проект Развивающие игры, как средство развития речи
методическая разработка на тему

Ахмедова Юлия Олеговна

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад  № 7»

152150  Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

 

 

 

     

 

 

 

Педагогический проект 

Тема: «Развивающие игры, как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста »

                                

 

                                                                                              Подготовила:
                                                                                                       

                                                                                                       Воспитатель 

                                                                                                       Ахмедова Ю.О                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов, 2016-2017 г.г.

Паспорт проекта

         Параметры 

 

 

Содержание

Наименование учреждения

Адрес

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон №1, д.10.

 

Электронный адрес МДОУ

mdou7-rostov@yandex.ru

Название проекта

 

«Развивающие игры, как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста "

Автор проекта

Ахмедова  Ю.О

Тип проекта 

Информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта 

 

воспитатели, дети группы В-1 ("Одуванчики"), родители.

Сроки и этапы реализации проекта

Долгосрочный (май 2016 г. - май 2021 г.). 

 

 

 

Пояснительная записка

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensornoe_razvitie_ahmedova_yu.o.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад  № 7»

152150  Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

     

Педагогический проект

Тема: «Развивающие игры, как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста »

                               

                                                                                                      Подготовила:
                                                                                                             

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                       Ахмедова Ю.О                                                

 

Ростов, 2016-2017 г.г.

Паспорт проекта

         Параметры

Содержание

Наименование учреждения

Адрес

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон №1, д.10.

Электронный адрес МДОУ

mdou7-rostov@yandex.ru

Название проекта

«Развивающие игры, как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста "

Автор проекта

Ахмедова  Ю.О

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта

воспитатели, дети группы В-1 ("Одуванчики"), родители.

Сроки и этапы реализации проекта

Долгосрочный (май 2016 г. - май 2021 г.). 

Пояснительная записка

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи.

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

 Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулам  развития речи детей.

Толковое,  повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

В начале года было проведено анкетирование родителей "Речевое развитие ребенка". Результаты анкетирования дали возможность выявить степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем. (Приложение 1)

Таким образом, тема проекта актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Именно поэтому, целью данного проекта является определение роли игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.

 Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач  были выделены следующие:

Для воспитателей:

1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей развитию речи у детей дошкольного возраста.

2. Разработать перспективный план работы

3 Создать предметно-развивающую среду.

Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

5. Взаимодействовать с родителями по приобщению детей к развивающим играм.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

   Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3.Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию речи.

 Для родителей

Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей, через развивающие игры.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка .

Методы и приемы:

- Игровой метод (дидактические игры).

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Ожидаемый результат

   2 группа раннего дошкольного возраста.

К концу третьего года жизни происходят большие изменения в развитии речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной,   ребенок начинает пользоваться всеми частями речи, говорить длинными фразами, употребляя предложения. Ввиду того, что речевой аппарат еще не совершенен, ему трудно произносить такие звуки, как «ш», «щ», «ч», «р», «ж».

Речь становится осмысленной, но построение фраз часто бывает неправильным. В речи появляется много слов, которые дети сами изобретают. Например: лопатку называют «копаткой», мороженное «можужу» и т.д.

Дети очень любят слушать коротенькие стихи с простой рифмой про то, что им близко и понятно. Например, когда идет дождь, можно рассказать стишок про дождь, при виде птичек – стишок про птичек и т.д.

 Развитию речи способствуют игры, в которых много поводов для разговоров с взрослыми и другими детьми. Такие игры как пальчиковые, подвижные, речевые, лото, разрезные картинки, строительный материал, игры с чудесным мешочком и т.д. Например, в мешке находятся разные предметы и игрушки, которые могут вызвать воспоминания. Хорошо вспомнить о прошлом и говорить, о будущем, связывая настоящее с прошлым и будущим. Например, наблюдая за падающими осенними листьями и голыми деревьями, вспомнить лето, говоря при этом: «А помните, как летом было много зеленых листочков на этом дереве?» или «Помните, здесь была клумба с цветами?», говоря о будущем, рассказать, как малыш будет играть зимой.

 Дети 2-3 лет не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).

 В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. Например, «Подуй на снежинку», «Подул ветерок».

Проведена педагогическая диагностика по ОО "Речевое развитие " за 2016-2017 год (Приложение 2)

Младшая группа

К концу года  ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи: говорит своё имя, фамилию и отчество; знает имена родственников и друзей; воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию; говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные. Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д. Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др. Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит. Повторяет услышанное. Пересказывает мультфильм или сказку. Говорит не только громко, но и тихо. В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний. Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

 Средняя группа

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».

