Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста. Тема: «Тульская ярмарка».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulskie_pryaniki.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Центр Образования № 4»
Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.
Тема: «Тульская ярмарка».
Разработал:
воспитатель средней группы
Харитонова И.К.
г.Тула
2017
Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего возраста.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Тип: комплесное, интегрированное.
Возраст детей:4-5 лет (средняя группа).
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная дея-ть.
Тема: «Тульская ярмарка»
Цель:
1.Формировать интерес к истории и культуре Тульского края.
2.Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, народным промыслам.
3. Закрепить знания детей о родном крае, городе, в котором мы живём.
4.Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города.
5. Познакомить детей с историей возникновения самовара, с его устройством и назначением.
6. Закреплять знания детей о Тульском прянике.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов,
- познакомить с новыми понятиями: самовар, тульский пряник, чаепитие,
- активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы,
- систематизировать знания детей о родном городе, рассказать, чем славится и гордится Тульский край,
- углублять и уточнять представления детей о прошлом своего родного края,
- продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
- познакомить детей с историей возникновения самовара, с его назначением,
- закреплять знания детей о Тульском прянике.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей,
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус,
- развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать,
- развивать внимание, память, логическое мышление,
- закреплять навыки коллективной работы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам,
- воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, гордости за свой край,
- вызвать положительное эмоциональное настроение,
- воспитывать чувство уважения к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.
Предварительная работа:
- беседы, рассказы по теме, рассматривание дымковской игрушки, иллюстраций самоваров, пряников,
- дидактические игры: «Собери самовар»,
- рассматривание открыток с изображением г. Тулы,
- заучивание стихотворений о Туле,
- пряники настоящие для чаепития.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой, практическая продуктивная деятельность детей, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: самовары, иллюстрации с элементами дымковской росписи, пряники, картинки, аудиозаписи с песнями о Туле, магнитофон, интерактивная доска для просмотра презентации, гуашь белого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки.
Словарная работа: туляки, горожане, печатные, лепные пряники,
самовар, ярмарка.
Дидактическая игра: «Собери самовар».
Ход занятия.
Воспитатель:- Дети, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какой это город?
Дети: Тула
Воспитатель: -Да это наш родной город - Тула- Слайд(Изображение Тулы)
-Мы с вами живём в городе Туле и называют нас - туляками.
- Давайте вместе скажем, кто мы?
- Ответы детей (туляки).
Воспитатель: Жителей города называют горожанами.
- Как называют жителей города?
- Ответы детей (горожане)
Воспитатель: Дети, мы живём с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Воспитатель: -Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете, что такое ярмарка?
Дети:-Нет!.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу и расскажу.(Слайд русская ярмарка)
Ещё с давних времён у русского народа был обычай-устраивать ярмарки.
Ярмарка-это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются.
Воспитатель:- Скажите мне ребятушки, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей Тульской ярмарке. Хотите побывать?
Дети:-Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами туда отправимся. Мы с вами оказались на самой настоящей ярмарке. Ну, же давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Но для этого мы отгадаем с вами загадку:
-Стоит толстячок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
-Дети:-Самовар
Воспитатель: Правильно, ребята, -это самовар.
Воспитатель: Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар?
Дети:-Чтобы чай кипятить.
Воспитатель:- Правильно, в нем кипятят чай. . Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли, а внизу - поддувало.«Сам варит»- отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство, это часть жизни и судьба русского народа. Издавна русской традицией считается чаепитие за самоваром. Тщательно начищенный он красовался на самом видном месте в комнате. Делали самовары в городе Туле, они были разные по цвету и по форме. Были большие пузатые, маленькие расписные Есть самовары разной формы: в форме вазы,круглый самовар-шар,в форме репки,самовар-петух,затейливый домик-теремок. Такие самовары всегда становились украшением ярмарок. Тула и в настоящее время остаётся самоварной столицей. Поэтому достопримечательностью нашего города является Музей самоваров, расположенный на территории Тульского Кремля.
Воспитатель:-А теперь мы с вами поиграем!Игра называется «Собери самовар» (четыре разрезных самовара).
Воспитатель: Части разные возьми, картинку быстро собери! Ребята, когда Вы соберёте разрезные картинки, то сможете увидеть самый русский самовар! (
Воспитатель:-Присаживайтесь за столы.(дети садятся за стол и выполняют задание). Дидактическая игра «Собери самовар».
Воспитатель:-А теперь давайте отдохнем.
Физминутка. «Улыбнитесь»
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели — встали, сели — встали
И на месте побежали.
