ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
статья по теме
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chikinoy_v.yu_.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
На снижение уровня творческого подхода к профессии влияют многие факторы: это и «эмоциональное выгорание», и низкая «вовлеченность» в процесс работы педагогического коллектива, а также другие факторы.
С целью повышения уровня творческого подхода педагогов к практической профессиональной деятельности и была проведена наша исследовательская работа, в которой принимала участие группа педагогов МДОУ ДС № 13.
На первом этапе исследования было проведено изучение уровня творческого подхода педагогов к практической профессиональной деятельности, их творческого участия в методических и педагогических мероприятиях, а также самоанализ педагогов.
Анализ литературы по вопросу выявления уровня подхода педагогов к практической профессиональной деятельности выявил эффективные методы исследования: наблюдение за деятельностью педагогов, мониторинг творческого участия педагогов в методических и педагогических мероприятиях, анкетирование, самоанализ.
Уровень творческого подхода педагогов оценивался по специально разработанным творческой группой показателям.
В результате изучения деятельности и самооценки педагогов были получены результаты, из которых можно судить о том, что развитие творческого потенциала в МДОУ находится на низком (54%) и среднем (36%) уровнях. Высокий уровень составляет 10%(1 человек).
Ситуация с развитием творческого потенциала педагогов в дошкольном учреждении оказалась критической. Перед заведующим стояла главная задача: повысить уровень творческого подхода педагогов к своей профессиональной деятельности.
В ДОУ была создана творческая группа из 3-х человек: заведующего МДОУ, старшего воспитателя и педагога-психолога.
Объектом исследования является коллектив педагогов, состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины).
Главной задачей на этом этапе было: провести диагностику по определению социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.
Для реализации данной цели были отобраны следующие методики:
- Экспресс диагностика психологического климата в коллективе;
2.Методика «Изучение психологического климата коллектива».
Полученные результаты обеих методик выявили следующую картину состояния психологического климата в коллективе педагогов:
В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна, но неустойчива. Коллектив, хотя и выступает как одна команда, однако не имеет высоких показателей сплоченности.
В качестве рекомендации по улучшению ситуации было предложено провести комплекс тренинговых игр и мероприятий для коллектива педагогов, где педагоги имели бы возможность раскрыть себя и наладить отношения с другими членами коллектива.
Для оптимизации психологического климата в педагогическомколлективе ДОУ было принято решение провести тренинг с педагогами с использованием программы коррекционно - развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формирование сплоченности коллектива».
Изменения, ожидаемые в результате проведения тренинговых занятий по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ не заставили себя ждать: при повторном исследовании уровня творческого подхода педагогов к практической профессиональной деятельности, а также самоанализа педагогов, выявилось, что, если до проведения опытно-экспериментальной работы по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе средний уровень творчества у педагогов имел значение 36%, низкий – 54%, а высокий составлял лишь 10%, то после проведения тренинговых занятий с коллективом средний уровень составил 73%, а низкого уже не оказалось.
Кроме того, показатель высокого уровня развития творческого потенциала достиг 27%.
Таким образом, мы можем отметить, что управление психологическим климатом в педагогическом коллективе возможно и методы воздействия, используемые нами для его оптимизации подобраны верно, что в свою очередь способствовало развитию творческого потенциала педагогов, о чем свидетельствуют показатели уровня повышения квалификации педагогов. Педагогический коллектив уже не один год работает по «матричному планированию», разработанному старшим воспитателем МДОУ ДС №13.
В МДОУДС № 13 создан свой блог «Разговорушка» и выпускается газета с аналогичным названием.
В.Ю. Чикина,
заведующий высшей категории МБДОУ ДС № 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
2. Генов Ф. Психология управления: Основные пробл. / Под ред. Б.Ф.Ломова В.Ф. Венды – М.: Прогресс, 1982. - 422 с.: ил.
3. Конаржевский Ю.А.Формирование педагогического коллектива единомышленников / Ю.А Конаржевский, - Псков, 1994 – 38 с.
4. Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования 2002 / В.В. Крыжко, Е.М. Павлютенков – 304 с.
5. Психологические тесты: В 2 т. / Ред. А.А. Карелин. / – M.: Владос. Т.1. -2000. -312 с.: ил.
6. Розанова В.А. Психология управления: (Учебно - практ. пособие: Часть 1 и 2). - М.: Бизнес - школа «Интел - Синтез», 1997 / Розанова В.А. - 176 с.
7. Свенцицкий А.Л. Социально - психологические проблемы управления / Ленин гр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л.: Изд - во Ленингр. ун - та. 1975./ Свенцицкий А.Л. - 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"
В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....
Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.
Социально-экономические преобразования, идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни семинар-практикум по профессиональному развити...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...