У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:

 способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.

В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.

 в данном возрасте  умете связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.

Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.

 Старший дошкольный возраст

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.  

Педагоги

-Разработанная система помогает повысить уровень развития речи у детей дошкольного возраста через развивающие игры.

-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком

-Стремление взаимодействовать с родителями

Продукт проекта:

• Картотека развивающих игр.

• Картотека консультаций для родителей.

• Перспективный план работы.

• Обновление развивающей среды .

• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию речи у дошкольников.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Подготовительный этап

Определение основных направлений в работе. Изучение методической литературы по данной теме, разработать перспективное планирование, осуществить выбор эффективных форм, метод и приемов работы с участниками проекта (накапливание фото, сбор архивного материала).

май 2016 - сентябрь 2016 год

Организациооный

Работа по перспективному планированию "Пальчики помогают говорить"

Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия и богощать их чувственный опыт;

  Развивать осязательное восприятие,а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макро моторику воспитанников;

Повышать уровень знаний родителей по развивающим играм, для формирования развития речи.

Создание в группе развивающего уголка для детей 2 группы раннего возраста.

· Организация образовательной деятельности;

 План мероприятий работы с родителями;

План мероприятий работы с воспитателями.

 Октябрь 2016 - май 2017 год

Разработка перспективного планирования для 2 младшей группы,  изучение и подбор методической литературы для 2 младшей группы.

Июнь - август 2017 год

Работа по перспективному планированию

 "Игра- как средство развития речи"

1. Развитие детей интереса к речевым играм;

2. Совершенствование активной речи ребёнка.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи.

5 Выделять начало и конец действия и правильно называть их.

План мероприятий работы с родитлями;

План мероприятий работы с воспитателями.

Сентябрь 2017 год - май 2018 год

Разработка перспективного планирования для средней группы;изучение необходимой литературы;подбор методической литературы;

Июнь - август 2018 год

Работа по перспективному планированию

"Учимся играя"

Реализация планирование осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация планирования предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

 дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно – ролевые игры.

Сентябрь 2018 год - май 2019 год

определение задач воспитательно – образовательной работы;

- составление и обсуждение поэтапного плана работы;

- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

- создание банка идей и предложений;

- планирование деятельности всех участников проекта;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Июль - август 2019 год

Работа по перспективному планированию

 "В игры играем, речь развиваем"

Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.

Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.

Анкетирование родителей: анкета« Ребенок и книга».

Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи детей».

Памятка для родителей  по развитию речи детей.

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Изготовление  дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

Сентябрь 2019 год - май 2020 год

Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание»,  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

4. Анкетирование родителей

Июнь - июль 2020 год

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, алгоритмами, демонстационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Сентябрь 2020 год - апрель 2021 год

Заключительный

Обобщение полученного опыта; представлять опыт по итогам работы. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и не удач

Май 2021 год

Литература

Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;

Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика – синтез», 2015 г.

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

О.С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2011 г.

Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое  общество России, 2007 г.

А.В. Печерога развивающие игры для дошкольников  - М.: ВАКО, 2008 г.

Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно -  методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты -  словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 г.

Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;

Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;

Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;

А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;

М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;

А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;

«Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

«Пальчики помогают говорить»

во 2 группе раннего развития

2016-2017 года

Неделя \ месяц.

Связь с другими видами деятельности.

Сентябрь

1.неделя.

-Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» - с использованием книжных иллюстраций.

-Дидактические упражнения – «Кто что делает?», по сказки «Курочка ряба»

-Д\и «Поручение»

Лепка – знакомство с пластилином

Рисование – «Зернышки» - рисование пальчиками.

Физкультура – П\и «Курочка с цыплятами»

Конструирование: узкая дорожка

Игра "найди шарик"

2.неделя.

-Чтение потешек – «Вот и люди спят» - рассматривание картинок: птички на веточках, зайки на травки и т.д.

-Чтение сказки «Курочка ряба» пальчиковый теарт.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звука «А».

Лепка – «Дождик»

Рисование – «Спрячь мышку» - карандаш.

Физкультура – П\и «Птички»

Конструирование: широкая дорожка

Игра "Веселые крышки"

3.неделя.

