Словестно- развивающие игры, как средство развития речи детей, дошкольного возраста
презентация
Подборка игр на развитие фонематичекского слуха, лексикограмматического строя речи для родителей и их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_na_den_otkrytyh_dverey.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: 1.Сформированность звуковой стороны речи . Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2.Развитие фонематической стороны речи. Будущий школьник должен на слух дифференцировать звуки родного языка. Придумывать слова на заданный звук . Находить место звука в слове . Составлять слова из звуков. 3 .Слоговая структура слов. Ребёнок должен уметь воспроизводить слова различной слоговой структуры (скакалка, квартира, художница, аквариум, парикмахерская и т.д.). А также предложения состоящие из этих слов (Милиционер стоит на перекрёстке. Троллейбус остановился около светофора.) 4 .Словарь и грамматический строй речи. Ребенок должен уметь пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях. 5. Связная речь. В речи ребёнка должны быть предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Речь — эмоционально окрашена.
Звуковая культура речи
Этапы развития речи ребенка П ервый год жизни. Крик – первая голосовая реакция.К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление . Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", " гу -у-у", "а- бм ", " бу " и т.д. Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково.При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить). Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, « каябль » - корабль, « петЕнька » - печенька . К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: « пальчатки » - перчатки, т.е малыш овладевает основными закономерностями языка . В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи : лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие . На каждом этапе развития речи мы должны помнить о нормах и максимально стараться придерживаться им, не забывая конечно об особенностях каждого отдельного ребенка.
Развитие фонематической стороны речи. Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи . Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений при обучении. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.
Примеры игр на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Игра «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.) Игра «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах Повторение цепочек слогов. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. ( са -ША- са ), (за-за-СА). Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба- пу - бо -по). Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов . Например: с-у-п, к-о-т, ш-а-р-ы и т.д. Игра «Ушки слышат». Предлагаете детям назвать каким звуком отличаются слова: почка — бочка, палка — балка и тд .
Слоговая структура слов. Среди нарушений речи у детей наиболее сложным в коррекционном отношении является развитие звуко -слоговой структуры. Здесь могут присутствовать как незначительные трудности произношения слов сложной слоговой структуры( тевелизор -телевизор), так и грубые нарушения двух- и трёхсложных слов со стечением согласных( баобчак - бабочка). Такие нарушения мешают не только при коммуникации с окружающими, но и в дальнейшем будут мешать при чтении и письме.
Примеры игр на развитие слоговой структуры слова. Играя со словами, можно отработать единственное и множественное число существительных и глаголов, предложные окончания существительных, научить определять род существительных. Игры: «Один-много», «Нет чего?», «Жадина» и т.д. Игры помогают образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, знакомят с образованием сложных слов. Игры: « Образуй новое слово», «Магазин посуды» и т.д. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов позволяют рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.
Словарь и грамматический строй речи. Формирование и пополнение словаря, грамматического строя речи ,является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения , в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Примеры игр на развитие грамматического строя речи: Игры на образование новых слов с помощью суффикса. Звери и их детеныши Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже . Посчитай-ка Игры на образование относительных прилагательных. Образуй. Игры на образование притяжательных прилагательных. « Фантастический зверь» Игры на словообразование. « Назови ласково»
Развитие связной речи Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Примеры игр на развитие связной речи Игровое упражнение “Распространи предложение” Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям. Игра “Пойми меня” Цель – развитие умения составить короткий рассказ , используя разные характеристики предмета . Педагог предлагает ребенку выбрать из мешочка игрушку, но не говорить, как она называется. А описать ее. Игровое упражнение “Если бы…” Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования . Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: - “Если бы я был волшебником, то …” - “Если бы я стал невидимым…” - “Если весна не наступит никогда…” Игровое упражнение “Закончи сам” Цель – развитие воображения, связной речи. Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку
Анкетирование родителей . Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу. С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.
Спасибо за внимание! Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
Словестно - развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Данная презентация адресована родителям, которые заинтересованы в том - как превратить процесс обучения в привлекательную и доступную для детей игровую форму....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...