Программа кружка дополнительного образования "Маленький дизайнер" для детей 5-7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа)
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Дизайн - деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_dizayner.docx | 12.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования
«Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет.
Лелевкина Ирина Александровна.
Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет.
Пояснительная записка.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Дизайн - деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Цель: развитие изобразительного творчества посредством дизайн –деятельности.
Основные задачи:
- научить ребенка творчески и самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы;
-развивать творческое мышление и воображение;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
Творческие способности (креативность) – это индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Развитию креативности способствует следующее: у дошкольников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
Таким образом, обучение творчеству вызывает у дошкольников чувство удовлетворения и радость познания; стимулирует волю и внимание; развивает мышление и воображение; облегчает процесс усвоения материала; повышает работоспособность.
Воображение (фантазия) – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение занимает особое место в процессе творчества – высшего уровня познания. Оно является как бы центром, фокусом творческого процесса, сопровождающегося другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.
Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставить два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Развитие воображения чрезвычайно важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные ниже упражнения и игры. Они просты в исполнении, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапного погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Условия:
- создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей дизайн – деятельность детей;
- ознакомление детей с дизайн объектам и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
- предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
- наличие необходимых и качественных материалов для организации дизайн – деятельности;
- сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
- бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Форма и режим занятий.
"Маленький дизайнер" проводится на базе ГБДОУ детского сада №111 Невского района. Данная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) состоит из 16 занятий. Занятия проводились с детьми 1 раза в неделю по 30 минут, в течении 4 месяцев.
Содержание программы.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Предлагаемая программа состоит из 16 занятий, подчиненной единой цели: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.
Специфика материала.
Предпочтение отдается различным материалам: гуаши, бумаге, используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы, также характерно свободное сочетание живописного изображения с объемными материалами. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над освоением дизайн - деятельности ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
Критерии определения уровня освоения программы
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок, инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера, сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ занятия, название, цель, форма.
Февраль.
№1. "Кто такой дизайнер и чем он занимается?" Познакомить детей с работай дизайнера и особенностями дизайн – деятельности. Беседа с детьми о профессии – дизайнер, о том, чем он занимается, какие материалы может использовать в своей работе.
№ 2. "Копилка "Черепашка".
Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности. Дети самостоятельно подготавливают основу для копилки (вырезают черепашку, приклеивают и украшают панцирь (пуговицы, ткань и т. д.). Обсуждение результатов.
№ 3. " Аппликация из ткани на картоне. Собачка". Развивать творческие способности, воображение, оригинальность мышления. Беседа с детьми об изготовлении деталей из ткани, составление композиции. Обсуждение результатов.
№ 4. Кукла "Масленица".
Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Воспитывать любовь к народному искусству. Беседа с детьми о празднике "Масленица". Обсуждение результатов.
Март.
№ 5. "Открытка для мамы".
Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Беседа с детьми о празднике "8 марта". Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении открыток. Обсуждение результатов.
№ 6. "Бусы для мамы".
Развитие творческого мышления и воображения детей через использование непривычных материалов в достаточно знакомой деятельности. Беседа с детьми о празднике "8 Марта", изготовление бус из макаронных изделий. Декорирование бус. Обсуждение результатов.
№ 7. "Подставка для моих карандашей "Гусеница". Развивать творческое мышление, учить подготавливать основу для декорирования. Детям рассказываются способы оформления подставки для карандашей (создание гусеницы из втулок, обматывание нитками, затем дети украшают подставку на свой вкус. Обсуждение результатов.
№8. " Картина из бумажных цветов". Развивать способность умело использовать бумагу разной фактуры в процессе деятельности. Детям рассказывают о способе изготовления различных цветов. Обсуждение результатов.
Апрель.
№ 9. "Горшочек для любимого цветка". Развивать творческие способности, вербальное воображение, оригинальность мышления. Беседа с детьми о том, какой цветок они хотели бы посадить в оформленный своими руками горшок. Оформление цветочного горшочка по замыслу ребенка. Обсуждение результатов.
№ 10. "Необыкновенная рамка для моего фото". Развивать способность фантазировать, творчески мыслить, видеть взаимосвязи предметов и действий, ведущие к новым идеям. Дети декорируют картонную рамку, опираясь на тематику той фотографии, которую они принесли с собой. Обсуждение результатов.
№ 11. "Пасхальный сувенир". Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.
№ 12. "Ромашки из ватных дисков" . Продолжать развивать умение работать с различными видами материалов. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.
Май.
№ 13. "Гвоздика". Продолжать развивать умение детей работать с различными видами бумаги(правильно сгибать, скручивать и т.д.). Обсуждение результатов.
№ 14. " Подсвечник". Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности (Бросовый – dvd диск и природный материал – камни). Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.
№ 15. "Декоративная подвеска-шар "Пион"". Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Обсуждение результатов.
№ 16. "Цветы на диске". Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.
Работа с родителями.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
Литература
• Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.
• Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду. -2004. №4
• Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. – 1998.-№2.
• Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества. //Дошкольное воспитание. -2006.-№2.
• Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание. - Мозайка – Синтез, 2002.
• Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.
• Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.
• Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.
• Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности. // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №1.
• Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.
• Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. – 2005. № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»
Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....