-Чтение потешек – «Вот и люди спят». Дидактические упражнения – «Птички летают, а звери бегают».

-Чтение стихов А.Барто из цыкла «Игрушки»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «У», «Паровоз»

Лепка – «Мячик»

Рисование – «Дорожка» - краски.

Физкультура – П\и «Поезд»

Конструирование: башенка

Игра "Цветные шарики"

4.неделя.

-Чтение рассказа Е.Чарушина «Кошка». Театр игрушек – корова, коза, кошка – звукоподражание.

-ЗКР– звуки «У»-«А». Развитие речевого дыхания, упражнение «Ветерок».

-Д\ упражнение – «Что звучит?» - слуховое развитие.  

Лепка – «Травка»

Рисование – «Травка» - рисование пальчиками.

Физкультура –П\и «Мыши и кот».

Конструирование: башенка.

Игра "Будь внимателен"

Октябрь

1.неделя.

-Чтение потешек – «Водичка – водичка» - песенка водички: звук – «ССС»

-Экспериментирование- игры с водой. Потешки: «Наша Таня громко плачит».

-ЗКР– развивать умение правильно выдыхать воздух, через рот, для развития речевого дыхания «Ветерок»

Лепка – «Мячик»

Рисование – «Дождик кап-кап-кап» - карандаш

Физкультура –П\и «Догони мяч»

Конструирование: башня

Сюжетная игра: Дочки матери

Игра "Забавные прищепки"

2.неделя.

-Чтение сказки «Курочка ряба» - театр Би-Ба-Бо

-Экспериментирование: игры с водой – «Тонет, не тонет». Потешки  «Водичка – водичка»

-Артикуляционная гимнастика, на улыбку. ЗКР– звук –«И»

Лепка – «Мячик».

Рисование – «Дождик» - красками.

Физкультура – П\и «Через ручеёк»

Конструирование: башня.

Игра "Солнышко"

3.неделя.

-Е.Чарушин – «Курочка» - картинка «Курочка с цыплятами»

-Подвижные игры – «Наседка с цыплятами. Песенка: курочки – ко,ко,ко; цыплят – пи,пи.

-Артикуляционная гимнастика – округлые губы. ЗКР– звук «О»

Лепка – «Зернышки»

Рисование – «Зернышки» - карандаш.

Физкультура – П\и «Курочка с цыплятами»

Конструирование: ворота

Игра "Ежик"

4.неделя.

-Е.Чарушин –«Курочка».

-Чтение стихов А.Барто «Мячик».

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звуки «И-О», развивать умение правильно выдыхать.

Лепка – «Зернышки».

Рисование – «Нитки» - карандаш

Физкультура – П\и с мячом.

Конструирование: ворота.

Игра "Змея в траве"

Ноябрь

1.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» (повтор). Дидактические упражнения – «Кто, как кричит?» - звукоподражание и звуковосприятия (громко, тихо)

-Чтение русской народной сказки «Репка» - на фланелеграфе.

-Дидактическая игра – «Кто к нам пришёл?» - игрушки или картинки – корова, кошка, мышка, коза. Артикуляционная гим-а. ЗКР– звук «М»

Лепка – «Яичко»

Рисование – «Мостик через речку» - краски.

Физкультура – П\и «Солнышко и дождик»

Конструирование: автомобиль – деревянный конструктор

Пальчиковые упражнения:«Волшебник», «Пальчики здороваются», «Дом».

2.неделя.

-Чтение потешек про пальчики, использование театра на пальчиках.

-Чтение р.н.с. «Курочка ряба» - театр на фланнелеграфе

-Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания «Ветерок». Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «П».

Лепка – «Пряник»

Рисование – «Письмо маме» - карандаш

Физкультура – П\и «Мышки»

Конструирование: ворота – Лего конструктор.

«Привяжи ленточку к шарикам».

3.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» настольный театр. Д\у – «Скажи ласково за курочку»

-Чтение потешеки «Пошел котик не Торжок». Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

- ЗКР – звук «Б». Пальчиковая гимнастика. Игра на музыкальных инструментах.

Лепка – «Колбаски».

Рисование – «Клубок» - карандаш

Физкультура – П\и «Догони мяч»

Конструирование: дорожка – деревянный конструктор.

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

4.неделя.

- Чтение потешек «Пошел котик на Торжок» - рассматривание иллюстраций в книги.

-Игра драматизация – «Курочка ряба», с использованием костюмов.

