Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Вид проекта: познавательный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2016г.-май 2017г.)
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Цель: Повышение уровня развития речи детей, используя дидактические игры.
Задачи:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;
3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Актуальность. В начале дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие».
- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
- практическое овладение нормами речи.
«Социально-коммуникативное развитие».
- развитие игровой деятельности;
- формировать умение оценивать работу товарища;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
«Художественно-эстетическое развитие».
- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
- развивать литературную речь.
«Физическое развитие».
- развивать координацию речи с движением;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук.
«Познавательное развитие».
- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
Практический этап:
- введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;
- консультации с родителями.
Заключительный этап:
- Организация выставки «Дидактическая игра своими руками».
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Формы организации совместной деятельности:
Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь).
- «Кто дольше». Цель: Закрепить произношение гласных звуков: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;
- «Позови цыпленка». Цель: Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
- «Капитаны». Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе.
- «Пузырь». Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
- «Отгадай и назови». Цель: Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
- «Курочка-рябушечка». Ход игры:
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»:
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
- «Найди листок». Цель: Учить отчетливому произношению отдельных звуков в словах.
- «Звуки заблудились». Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, а дети находят ошибку.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву (лес)
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов).
Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки (венки).
- Игра с мячом «Кто как кричит». Цель: Развивать слуховое восприятие и закреплять произношение звукоподражаний.
- Работа с родителями. Консультация «Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста».
Активация словаря (декабрь-февраль).
- «Гардероб для куклы Маши». Цель: Учить подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник).
- «Что лежит в лукошке?». Цель: Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия. Карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошке. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет.
- «Найди все круглое». Цель: Учить сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме. Две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.
- Домино «Полезные машины». Цель: Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. Сюжетные картинки с различными автомобилями.
- «Чудесный мешочек». Цель: Изучать свойства и признаки предметов, развивать сенсорное восприятие. На ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.
- «Кто что ест?». Цель: Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому
- Игры с Куклой. «Искупаем куклу Машу», «Накормим куклу Машу», «Положим спать Куклу Машу», «Оденем на прогулку куклу Машу», «День рождения куклы Маши». Цель: Формировать культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме. Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни
- «Варежки». Цель: Закрепить умение объединять предметы по цветовому признаку и форме. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета
- «Что делает зайчик». Цель: Учить соотносить предмет и действие. Сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т.д.
- «Времена года» (лото). Цель: Обогащать представления о мире, явлениях природы, пополнять словарный запас. Четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т.п.).
- «Найди пару». Цель: Определение предметов по признакам, форме, цвету. Картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т.п.).
- Составление разрезных картинок. Цель: Развитие логического мышления, умение из отдельных частей составлять целый предмет.
- «Домашние животные». Цель: Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой. Находить картинки с изображением домашних животных.
- «Выше – ниже». Цель: Учить находить кустарники и деревья, растущие на участке.
- «Что сначала, что потом». Цель: Учить соблюдать последовательность в выполнении действий. Пополнять словарный запас прилагательными (мягкий, рыхлый, мокрый).
- Игры с палочками Кюизенера. Цель: Развитие внимания, мышления.
- «Чудесные кубики». Цель: Учить составлять картину но схеме.
- «Профессии». Цель: Расширять кругозор детей.
- «Узнай по описанию». Цель: Учить узнавать птиц по описанию.
- Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Понятие: дидактическая игра».
Развитие связной речи (март-май).
- «Один-много». Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.
- «Назови ласково». Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Разговор по телефону». Цель: Развитие диалогической речи, активизация словаря. В качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог.
- «Магазин». Цель: Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных. Два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то, нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.)
- «Кошкин дом». Цель: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
- «Что деревянное, что резиновое?» Цель: Учить правильному употреблению прилагательных в речи. Предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.
- «Далеко-близко». Цель: Ориентирование в пространстве. Определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.
- «День рождения куклы Алёны». Цель: Развитие связной речи. Описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит.
- «Новая кукла». Цель: Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи. Описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек
- «Найди предмет по описанию». Цель: Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. Выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.
- «Когда это бывает?». Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки. Взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему.
- Работа с родителями. Консультация «Роль дидактической игры в развитии речи детей».
Результаты проекта.
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, таким образом, гипотеза проекта верна и развитие речи посредством дидактической игры стало успешным у детей среднего дошкольного возраста.
- У детей вырос уровень знаний, вырос уровень знаний и у родителей по особенностям развития речи детей 4 – 5 лет.
- Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр дома.
Перспективы развития проекта.
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию речи детей через дидактическую игру;
- Дополнение системы дидактическим материалом и играми;
- Дальнейшее привлечение родителей к пополнению картотеки дидактических игр в группе.
Литература.
1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В.В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
- Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164.
- Микляева, Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
- / Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59.
- Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101»
Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Подготовила: Воспитатель
Карелина Л.Н.
Воронеж, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
- Мне нравится (4)