Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Маленький дизайнер"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 774.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в инициативных, неординарно мыслящих, самостоятельных, творческих личностях. На мой взгляд, детский дизайн способен развить в ребенке индивидуальность, креативность. Ведь зачастую в дошкольном образовании художественная деятельность сводится к шаблонному творчеству, что опасно для развития потенциала многих сфер личности. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, дает ему самовыражаться. Очень важно в таком виде деятельности воспитателю использовать только гуманные методы и приемы, без запретов и категоричных обращений. Важно понимать, что сделанная ребенком поделка и отложенная в папку, и забытая – это не дизайнерский продукт. В дизайне все изготовленное обязательно должно найти свое применение. Дизайн может быть ориентирован на организацию пространства, создание красивых полезных предметов, которые ребенок использует в своей среде. Продукт детского дизайнерского творчества может быть использован в детской игре, одежде, при проведении или оформлении мероприятий и т.д.
Цель программы: развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна.
Задачи программы:
- познакомить детей с элементами детского дизайна, его основными направлениями;
- учить детей работать с разнообразными материалами и перевоплощать их, создавая новые композиции;
- познакомить с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- учить ребенка творчески и самостоятельно мыслить;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении своих замыслов;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
Принципы построения программы:
Синтетичности: тесная взаимосвязь рисования, аппликации, лепки и ручного труда.
Адаптивности: гибкое применение содержания и методов развития творческих способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.
Принцип творческого подхода: данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.
Принцип интеграции: здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.
Принцип личностно-ориентированного общения: дети являются активными исследователями, деятелями. Воспитатель и ребенок в общении и взаимодействии являются партнерами, соучастниками.
Очень важной составляющей данной программы является развитие воображения (фантазии) детей, так как именно на этом основывается любая дизайнерская деятельность. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Поэтому для развития воображения детей в начале каждого занятия я использую соответствующие игры и упражнения.
Возраст обучающихся: старшая группа (5-6 лет)
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю с группой 12 человек во второй половине дня, длительность занятия - 25 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Структура занятия:
1. Подготовка к занятию (мотивация)
2. Игры и упражнения для развития воображения детей.
3. Введение в тему занятия.
4. Практическая часть.
5. Рефлексия (анализ работ)
Ожидаемые результаты:
- у детей формируются первоначальные представления о дизайне;
- развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
- дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
- развивается чувство цвета, симметрии, ритма;
- формируется творческое мышление, воображение;
- развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа посредством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
- совершенствуются практические дизайнерские навыки детей;
- у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок), инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера), сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).
Формы подведения итогов:
- проведение выставок детских работ (раз в квартал);
- проведение открытого мероприятия для родителей (2 раза в год: сентябрь, май);
- проведение мастер-класса среди педагогов (1 раз в год).
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
Содержание программы
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Беседа: «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» | Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера. Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримѐр», «архитектор». |
Пластилинография «Осенний день» | Познакомить детей с понятием «пластилинография», обучать детей приемм работы в технике «пластилинографии», лепить отдельные детали, придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | |
Октябрь | Рисование- аранжировка: «Календарь природы» | Познакомить детей с понятием «фитодизайн» Учить «печатать» листья методом «оттиска». Активизировать словарный запас словами: «фито-дизайн», «гербарий». Закреплять знания детей о деревьях и растениях. Развивать фантазию. |
Открытка, скрапбукинг «Любимая мамочка» | Продолжать знакомить детей с техникой «скрапбукинг» - закреплять навыки вырезания, рисования - содействовать умению правильно располагать детали на открытке - воспитывать любовь и уважение к маме | |
Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» | Познакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета. | |
Выставка детских работ на тему «Дымковская игрушка» | Продолжать знакомить детей с работой дизайнера-оформителя. Учить расставлять экспонаты на выставке. Развивать эстетические способность | |
Ноябрь | Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с понятием «фитодизайн». Учить детей использовать в работе гербарий. Развивать у детей способность к проектному мышлению. |