-ЗКР- развитие слухового внимания (различие произношений звуков) «М-Б-П».

Д\И – Чудесный мешочек – «Кто к нам пришёл?»

Лепка – «Колбаски»

Рисование – «Ворота»

Физкультура – П\и «Догоните меня»

Конструирование: ворота – крупный конструктор

 Игра «Орешки»

Декабрь.

1.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Репка» - настольный театр

-Д\У на величину – сравнение героев по величине (большой, маленький, меньше) и голосу, у кого какой голос (громкий, тихий, ласковый, сердитый).

-ЗКР- звук «Ф» -звукоподражание «аф-аф». Д\И – «Далеко, близко».

Лепка – «Скатаем снежный ком»

Рисование – «На деревья на лужок тихо падает снежок» - краски

Физкультура – П\и «Пузырь»

Конструирование: стул и стол

Сюжетная игра: Дочки матери

«Составь узор»

2.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Репка» - пальчиковый театр.

-Игра – «Посуда для всех героев», по сказки «Репка», на величину (большой, маленький).

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР – звук «К»

Лепка – «Тарелка»

Рисование – «Огни в окнах» - карандаш.

Физкультура – П\и «Лохматый пёс»

Конструирование: диван

Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав».

3.неделя

-Повторение р.н.с. «Репка» «Курочка ряба» - книги с иллюстрациями. По иллюстрации дети договаривают сказку за воспитателям.

-Игра инсценировка по сказки «Курочка ряба».

-ЗКР- звуки «В-К» упражнения для артикуляционного аппарата.

Лепка – «Угощение».

Рисование – «Зернышки»

Физкультура –П\и «Мыши и кот»

Конструирование: диван

«Собери бусы»

4.неделя.

-Чтение потешк- «Наша Маша маленька»

-Игра драматизация «Репка» с использованием костюмов.

-ЗКР- звукоподражание: «Чудесный мешочек» -корова, коза, кошка, и т.д. произнесение звукосочитаний: мяу-мяу, мур-мур, кис-кис.

Лепка – «Яблоки на блюде»

Рисование – «Украсим елку, хлопушку» - краски.

Физкультура – П\и « Кто тише»

Конструирование: кресло

«Помоги Петрушке собрать букет»

Январь

1.неделя.

-Чтение «Как у нашего кота» - театр игрушек

-Экспериментирование – Д\У – «Шерсть и перышко»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Д».

Лепка – «Столбик»

Рисование – «Разукрасим шапку, варежку» - карандаш

Физкультура – П\и «Воробушки и кот»

Конструирование: домик из кубиков

2.неделя.

-Чтение сказки «Теремок» фланелеграф

-Д\и – «Найди по цвету»

-ЗКР- звук «Т». Д\У- Игры с молоточками – забить втулки, шарики в ячейки.

Лепка – «Столбик»

Рисование – «Новогодняя елка» - краски.

Физкультура – П\и «Мышки»

Конструирование: домик – Лего конструктор

Сюжетная игра: Доктор Айболит

3. неделя.

-З.Чарушин «Кошка» - Татр «Би-Ба-Бо». Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

-Потешка «Заинька походи». Д\и – «Кто в домике живет?» домашние и лесные животные.

-ЗКР - звук «Г». Закрепление гласных «Б-И-О»

Лепка – «Заборчик»

Рисование – «Следы котенка» - рисование пальчиками.

Физкультура – П\и «Зайка серенький сидит»

Конструирование: кресло

4.неделя.

-Чтение потешек «Заинька походи» - хороводная игра

-Беседа с детьми, на тему «Кто живет в лесу?». Игра на звукоподражание.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Т», закрепление «Д-Т-Г».

Лепка – «Заборчик»

Рисование – «Мишка топает, зайчик скачет» - краски.

Физкультура – П\и «Через ручеёк»

Конструирование: кровать

Пальчиковая гимнастика: «Вертолет»

Февраль.

1.неделя.

-Чтение стихотворения А.Барто «Снег» - с движениями и с моделью снежков. Рассматривание картинок  с изображением птиц.

-ЗКР – звук «Х». Д\у «Сова» - на звукоподражание – «ууух-ууух-ууух»

-Экспериментирование – Д\у «Шубка из перьев, или из меха.

Лепка – «Снеговик»

Рисование – «Снежные дорожки» - краски.

Физкультура – П\и «Птички»

Конструирование: лесенка из кирпичиков

Пальчиковая гимнастика: «Зайчата»

2.неделя.

