Программа «Маленькие дизайнеры» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malenkie_dizaynery.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Маленькие дизайнеры»
В основе лежит программа Головко Л. В. «Приглашаем в страну дизайна», Логуновой Т. «Первые уроки дизайна».
Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.
Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания.
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Дети моделируют украшения, составляют картины из различных материалов и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Цель:
- дать ребенку первоначальные представления о дизайне;
- развивать предпосылки проектного мышления;
- сформировать у детей дизайнерское мышление;
- развивать эстетический вкус.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
- ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.
В результате:
- у детей формируются первоначальные представления о дизайне;
- развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
- дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
- у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;
- формируется творческое мышление;
- развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
- совершенствуются практические навыки детей;
- у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Особенности методики и организации образовательного процесса
Чтобы решить задачи, используются традиционные методы ведения занятия и новые технологии, разные типы: комбинированное занятие, коллективная работа, занятия-игры, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Особенностью программы является выделение большего кол-ва часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.
Принцип построения программы:
Программа рассчитана на 1года обучения.
Дети 5-6лет (10 ч 25 мин) 625 мин
Учебно-тематический план работы в старшей группе
№ п/п | Тема | Задачи | Количество минут | |
Практика | Теория | |||
1 | Беседа: «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» | Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера. Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». | 25 мин | |
2 | Познавательное занятие «Волшебный материал» | Познакомить детей с различными материалами (бусины, ленты, декоративный пластилин, витражные краски, и т.д.). | 25 мин | |
3 | Рисование-аранжировка: «Календарь природы» | Познакомить детей с понятием «фитодизайн» Учить «печатать» листья методом «оттиска». Активизировать словарный запас словами: «фито-дизайн», «гербарий». Закреплять знания детей о деревьях и растениях. Развивать фантазию. | 25 мин | |
4 | Лепка из солёного теста: «Рыбка» | Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста. Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. | 25 мин | |
5 | Декоративное рисование: «Роспись Рыбки» | Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета. | 25 мин | |
6 | Выставка детских работ | Учить расставлять экспонаты на выставке. Развивать эстетические способности. | 25 мин | |
7 | Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с понятием «фитодизайн». Учить детей использовать в работе гербарий. Развивать у детей способность к проектному мышлению. | 25 мин | |
8 | Аппликация: «Рамка для рисунков» | Создание оригинальных композиций. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по диагонали. Развивать чувства формы и композиции. | 25 мин | |
9 | Аппликация из мятой бумаги + бусины «Красивый цветок» | Развивать воображение и чувство меры. | 25 мин | |
10 | Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» | Познакомить детей с правилами простых композиций. Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью. | 25 мин | |
11 | Коллективная работа «Зимний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с правилами простых композиций и вариантами их декоративного оформления. Вызвать радостное предновогоднее настроение. | 25 мин | |
12 | Выставка детских работ: «Юные дизайнеры» | Закрепить знания о работе дизайнера-оформителя. Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы. Развивать эстетику | 25 мин | |
13 | Лепка из солёного теста: «Кораблик» | Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста. Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. | 25 мин | |
14 | Декоративное рисование: «Роспись кораблика» | Продолжать учить расписывать плоскостные фигурки. Развивать чувство ритма и цвета. | 25 мин | |
15 | Рисование: «Картонажный театр» | Познакомить детей с историей картонажного театра. Создание разных образов на основе одной формы, передача характерных черт внешности героев сказки. Вызвать интерес к театральной деятельности. | 25 мин | |
16 | Декорации к театру | Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. | 25 мин | |
17 | Лепка из солёного теста: «Пчёлка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | 25 мин | |
18 | Декоративное рисование роспись «Пчелки» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | 25 мин | |
19 | Аппликация: «Декорирование бутылочек» | Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе. | 25 мин | |
20 | Аппликация из салфеток + бусины «Букет роз» |
Вызвать радостное настроение. | 25 мин | |
21 | Декоративное рисование: «Синяя сказка» | Расширять представления детей о гжельской росписи. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Закреплять навыки смешивания красок, для получения разных оттенков синего цвета. | 25 мин | |
