Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
материал на тему

Юлия Александровна Ковалишина

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

 Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учреждения образования, педагогические задачи коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности.

Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни, будет неправильно понимать различные жизненные проблемы. Другими словами, искусство не только воспитывает человека, но и развивает его мировосприятие.

Главными признаками творчества являются:

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_potantsial_pedagoga.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

 Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учреждения образования, педагогические задачи коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности.

Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни, будет неправильно понимать различные жизненные проблемы. Другими словами, искусство не только воспитывает человека, но и развивает его мировосприятие.

Главными признаками творчества являются:

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:

– научным психолого-педагогическим мышлением,

– высоким уровнем педагогического мастерства,

– определенной исследовательской смелостью,

– развитым педагогическим чутьем и интуицией,

– критическим анализом,

– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Творческая самореализация включает несколько различных аспектов:

– психологический (в варианте педагогической психологии и возрастной психологии),

– методологический ,социологический и т.д. В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. В учебном процессе именно учитель выступает организатором творческой деятельности. От уровня развития его творческого потенциала во многом зависит уровень развития творческого потенциала детей. Это очень серьезная ответственность.  Поэтому понимание   сути процессов, лежащих в основе формирования творческого потенциала, механизмов  его развития, важно для практикующего учителя. Эти знания помогут ему решать свои личностные и профессиональные проблемы, помогать в творческом развитии своим ученикам

        Педагогический труд нетворческим не бывает. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Вагайская средняя общеобразовательная школа

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Выступила: Ковалишина Ю.А

Воспитатель группы кратковременного пребывания

с. Вагай 2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Доклад к педсовету "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ"

В формировании двигательного творчества дошкольников большое значение имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения....

«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»

Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением в усло...