-Рассказывание р.н.с. «Теремок» - театр «Би-Ба-Бо». Д\У- «Попросись вежливо»

-Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка». Потешки «Заинька походи» - хороводная.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Э» - упражнения на выдох и на слух.  

Лепка – «Бревнышки для домика»

Рисование – «Заборчик»  краски

Физкультура – П\и «Зайцы и волк»

Конструирование: лесенка из кубиков

3.неделя.

-Рассказ р.н.с. «Теремок» -  настольный театр.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Х-Э». Д\у на звукоподражание, с использованием картинок.

-Д\и «Высоко – низко» - на ориентировку в пространстве

Лепка – «Снеговик»

Рисование – «Лесенка» - краски

Физкультура – П\и «Мишка косолапый»

Конструирование: башенка и лесенка

4.неделя.

-Д\у «Чей голос?» - картинки героев сказки «Теремок»

-Игра драматизация – «Теремок», с использованием костюмов.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР- звуки «И-У»

Лепка – «Домик» - коллективная работа, изготовление бревнышек.

Рисование – «Горка» - краски.

Физкультура – П\и «Самолеты»

Конструирование: горка

Март

1.неделя

-Рассказывание р.н.с «Колобок» - театр на фланелеграфе.

-Д\у –«Снежинки» -речевое дыхание. Развитие слухового внимания «Угадай по голосу».

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Ы».

Лепка – «Сушка»

Рисование – «Дорожка»

Физкультура – П\и «Зайка серенький сидит»

Конструирование: горка и дорожка

Сюжетная игра: игры в уголке «Кухня»

2.неделя

-Рассказывание р.н.с. «Колобок» – театр «Би-Ба-Бо»

-Д\и «Найди маму» - знание название животных взрослых и детёнышей.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Ц»

Лепка – «Улитка»

Рисование – «Колобок»

Физкультура – «Мишка шалунишка»

Конструирование: короткая скамейка

Слушание аудио записи

3.неделя.

-Чтение потешек «Ладушки – ладушки». Пальчиковая гимнастика.

-Игра инсценировка – «Колобок»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Ц-И» в словосочетаниях

Лепка – «Блины»

Рисование – «Светит солнышко в окно» - краски.

Физкультура – П\и «Кто тиши»

Конструирование: длинная и короткая скамейки

4.неделя.

-Совместное с детьми рассказывание сказки «Колобок», настольный театр

-Игры на звукоподражание: утёнок – кря-кря, гусёнок – га-га, цыплёнок - пи-пи.

-ЗКР- звуки «Ц-И» - в словосочетаниях

Лепка – «Тарелка»

Рисование – «Заборчик и лестница» - карандаши.

Физкультура – П\и «Мишка шалунишка»

Конструирование: ворота

Апрель

1.неделя.

- «Бусы для мишки» (Формировать представление о диких животных. Развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость, доброжелательность).

 -Д\и по сказке «Теремок»: -«Кого не стало?»

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «С». Игры с водой.

Лепка – «Баранки»

Рисование – «Капель»- карандаш

Физкультура – П\и «Где звенит»

Конструирование: ворота и скамейка:

2.неделя.

-«Что за предмет» (учить называть предмет и описывать его).

-Чтение потешки «Ай качи, качи…»

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР звук «С»

Лепка – «Погремушка»

Рисование – «Дерево» - краски.

Физкультура – П\и «Лошадки»

Конструирование: мост и дорожка

3.неделя.

-Игра инсценировка «Гусь и жеребенок». Звукоподражание: гусенок: га,га; жеребенок: и-го-го. Д\и – «Кто что ест?»

-Рассказывание сказки «Колобок» - плосткосной театр.

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР—звук «С»

Лепка – «Тарелка с яблоками»

Рисование – «Разукрасим конфету» - карандаш

Физкультура – П\и «Мышки»

Конструирование: домик

4.неделя.

- «Накормим птичек» - рассматривание сюжетной картины, пальчиковая гимнастика, звукопроизношение: «цып-цып-цып», «клю-клю-клю»

- Д\и – на величину (большой, маленький) – пирамиды.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»

Лепка – «Пирамида»

Рисование – «Дождик и лужи» - краски.

Физкультура – П\и «Воробушки и автобус»

Конструирование: домик и дорожка

Май

1.неделя.