22 | Лепка-аранжировка «Отражение в воде» | Познакомить детей с понятием «зеркальное отражение». Учить планировать и выполнять работу в соответствии с намеченной целью. Развивать проектное мышление. | 25 мин | |
23 | Рисование: «Отражение в воде» | Продолжать знакомить детей с понятием «зеркальное отражение». Познакомить с новой техникой рисования «монотипией». Воспитывать любовь к природе. | 25 мин | |
24 | Аппликация: «Рамка для фотографии» | Познакомить детей с некоторыми простыми приёмами вырезывания декоративных элементов для создания композиции (бумага, сложенная несколько раз, вырезывание по спирали и др.). Развивать проектное мышление и умение работать коллективно. Вызвать радостное настроение. | 25 мин | |
25 | Ручной труд: «Куклы наших бабушек» | Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству. | 25 мин | |
26 | Выставка: «Радужное многоцветие» | Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. | 25 мин |
Показатели художественно – творческого развития детей
в дизайн – деятельности в конце учебного года
№ | Фамилия, имя ребёнка | Характеристика интересов и способностей в области художественной деятельности | Характеристика качества способов творческой деятельности | Характеристика качества продукции | Итог |
1 | Проявляет интерес, проявляет средние способности | Применяет известное в новых работах | Соответствие результатов художественным требованиям | средний | |
2 | Высокое творческое воображение | Находит оригинальные способы | Проявляет индивидуальный «почерк» | высокий | |
3 | Проявляет интерес, но уровень способностей низкий | Применяет известное в новых работах | Применяет примитивную манеру исполнения | низкий |
Основные методы:
- Объяснительно - иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций)
- Создание игровой ситуации
- Репродуктивные (работа по образцам)
- Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
- Исследовательские (исследование свойства бумаги, пластилина., соленого теста и др)
- Словесные, наглядные, практические, игровые методы
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Условия реализации программы
Помещение, отводимое для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям ( сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме.
Используется икт.
. Для такой деятельности в нашем саду создана материально-техническая база: специальное помещение – изо-студия, специальное оборудование (мольберты, стеллажи, шкафы, возможность организовать выставки детских работ) и художественные материалы. Кабинет оснащен специальной методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, проектором и экраном, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии. А детский дизайн – направление популярное, в последние годы о нем много говорят и пишут.
- Зона для творческой деятельности детей
- Зона организации постоянных и сменных выставок
- Зона индивидуальной выставки
- Зона народного декоративно - прикладного искусства
- Зона выставки малых форм
- Игровая зона
- Кабинет оснащен видео и аудиотекой
- Создан комфортный микроклимат в воспитательно - образовательном процессе.
Критерии определения уровня освоения программы
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок), инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера), сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
Литература
- Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.
- Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду.-2004. №4
- Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. – 1998.-№2.
- Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества..//Дошкольное воспитание.-2006.-№2.
- Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание . - Мозайка – Синтез, 2002.
- Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.
- Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.
- Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности. // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №1.
- Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.
- Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. – 2005. № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Маленький дизайнер"
Создать условия для развития познавательной активности детей путем экспериментирования. Содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов; моделирование содержател...
Проект «Маленькие дизайнеры».
Цели: формировать интерес к целесообразной красоте окружающего мира; расширять эстетические представления детей; способствовать развитию творческого воображения и фантазии; воспитывать эстетические чу...
Проект «Маленькие дизайнеры или история новогодних открытки и игрушки»
Среднесрочный, трехнедельный, творческий проект «Маленькие дизайнеры или история новогодних открытки и игрушки»...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Маленький дизайнер"
Данная программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна....
Рабочая программа "Маленькие дизайнеры" для старшей группы ДОУ
Программа направлена на проявление интереса, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов, желание детей взимодействовать с ними....
Программа кружка дополнительного образования "Маленький дизайнер" для детей 5-7 лет.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в...
Проект по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Мы – маленькие дизайнеры».
Тема: "Чудеса из бумаги и не только!.."Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.Руководитель проекта: Шандер И.В., воспитатель высшей категорииУчастники проекта: дети средней груп...