Аппликация: «Рамка для рисунков» | Создание оригинальных композиций. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по диагонали. Развивать чувства формы и композиции | |
Аппликация сюжетная: «Витрина магазина» | Продолжать знакомить детей с работой декоратора. Активизировать словарный запас словами: «витрина, декоратор, парфюмерия, электробытовая техника». Развивать воображение и чувство меры. | |
Декоративное рисование «Гжельская сказка» (настольный театр по мотивам сказки «Заюшкина избушка») | Уточнить представления детей о гжельской росписи. Формировать способы создания образов. Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций. | |
Декабрь | Сезонный декор «Волшебница Зима» | Продолжать знакомить с сезонным декором. Способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений о Зиме. Развивать чувство меры, вкуса |
Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» | Познакомить детей с правилами простых композиций. Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью | |
Аппликация: «Театр Деда Мороза» | Продолжать знакомить детей с правилами простых композиций и вариантами их декоративного оформления | |
Выставка детских работ: «Юные дизайнеры» | Закрепить знания о работе дизайнера- оформителя. Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы. Развивать эстетику. | |
Январь | Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» | Познакомить детей с элементами филимоновской росписи. Продолжать учить расписывать объѐмные фигурки. Развивать чувство ритма и цвета |
Рисование: «Картонажный театр» | Познакомить детей с историей картонажного театра. Создание разных образов на основе одной формы, передача характерных черт внешности героев сказки. Вызвать интерес к театральной деятельности | |
Декорации к театру | Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. | |
Февраль | Пластилиновый театр: «Смешарики» | Создание атмосферы творчества. Познакомить детей с театральной профессией кукольника. Дать представление о театре как о синтезе разных видов искусства: комедийного, музыкального, анимационного. |
Декорации к пластилиновому театру «Смешарики» | Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций. Вызвать интерес к театральной деятельности | |
«Дорогому папе» (открытка, скрапбукинг) | Продолжать знакомить детей с техникой «скрапбукинг» - закреплять навыки вырезания, рисования - содействовать умению правильно располагать детали на открытке - воспитывать любовь и уважение к папе | |
Аппликация: «Декоративные подвески» | Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления. Вызвать радостное настроение | |
Март | Оформление разделочной доски в технике декупаж «Подарок для Мамы» | Продолжать знакомить с техникой «декупаж» Развивать умение составлять композицию, цветовое восприятие |
Аппликация: «Декорирование бутылочек» | Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе | |
Лепка- аранжировка «Отражение в воде» | Познакомить детей с понятием «зеркальное отражение». Учить планировать и выполнять работу в соответствии с намеченной целью. Развивать проектное мышление. | |
Рисование: «Отражение в воде» | Продолжать знакомить детей с понятием «зеркальное отражение». Познакомить с новой техникой рисования «монотипией». Воспитывать любовь к природе. | |
Апрель | Аппликация: «Рамка для рисунков» | Познакомить детей с некоторыми простыми приѐмами вырезывания декоративных элементов для создания композиции (бумага, сложенная несколько раз, вырезывание по спирали и др.). Развивать проектное мышление и умение работать коллективно. Вызвать радостное настроение. |
Лепка из солѐного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» | Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания». Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. | |
Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» | Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Продолжать знакомить с техникой «декупаж» Развивать умение составлять композицию, цветовое восприятие | |
Браслет из бисера | Продолжать развивать мелкую мотрику, усидчивость - развивать чувство меры, вкуса, воображение, цветовое восприятие | |
Май | «Бабочка- красавица» (квиллинг) | Закреплять навыки скручивания бумаги, -воспитывать аккуратность, усидчивость |
Ручной труд: «Куклы наших бабушек» | Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству | |
Выставка: «Радужное многоцветие» | Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа |
Методическое обеспечение программы
Основные методы:
1. Объяснительно - иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций) 2. Создание игровой ситуации
3. Репродуктивные (работа по образцам)
4. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
5. Исследовательские (исследование свойства бумаги, пластилина., соленого теста и др.)
6. Словесные, наглядные, практические, игровые методы.
Материально-технические условия реализации программы
Помещение (группа), отводимое для занятий отвечает санитарно- гигиеническим требованиям (сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме.
Используется ИКТ.
Группа оснащена специальной методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, проектором и экраном, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.
Зона для творческой деятельности детей
Зона организации постоянных и сменных выставок
Зона индивидуальной выставки
Источники:
http://sochi-schools.ru/d028/im/d_53.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...