-Чтение знакомых потешек: «Как у нашего кота», «Маше маленькая», «Чики-чики-чикалочки».

-Игры и упражнения на дыхание – кораблики, вертушки, мыльные пузыри и др.

-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»

Лепка – «Цветок» барельеф на картоне.

Рисование – «Шарики воздушные» - карандаш.

Физкультура – П\и «Мошки, мышки»

Конструирование: скамейка – крупный конструктор.

2.неделя.

- Е.Чарушин – «Кошка», «Собака» - с использованием картинок животных.

- Игра драматизация «Колобок» с использованием костюмов.  

-ЗКР- различать на слух звуки «С-З»

Лепка – «Угощение – для кошечки и собачки»

Рисование – «Салют» - краски.

Физкультура – П\и «Лохматый пес»

Конструирование: диван – мелкий строительный материал

3.неделя.

-Чтение стихов А.Барто «Козленок», «Зайка» - с использованием игрушек.

-Д\и – «Чудесная коробочка» - набор игрушек и предметов (кот, кубик, лейка, лента и пр)

-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР - звук «Ц»

Лепка – «Цветок»

Рисование – «Травка» - краски или карандаш.

Физкультура – П\и «Мой веселый звонкий мяч»

Конструирование: стул и стол

4.неделя.

-Чтение потешки «Наши уточки с утра» - театр на фланелеграфе (набор картинок)

-Д\у – «Отгадай на слух» - музыкальные инструменты, вода, шумовые коробочки

-ЗКР - определять звуки «С-З-Ц»

Лепка – «Ужик или червечёк»

Рисование – по желанию детей.

Физкультура – П\и «Птички в гнездышках»

Конструирование: домик и скамейка – разнообразные наборы строительного материала.

План мероприятий с родителями.

Срок проведения

Мероприятия

Тема

Октябрь

консультация

Что такое мелкая моторика  и как ее развивать

Ноябрь - декабрь

Папка-передвижка

Развитие мелкой моторики

Январь

Консультация

Речь и пальчики

Февраль - март

беседы

Дети и мелкая моторика рук

Май

Выставка игр и атрибутов

Центр сенсомоторных игр

Срок проведения

Тема

Октябрь

Развитие речи и сенсомоторики  ребенка 2-3 лет

Февраль март

презентация "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей"

Май

Открытое занятие

План мероприятий с воспитателями.

Приложение

Педагогическая диагностика

Конспект занятия. Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

Приложение  1

Анкета для родителей

«Речевое развитие ребенка»

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________

11. Присутствуете ли Вы на детских праздниках?______________________________

12. Как Вы относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________



Благодарим за сотрудничество!


Педагогическая диагностика во 2 группе раннего развития

Показатели развития

2 группа раннего развития

2016 - 2017 учебный год

Высокий уровень

Выше среднего уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

О.о. «Речевое развитие»

0%

6%

21%

47%

37%

47%

42%

0%

0%

0%

 Результаты работы по проекту для детей 2 группы раннего развития "Пальчики помогают говорить" показали, что дети стали лучше разговаривать, выговаривать слова, стали понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, стали отчетливо произносить отдельные звуки, развивается артикуляционный и голосовой аппарат.

Диаграмма педагогической диагностики

Приложение 2

Конспект занятия. Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе: вызвать желание прослушать ее еще; формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.

Ход занятий:

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил – не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). (лучше использовать для показа разъемное деревянное яичко, окрашенное в золотистые тона.)

Затем педагог снова рассказывает сказку (без наглядного сопровождения).

Далее воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями кролика, курочки. Петушка, кошки, мышки, собаки. Спрашивает: «Кто клюет, умеет клевать? Кто грызет, умеет грызть?» Просит малышей показать, как лает собака, как лакает молоко котенок, как клюют зерна курочки и петушок, голуби (воображаемые ситуации). Задает уточняющие вопросы: «У кого клюв? А у кого острые зубы?» и др.

В заключении воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Предлагает «поиграть в сказку». Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия речью. Педагог помогает им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дидактические игры как средство развития речи" 2 мл.гр

Проект "Дидактические игры как средство развития речи" 2 мл.гр...

Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Словестно - развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Данная презентация адресована родителям, которые заинтересованы в том - как превратить процесс обучения в привлекательную и доступную для детей игровую форму....

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект «Интерактивные игры как средство развития речи дошкольников с ТНР»

Материал для использования в педагогической проектной деятельности в ДОУ....