Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности"
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Назарова Ирина Ивановна

Развитие воображения является одной из главных направлений умственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности.

                                                       

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» — плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должно быть  обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

      Для умственного развития детей дошкольного возраста ставятся такие задачи:

   1) Развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно — умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений.

 2) Развитие воображения, а именно — развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже  дошкольного  возраста.

Но главное для ребёнка — это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин «знаковая функция сознания» для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

 Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что «что без плана можно только бредить» и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу, как  творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка — это развитие направленности воображения.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Различные программы воспитания и обучения детей дают такую возможность.

 Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой — развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия — именно для него — познавательной задачи и решает её успешно.

      Изучая особенности смыслообразования, психолог В.К. Вилюнас обнаружил, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная — её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной, эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций — ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче — условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель, развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний, умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь — использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности.

                                                       

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» — плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должно быть  обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

      Для умственного развития детей дошкольного возраста ставятся такие задачи:

   1) Развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно — умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений.

 2) Развитие воображения, а именно — развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже  дошкольного  возраста.

Но главное для ребёнка — это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин «знаковая функция сознания» для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

 Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что «что без плана можно только бредить» и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу, как  творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка — это развитие направленности воображения.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Различные программы воспитания и обучения детей дают такую возможность.

 Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой — развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия — именно для него — познавательной задачи и решает её успешно.

      Изучая особенности смыслообразования, психолог В.К. Вилюнас обнаружил, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная — её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной, эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций — ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче — условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель, развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний, умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь — использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...

Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»

Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы нево...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...