Ду-ду-ду – завтра я в бассейн пойду.
В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки ( звучит аудиозапись).
Д: Это звуки воды.
В: Сегодня мы поговорим о воде.
В: читает стихотворение Н. Рыжовой
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед.
Растает и снова в поход!
По горным вершинам
Широким долинам.
Вдруг в небо взовьется
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница чудо-вода.
Показывает Д. засохшее растение. Просит объяснить отчего так случилось – идет решение проблемы.
Показ Д. незаконченной схемы « Что нужно растению?» - Д. должны выбрать картинки из предложенных и добавить к схеме (вода, тепло, свет, почва).
Беседа «Для чего нужна вода?» В. выслушивает детские ответы, уточняет во что может превратиться вода ( в пар, в лед).
В: Где человек использует воду?
Д: готовит еду, моется, пьёт, стирает, убирается, поливает огород, и др.
В: кому нужна вода?
Д: Всем живым существам (животным, растениям, насекомым, людям, птицам, и др.)
В: где в природе есть вода?
Д: в реке ( пресная, проточная), в ручье (пресная, проточная), в озере (пресная, стоячая), в море (соленая), в роднике (пресная, чистая, проточная), в болоте (пресная,тухлая, стоячая), в луже (пресная, грязная).
В: просит одного из детей (Артем К.) загадать загадку. « Это вещество прозрачное, у него нет запаха, оно умеет течь, переливаться, легко принимает форму того предмета, в котором находится. Одни предметы в этом веществе растворяются, другие – нет. О каком веществе идет речь?» Через отгадку идет закрепление свойств воды.
Д: читают стихотворение (Рита Ф.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
В: обращает внимание Д. на блюдечко с подкрашенной водой, спрашивает, для чего оно? ( Д. объясняют, что это – длительный опыт, который показывает, что вода испаряется.)
Где вода быстрее испаряется: возле батареи, на солнце или в прохладном месте?
В какую погоду лужи высыхают быстрее?
На примере какого опыта вы докажите, что вода испаряется? ( опыт с блюдцем.)
В: какой вывод можно сделать?
Д: вода путешествует.
В: показывает схему: « Круговорот воды в природе» (идет её краткий анализ.)
Д: читают стихотворение « Капелька», Г. Люшнин (Лёня Ш.)
Нависли тучи над селом —
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты...
Поила капля целый день
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растет.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
В селе закончила дела
И быстро в реку утекла,
И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
Потом у дальнего причала
Турбинам лопасти вращала,
Чтобы от них по селам тёк
По проводам гудящий ток.
В реке закончила дела —
И в море капля уплыла.
От берегов родных вдали
Теперь качает корабли. (Г.Люшнин)
Физ.минутка
Игра « Мы капельки»
Мама-Тучка посылает капельки на землю, они летают, поливают. Сливаются в маленькие ручейки – дети по двое берутся за руки, затем ручейки впадают в реку – дети встают и движутся цепочкой, потом река впадает в океан – движение по кругу, плавают. Появляется Солнышко – капельки-дети становятся легкими – руки вверх, тянутся вверх и улетают назад к Маме-Тучке.
В: просит детей вспомнить экологическую сказку, которую они слушали накануне, напоминает 2-3 эпизода о том, как люди обидели реку и она заболела.
Диана К. читает стихотворение:
Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек.
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка…
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
В: показывает стаканы с чистой водой (такая вода была до загрязнения) и стаканы с грязной водой (такая вода стала, когда заболела река). Предложение очистить эту воду.
Опыт-эксперимент :
Дети работают парами (через воронку с помощью выбранного фильтра сливают грязную воду в пустой стакан). После опыта идет сравнение воды до очистки и после, и с чистой водой.
Воспитатель благодарит детей за помощь реке. Но этой воды мало. Как же помочь реке? (версии детей о том, как человек может исправить свою ошибку).
Воспитатель показывает водоохранные знаки, которые дети приготовили дома (домашнее задание) и предлагает установить их на берегу реки.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем игру начать, Перекатывать горошины (бусины), прижимая
Надо пальчикам сказать: их к столу пальцем. Поочередно передавать
«Пальчик, пальчик мой хороший, горошину всем пальцам.
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай!»
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
В: предлагает построить из бумаги кораблики и пустить «Бумажный флот» по чистой реке.
Итог: дети высказывают своё мнение о том, что полезного для себя они узнали.
Д: читают стихотворение (Вика Г.)
«Песнь о воде»
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг?
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...
Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...
Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"
Конспект совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...
Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской» Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе
Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...
НОД. Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» Познавательно исследовательская деятельность. «Удивительная вода»
Формирование позновательного интереса к воде у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «Подарок для Мишки» во II младшей группе
Программное содержание Познакомить детей с тем, что внутри надувных шариков и внутри человека есть воздух, обнаружить его.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материал...