«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»
материал
Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением в условиях внедрения ФГОС. В настоящий момент приоритетным направлением в методической работе является развитие педагогического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_sharova_l.v.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»
Старший воспитатель Шарова Л.В.
Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением в условиях внедрения ФГОС. В настоящий момент приоритетным направлением в методической работе является развитие педагогического творчества. Развивать его – это значит стимулировать мотивацию педагога, внедрять научную организацию труда в практику, создавать психологический настрой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения.
Для успешного осуществления данной работы на блоке ведется целенаправленная аналитико-диагностическая деятельность. Она заключается в следующем:
- диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов блока;
- диагностика профессионально-значимых качеств педагога.
Вы знаете, что диагностика и самодиагностика позволяет видеть профессиональный рост или спад деятельности педагогов, развитие их личностных качеств, что в свою очередь определяет выбор форм методической работы.
Так, анализ кадрового состава коллектива подсказал необходимость проведения анкетирования педагогов по теме: «Стиль педагогического общения». Цель анкетирования - профилактика профессионального выгорания педагогов, выявление педагогов, испытывающих трудности выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений с детьми в соответствии с требованиями ФГОС.
Результаты анкетирования показали, что педагоги в возрасте старше 49 лет предпочитают авторитарный стиль общения с детьми, учебную модель выстраивания образовательного процесса. Педагоги-психологи ДОУ разработали цикл занятий для коррекции симптомов профессионального выгорания, а старшие воспитатели подготовили презентацию и рекомендовали к использованию новые технологии, а также методику исследовательского обучения Александра Ильича Савенкова, помогающие формированию субъект-субъектных взаимоотношений с детьми.
А при внедрении в образовательный процесс проектной деятельности педагоги блока заполняли индивидуальные карты экспертной оценки умения педагогического проектирования. Результаты обработки карт помогли сделать выводы о готовности педагогов к внедрению данной технологии, помогли оценить уровень проектировочных умений на начальном этапе и после разработки проектов. На сегодняшний момент в копилке блока насчитывается более 20 проектов реализованных с детьми раннего возраста.
Для более успешного развития педагогического творчества необходимым источник информации, позволяющий осуществлять обратную связь, на наш взгляд таким источником является контроль.
Все мы знаем, что такое контроль:
- Это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.
- Контроль как инструмент управления стимулирует творчество и прогресс педагогов.
- Контроль помогает вовремя осуществить необходимые корректировки.
- Для того чтобы цели были достигнуты в срок и качественно, соответствовали предъявленным требованиям, необходим постоянный процесс наблюдения.
Если анализ – это «мозг» управления, то контроль – это «глаза».
Источники получения информации могут быть различными, но работая на блоке, где в основном группы раннего возраста, мы считаем что, самая ценная информация это информация, полученная в результате оперативного контроля.
Старшими воспитателями (2 ст.воспитателя) разработаны технологические карты оперативного контроля, позволяющие вести данную работу в системе.
В любом детском саду есть педагоги, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны администрации (это молодые воспитатели и педагоги с недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов, педагоги, обеспечивающие стабильные результаты, но еще не имеющие достаточной методической компетентности для проявления творчества) и есть педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. У нас такие педагоги (а их 4) по решению педагогического совета, работают на принципах доверия и самоконтроля. Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля вы видите на экране. Перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения данной группы. Самоконтроль – это одна из форм контроля, а не бесконтрольность.
Работа на доверии открывает перед педагогами широкие возможности для реализации педагогического потенциала, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, стимулирует творчество и как результат на блоке есть педагоги-наставники (4 воспитателя).
Актуальность наставничества объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь. Деятельность наставников регламентирует Положение о наставничестве; приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; план работы наставника. И, конечно же, работа наставников стимулируется надбавками в соответствии с картой эффективности разработанной в ДОУ .
Видя положительные результаты своей деятельности, педагоги блока стали активными участниками временных творческих групп. У нас, творческие группы – это добровольное содружество небольшого числа педагогов имеющих различный профессиональный уровень, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Общий интерес к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (технологию, перспективный план, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и многое другое.). Деятельность творческих групп регламентируется Положением о ВТГ; приказом заведующего ДОУ об организации ВТГ, стимулируется надбавками в соответствии с картой эффективности разработанной в ДО.
Таким образом, творческий потенциал педагогов повысился, о чем свидетельствуют следующие достижения:
Повысили квалификационную категорию 4 педагога: высшая-2 человека, первая-2 человека.
Педагоги активные участники конкурсов различного уровня:
Муниципальный конкурс «Информика»; «Педагог года»
Международный конкурс «Призвание-педагог».
Публикации на сайтах – «Зауч.Инфо»; образовательный проект Maaam.ru; Международный педагогический портал «Солнечный свет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагого...
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...
Творческий потенциал педагога - путь к совершенствованию дошкольного образования
Доклад на методическое объединение...
Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни семинар-практикум по профессиональному развити...
Индивидуальный план профессионального развития «Повышение качества образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства с использованием передовых методик и технологий обучения и воспитания дошкольников» старшего воспитателя Ивановой
Индивидуальный план профессионального развития«Повышение качества образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства с использованием передовых методик и технологий обучени...