Методическая разработка НОД "Весёлый гномик" (применение метода наглядного моделирования в процессе образовательной деятельности)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка НОД в логопедической группе, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: является обобщение знаний у детей, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vesyolyy_gnomik.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 54

Методическая разработка

НОД

в логопедической группе

«Весёлый гномик»

Учитель-логопед: Якимчук В.С.

Тема: «Весёлый гномик»

Цель: обобщить знания детей, полученные на логопедических занятиях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»;
  2. закреплять умение подбирать «слова  - признаки»;

3. совершенствовать умение делить слова на части;

  1.  совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
  2. закреплять умение выделять первый звук в слове, давать звуку характеристику;
  3. упражнять в работе с деформированным предложением;
  4. продолжать учить составлять схему предложения.

Коррекционно – развивающие:

1. развивать  фонематическое восприятие;

2. развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, умение ориентироваться в пространстве; 

3. развивать мелкую моторику;

 4. развивать высшие психические функции: внимание, мышление,  воображение.

Коррекционно – воспитательные:

1. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;

2. воспитывать самоконтроль за речью детей;

3. создавать у детей эмоционально – приподнятое настроение.

Интегрируемые области: социализация, физическая культура, музыка, здоровье.

Оборудование: зеркала, конверты со схемой предложения, мяч, фасоль,  карточки с буквами, магнитная азбука, картинка с изображением Гномика, «лесная полянка», фишки синего, зелёного и красного цветов, предметные картинки: лев, обезьяна, лягушка, гриб, ежик, бусы, гном, медведь, лыжи, заяц, козлёнок, улитка, машина, кисточка, конфета, облако, бабочка, петушок, очки, ухо, белка, дом, презентация к занятию «Весёлый гномик», пособия «Сказочные гномики», «Весёлый паровозик».

Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на полянку, что вы видите на ней?

Логопед: А кто же живёт в этом домике!? Чтобы это узнать, нам с вами нужно отгадать загадку:

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь -
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней,
Идёт в лесу ночном...
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
 Это …… 

Рядом с домиком прикрепляется изображение гнома.

Логопед: Ребята, как вы думаете, этот гном какой? (дети подбирают слова-признаки).

Логопед: Ребята, Гномик очень любит играть, и он  приготовил для вас интересные   задания. Поиграем вместе с Гномиком?

Логопед: Первое задание, которое приготовил для нас Гномик – артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Хоботок», «Улыбочка» - «Хоботок»,  «Вкусный мёд», «Чашечка», «Орешек».

Дети выполняют упражнения.

Логопед: Давайте с вами вспомним, какие бывают звуки? (ответы детей)

Логопед: Верно, а чем они отличаются гласные звуки от согласных?

(Ответы детей. Гласные звуки тянуться, и поются, а согласные звуки – нет.)

Логопед: А какие бывают согласные звуки?

Логопед: Молодцы! Ребята, посмотрите вокруг, на лесной полянке три маленьких Гномика и у них сегодня особый праздник – День Рождение! А что принято дарить в этот праздник?

Логопед: Верно. Посмотрите,  какие колпачки у гномиков?

Дети: Синий, красный, зелёный.

Логопед: Правильно! На столе у вас лежат карточки, если название вашего предмета, начинается на гласный звук – этот «подарок» мы подарим Гномику с красным колпачком, если на твёрдый согласный звук – Гномику с синим колпачком, если на мягкий согласный звук – Гномику с зелёным колпачком.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы!  Теперь нас ждёт новое задание…. мы сейчас с вами превратимся в маленьких гномиков

А раз мы с вами стали маленькими гномиками, то и предметы, которые нас окружают – тоже маленькие. Игра «Назови ласково» (презентация)

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием мы справились! А теперь Гномик предлагает прокатиться на «Весёлом паровозике». Чтобы узнать, кто в каком вагончике поедет, нам нужно разделить слова на части. Давайте вспомним, как узнать, сколько частей в слове? (Ответы детей: «прошагать» слово, «прохлопать» слово, «протопать» слово, посчитать, сколько гласных звуков в слове).

Дети определят количество частей в слове и располагают  предметную картинку в соответствующем вагоне (одно окошко – слово, в котором один слог, два окошка – слово, в котором две части и т.д.)

Логопед: Ребята, Гномик предлагает нам немножко отдохнуть. Физкультминутка «Дом и Гном»

Дом у гномика лесной

И стоит он под сосной.

Утром выйдет гном из дома –

Все вокруг ему знакомо.

На сосне сидит сова,

Под сосной растет трава.

Слева — куст черники.

Справа - земляники.

Очень любит милый гном

Свой лесной уютный дом.

Логопед: А вот и пятое задание. Сейчас я буду бросать вам мяч, называя какой – то определённый звук, а вы должны будите придумать слово, которое начинается на данный звук.

Логопед: «а», «у», «б», «м», «и», «о», «к», «п», «г»…

Дети: апельсин, утка, бабочка, мама, индюк, облако, кот, папа, голубь…

Логопед: Ребята, однажды наш Гномик решил составить предложения, послушайте, что у него получилось:

Девочка, спать.

Молоко, пить, Ваня.

Цветы, Катя, поливать.

Мама, читать, книга, интересная.

Лиза, бант, завязать, зелёный.

Логопед: А что такое предложение? ( Предложение – это, когда слова между собой дружат и сообщают нам о чём – то).

Логопед: Верно! А давайте поможем Гномику и составим предложения правильно.

Дети исправляют ошибки и составляют схемы предложений.

Логопед: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Что на них написано?

Логопед: Молодцы! Но вот только, когда наш Гномик писал буквы, он «потерял» некоторые их элементы. Давайте поможем Гномику и допишем буквы при помощи фасоли.

Дети выполняют задание.

Логопед: А теперь давайте назовём, какие буквы у вас получились.

Дети называют.

Логопед: Ребята, а давайте с вами вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем).

Логопед: Ребята, Гномик нас благодарит за помощь и дарит нам маленькие сувениры на память.

Логопед: Ребята, какие задания мы выполняли вместе с Гномиком? Что для вас было самым трудным? Какие игры вам больше всего понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Методическая разработка по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

В методической разработке представлен материал по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте»

Данная консультации познакомит молодых специалистов ДОУ с системой работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования....

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.

В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....