Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»
методическая разработка на тему
Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_pedsovet_no2.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ Тема: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии» МАДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок» п. Любохна |
ПЕДСОВЕТ № 3
Тема педсовета: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии».
Задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
- Повышать методический уровень.
- Способствовать творческому поиску.
Предварительная работа:
1. Изучение литературы по теме;
3. Изготовление экологических газет;
4. Посещение НОД, режимных моментов;
6. Самостоятельная работа над темой.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. Вступительное слово на тему: «Природа и ребенок».
(Ст. вос – ль: Меркулова Т.М.)
2. Девичьи посиделки:
• «Познай-ка»
• «Читай-ка»
• «Знай-ка»
• «Обучай-ка»
• «Рассуждай-ка»
• «Отвечай-ка»
(Ст. вос – ль: Меркулова Т.М.)
3. Презентация экологических газет.
(Вос – ли всех возрастных групп)
4. Решение педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. Сообщение на тему: «Природа и ребенок».
“Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания”
И. В. Гете
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства.
Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему.
Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
II. Девичьи посиделки:
Ст. вос – ль: Сегодня наш педсовет пройдет в форме посиделок. Ни одни девичьи
посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем.
Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название.
Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы.
(Отрывается первый лепесток)
1. Лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги,
попытаетесь ответить.
Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
1. Что означает термин “Экология”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
2. Проблемы экологии в мире, стране, городе?
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.
3. Что же такое экологическое воспитание и в каких программах оно
представлено?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.
Экологическое воспитание представлено в программах: “Типовая”, “Детство”, “Развитие”, “Радуга”, “Истоки”, “Кроха” и др. В авторских программах: “Наш дом – природа” Н. Рыжова, “Юный эколог” С. Н. Николаева, “Тропинка в природу” В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова, “Паутинка”, “Мы”, “Азбука Природы”, “Мы земляне”.
4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего
приходится уже гнуть, взрослого ломать”.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)
5. Определите задачи экологического воспитания.
- Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
- Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
- Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
- Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.
6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Лепесток. «Читай-ка».
Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?
Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова,
К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, и др.
Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова
А.С.Пушкин “ чтение – вот лучшее учение”.
3. Назовите пословицы и поговорки о природе.
4. Вспомните и назовите народные приметы, по которым можно предсказать погоду.
3. Лепесток «Знай-ка».
Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.
1. Назовите организованные формы обучения .
Организованные:
- экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д);
- непосредственно образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, комплексная);
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний:
1. НОД по экологии.
2. Беседы.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические экскурсии.
5. Целевые прогулки на природе, походы.
6. Сбор коллекций, семян, камней, листьев,
7. Акции.
8. Работа с календарями природы.
9. КВН, викторины, конкурсы.
10. Проблемные ситуации.
11. Труд в уголке природы
12. Экологические выставки, экспозиции.
13. Неделя экологического творчества.
14. Экологические праздники, выставки.
15. Дидактические игры экологического содержания
16. Экологические сказки.
17. Экологическая тропа.
18. Наблюдения.
19. Поисково-исследовательская работа.
• Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
3. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию, какая работа идет в вашей группе.
1. Родительское собрание
2. Консультации
3. Тематические папки-передвижки
4. Информационные стенды
5. Буклеты
6. Памятки
7. Стенгазеты
8. Досуги и развлечения
9. Дни открытых дверей
10. Фотовыставки
4. Лепесток «Обучай-ка».
Практическая работа.
1. Кроссворд «Природа вокруг нас».
2. “Жалобная книга природы”.
Записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных.
Что необходимо делать, чтобы этого не было.
5. Лепесток «Рассуждай-ка».
1. Решение педагогических ситуаций:
1) Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблоки, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
2) В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.
Ваши действия?
3) В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
Ваши действия?
6. Лепесток «Отвечай - ка».
1. Блиц – турнир “ Подумай и ответь”.
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Кто пьёт ногой? (лягушка)
- Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
- Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
- Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
- Сколько крыльев у жука? (2 пары)
- У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
- Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
- Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
- Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
- Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
- Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
- Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
- Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
2. Для решения этого вопроса потребуются быстрота мыслей и движений, а также
знание биологических особенностей птиц.
Перед вами символическое изображение зимы и лета. Каждому будет предложена картинка с изображением птицы. По сигналу вы должны быстро взять картинку и бежать к зиме или лету.
3. Задание по комнатным растениям.
1) Узнать по описанию и назвать комнатное растение.
4. «Каждый за себя, а не все за одного».
- Каждому участнику предлагается картинка с лекарственным растением, надо быстро назвать растение и рассказать об его применение в медицине.
III. Презентация экологических газет.
IV. Итог педсовета:
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы.
Они звучат так:
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
• Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.
• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.
Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.
Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго,а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Ведь спасая родную природу,
ты душу свою спасаешь,
в сердцах благодарных потомков
бессмертие обретаешь.
Решение педсовета.
1. Оформить «Жалобную книгу природы».
(Ст. вос – ль, воспитатели, март)
2. Провести консультацию для родителей «Природа – источник воспитания и развития детей».
(Воспитатели, февраль)
3. Оформить выставку «Зимняя сказка».
(Совместные работы детей и родителей)
(Ст. вос – ль, воспитатели всех возрастных групп,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...
Тренинг для педагогов ДОУ "Развитие творческого потенциала педагогов"
Психологический тренинг...
Педагогический совет Тема: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»
Педагогический совет...
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.Ключевые сл...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...