Воспитатель:-Ой,ребята,посмотрите,а что же здесь?.Давайте разгадаем загадку и узнаем,что ещё приготовила нам ярмарка?
Испечен он в печке жаркой
Из муки. Сам вкусныйсладкий,
Мягкий, ароматный,пряный-
Потому зовется….
Дети:-Пряник!
Воспитатель:-Правильно, -это пряник. Атам,где самовары на столах, там и вкусный пряник. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Их стали делать тоже в Туле.
Воспитатель:-А,вы ели пряники?
Дети:-Да!.
Воспитатель:-Какие они на вкус?
Дети:-Сладкие,мятные,с орехами.
Воспитатель:-А какие по форме?
Дети:-Овальные,круглые,квадратные.
Воспитатель: Пряники отличались разнообразием - печатные, обрядовые, силуэтные.лепные. Печатные пряники делали при помощи деревянных форм, эти формы делали из твердых пород дерева, груши, березы. Получали пряничные доски. Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада. Но главное, что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные. Лепные пряники лепили руками и не только из теста,а даже из хлеба. А,чтобы сделать пряники замешивали пряничное тесто: а тесто было из муки,сахара и мёда.
А самые известные "печатные" пряники с давних времен выпекают в Туле.
Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Сверху пряники украшались сахарной глазурью.
Достопримечательностью Тулы и Тульского края является памятник тульскому прянику и Музей тульского пряника.
Воспитатель: Примем участия в ярмарке?
Дети: Да!
Воспитатель:Для этого вам надо превратиться в мастеров. Давайте почувствуем себя мастерами пряничного дела.Если ярмарка необычная. ,Предлагаю расписать шаблоны пряников дымковским узором Какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка полоски. -Воспитатель:Давайте присядем за столы и украсим наши пряники дымковской росписью (Дети садятся за столы на которых лежат шаблоны тульских пряников)
Воспитатель:.Т. к издавна пряники украшали сахарной глазурью-это сахар белого цвета.,. для этого мы будем использовать белую гуашь. Но с начала мы рассмотрим каким узором можно украсит пряник (Показ элементов дымковской росписи).
Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, колечки? Как рисовать точку? (кисточка смотрит вверх. Чем она рисует? (носиком - кончиком) Как рисуется полоска? (слева направо, сверху вниз) – показ воспитателем. Как ведем кисточку? (ворс кисточки бежит за палочкой) – показ воспитателем. Колечки рисуем – кончик кисточки танцует - показ воспитателем. Кружок закрашиваем в одном направлении. Краски набираем немного на кончик кисти после каждого использования тщательно промываем и вытираем салфеткой.
1 2 3 4 5
Начинаем мы играть
Вправо, влево повернетесь
В мастеров все превратитесь
Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе.
Закройте глаза. Придумайте узор, начинайте рисовать
Воспитатель: Дети ,Сидим прямо, спинка прямая.
.
Продуктивная работа по изодеятельности:
Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны тульских пряников, кисти, краски. И украшают шаблоны тульских пряников элементами дымковской росписи. Звучит спокойная
Воспитатель: Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!
Воспитатель: Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем.
Воспитатель:-Где мы сегодня с вами побывали?Что узнали нового?
Дети:-Мы побывали на Тульской ярмарке, что такое ярмарка. Играли в игру «Собери самовар»,украшали пряник дымковским узором.(ответы детей)
Воспитатель:-Как же мы можем назвать свою любимую Тулу?
Дети: -Тула самоварная,пряничная,
Воспитатель: -Дети, я приглашаю вас пить чай из самовара с тульскими пряниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывный образовательной деятельности по Познавательному развитию для детей среднего возраста Тема: " В гости к медвежонку "
Конспект Итогового занятия по ФЭМП в соотвествии ФГОС...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста по теме «Транспорт».
Учить различать транспорт: грузовой и пассажирский. Формировать у детей знания о назначении дорожных знаков, закреплять знания о уже известных....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, лед).Задачи:1.Образовательные:познакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; твердое состояние воды (лед);учит...
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»
Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области __познавательное развитие__ для детей _среднего_ возраста Тема: «___Моя семья___»
Цель: Формирование представления детей о семье.Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальноепредставление о родственных отношениях в семье: каждые из них однов...
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»
В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательному развитию для детей среднего возраста Тема: « Математический теремок»
Цель: сформированность понятий по РЭМПЗадачи:Обучающие:-закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5;-закрепить представления о геометрических фигурах, навыки ориентировки в...