Словестно- развивающие игры, как средство развития речи детей, дошкольного возраста
презентация

Алиса Владимировна Бабенко

Подборка игр на развитие фонематичекского слуха, лексикограмматического строя речи для родителей и их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_na_den_otkrytyh_dverey.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словестно - развивающие игры, как средство развития речи детей дошкольного возраста .

Слайд 2

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Слайд 3

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: 1.Сформированность звуковой стороны речи . Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2.Развитие фонематической стороны речи. Будущий школьник должен на слух дифференцировать звуки родного языка. Придумывать слова на заданный звук . Находить место звука в слове . Составлять слова из звуков. 3 .Слоговая структура слов. Ребёнок должен уметь воспроизводить слова различной слоговой структуры (скакалка, квартира, художница, аквариум, парикмахерская и т.д.). А также предложения состоящие из этих слов (Милиционер стоит на перекрёстке. Троллейбус остановился около светофора.) 4 .Словарь и грамматический строй речи. Ребенок должен уметь пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях. 5. Связная речь. В речи ребёнка должны быть предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Речь — эмоционально окрашена.

Слайд 4

Звуковая культура речи

Слайд 5

Этапы развития речи ребенка П ервый год жизни. Крик – первая голосовая реакция.К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление . Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", " гу -у-у", "а- бм ", " бу " и т.д. Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково.При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить). Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, « каябль » - корабль, « петЕнька » - печенька . К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: « пальчатки » - перчатки, т.е малыш овладевает основными закономерностями языка . В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи : лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие . На каждом этапе развития речи мы должны помнить о нормах и максимально стараться придерживаться им, не забывая конечно об особенностях каждого отдельного ребенка.

Слайд 6

Развитие фонематической стороны речи. Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи . Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений при обучении. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.

Слайд 7

Примеры игр на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Игра «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.) Игра «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах Повторение цепочек слогов. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. ( са -ША- са ), (за-за-СА). Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба- пу - бо -по). Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов . Например: с-у-п, к-о-т, ш-а-р-ы и т.д. Игра «Ушки слышат». Предлагаете детям назвать каким звуком отличаются слова: почка — бочка, палка — балка и тд .

Слайд 8

Слоговая структура слов. Среди нарушений речи у детей наиболее сложным в коррекционном отношении является развитие звуко -слоговой структуры. Здесь могут присутствовать как незначительные трудности произношения слов сложной слоговой структуры( тевелизор -телевизор), так и грубые нарушения двух- и трёхсложных слов со стечением согласных( баобчак - бабочка). Такие нарушения мешают не только при коммуникации с окружающими, но и в дальнейшем будут мешать при чтении и письме.

Слайд 9

Примеры игр на развитие слоговой структуры слова. Играя со словами, можно отработать единственное и множественное число существительных и глаголов, предложные окончания существительных, научить определять род существительных. Игры: «Один-много», «Нет чего?», «Жадина» и т.д. Игры помогают образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, знакомят с образованием сложных слов. Игры: « Образуй новое слово», «Магазин посуды» и т.д. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов позволяют рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

Слайд 10

Словарь и грамматический строй речи. Формирование и пополнение словаря, грамматического строя речи ,является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения , в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Слайд 11

Примеры игр на развитие грамматического строя речи: Игры на образование новых слов с помощью суффикса. Звери и их детеныши Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже . Посчитай-ка Игры на образование относительных прилагательных. Образуй. Игры на образование притяжательных прилагательных. « Фантастический зверь» Игры на словообразование. « Назови ласково»

Слайд 12

Развитие связной речи Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Слайд 13

Примеры игр на развитие связной речи Игровое упражнение “Распространи предложение” Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям. Игра “Пойми меня” Цель – развитие умения составить короткий рассказ , используя разные характеристики предмета . Педагог предлагает ребенку выбрать из мешочка игрушку, но не говорить, как она называется. А описать ее. Игровое упражнение “Если бы…” Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования . Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: - “Если бы я был волшебником, то …” - “Если бы я стал невидимым…” - “Если весна не наступит никогда…” Игровое упражнение “Закончи сам” Цель – развитие воображения, связной речи. Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку

Слайд 15

Анкетирование родителей . Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» Как правило, родителей будущего первоклассника вол­нует множество вопросов: смо­жет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что дол­жен уметь накануне поступ­ления в школу. С помощью этого теста вы можете достаточно объектив­но оценить подготовленность ребенка к школе.

Слайд 16

Спасибо за внимание! Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Словестно - развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Данная презентация адресована родителям, которые заинтересованы в том - как превратить процесс обучения в привлекательную и доступную для детей игровую форму....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...