Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни
презентация на тему

Анастасия Павловна Белоконь

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни Педагог-психолог Белоконь Анастасия Павловна МАДОУ ЦРР д / с № 111

Слайд 2

Особенности развития ребенка от 0 до 6 месяцев жизни Рассмотрим показатели психического развития младенца, на которые опираются при диагностике Е.О. Смирнова, Л.Н. Галагузова , Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. На второй – третьей неделе жизни ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, прекращение или изменение характера плача на голос взрослого, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца – контакт со взрослым взглядом «глаза в глаза », ответ на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения. В течение 2-го месяца – овладение разнообразными средствами контакта. Он все более уверенно отыскивает глазами взрослого. Поворачивая голову на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С 3-го месяца – сам воздействует на окружающих людей, побуждая их к контактам. Он использует: взгляды, улыбку, движения, звуки голоса. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название «комплекс оживления ».

Слайд 3

Структура комплекса оживления: 1 ) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; 2 ) улыбка; 3 ) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); 4 ) вокализации: гуканье – короткие отрывистые звуки « гх », «га» и другие; гуление – протяжные, певучие звуки « га-а », « гу-у », «ага», «агу» и другие;

Слайд 4

В конце первого полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. * В неблагоприятных условиях воспитания... м ладенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Все это ведет к задержке и искажению дальнейшего хода развития.

Слайд 5

Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова выделяют следующие этапы развития способов обследования предметов ребенком в первые месяцы жизни: 1 ) зрительные и оральные (ротовые) познавательные действия; 2 ) мануальные (действия руки); 3 ) зрительно-двигательная координация. Таким образом , на основании вышесказанного диагностику психического развития ребенка в возрасте от 0 до 6 месяцев авторы предлагают проводить по следующим направлениям : – уровень развития общения ребенка со взрослым; – познавательная активность по отношению к предметам, которая лежит в основе предметно-манипулятивной деятельности .

Слайд 6

Особенности развития ребенка второго полугодия жизни Авторы выделяют следующие виды манипулятивных действий: – ориентировочные действия (ребенок трогает предметы, царапает, берет в руки, в рот, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, вертит их в руках); – неспецифические действия (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т.д.), т.е. ребенок выполняет действия с любым предметом, независимо от его физических свойств и функций; – специфические действия (ребенок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку), растягивает резинку, веревку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в нее мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов), т.е. соотносит свои действия с физическими свойствами и функциями предметов; – культурно-фиксированные или орудийные действия . К концу первого года младенец начинает осваивать особый класс специфических действий с бытовыми предметами (ложка, чашка, расческа).

Слайд 7

На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами . Как утверждают отечественные и зарубежные ученые Н.М. Аксарина , Г.М. Лямина , М.М. Кольцова, М.И. Лисина , Р. Кайл и др., при благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных.

Слайд 8

К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т.д.) Постепенно малыш начинает различать поощрения и порицания взрослых. Во втором полугодии жизни ребенок уже четко дифференцирует окружающих людей.

Слайд 9

К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях . О.С . Никольская, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова , Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова , Ж.В. Цареградская считают, что инициативность ребенка, его настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период «кризиса первого года ». Таким образом, диагностику предлагают проводить по следующим направлениям : – уровень развития предметно-манипулятивной деятельности; – уровень развития ситуативно-делового общения.

Слайд 10

Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни Параметры и показатели общения. 1 . Инициативность ребенка в общении. Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение. 2 . Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Показатели чувствительности к воздействиям взрослого: – внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом); – положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации); – перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы). 3. Средства общения. Показателями данного параметра: – количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Слайд 11

«Пассивный взрослый» Цель: выявить уровень развития параметров общения (инициативность) при наименьшей коммуникативной активности взрослого. Методика выполнения . Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столике. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к мла денцу, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1). Запомни! А. Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью, т.е. все сильнее размахивает ручками, громче вскрикивает и т.п., то следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, и перейти к следующей диагностической ситуации. Б. Если ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому, и он не замечает взрослого. То тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием ( но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента. В. Если ребенок проявил недовольство пассивностью взрослого, а именно, – хмурится, отворачивается, хныкает, то тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить. В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».

Слайд 12

Диагностика уровня развития познавательной активности ребенка первого полугодия жизни. 1. Внимание и интерес к предметам. Это степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность его внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов. 2 . Положительные эмоциональные проявления. Это выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие ребенком предметов и действий с ними. 3 . Познавательные действия. Это стремление ребенка к обследованию предметов , которое предполагает наличие зрительных, оральных и мануальных действий , совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов. Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. 2-3 мес. – к обследованию предметов подключаются руки. 4 мес. – может удерживать предмет, совершать некоторые действия.

Слайд 13

«Разные игрушки» Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации свободного поиска ребенком внешних впечатлений. Оборудование. Четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением человеческого лица, например кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка – животное, волчок, мяч с узорами. Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень маленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рассматривания и безопасными для ребенка. Методика выполнения . В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются наличные возможности ребенка актуализировать познавательную активность. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Психолог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны. Внимание! В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки (приложение 1). В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка.

Слайд 14

Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни Параметры ситуативно-делового общения Инициативность. Это желание ребенка привлечь к себе внимание взрос-лого , продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. 2. Средства общения: – экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голо-совые проявления); – предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). – предречевые средства общения – лепет, первые слова. 3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. – берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого; – реагирует на похвалу и порицание; – согласовывает собственные действия с действиями взрослого вые средства общения – лепет, первые слова.

Слайд 15

4. Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникатив-ных актов ребенка, количестве отвлечений от общения. 5. Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативного опыта. Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения: Если у малыша сформирована потребность во внимании и доброжелательности взрослого, но недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. Если малыш у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению (СДО). 3. Если ребенок, имеет недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами. 4. Если ребенок, имеет богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самоятоятельно .

Слайд 16

«Ситуативно-личностное общение» Цель: установить наличие желания и возможностей ребенка вступать в ситуативно-личностное общение. Методика выполнения. Данная ситуация необходима для тех детей, которые предпочитают одиночную предметно-манипулятивную деятельность, а также для детей, инициирующих ситуативно-личностное общение. Ребенок находится на детском стульчике за столом или сидит на ковре, на диване рядом со взрослым. Взрослый обращается к ребенку с улыбкой и ласковыми словами, называя малыша по имени, поглаживает его, глядя в глаза, приглашает сесть на колени, взять на руки, обнимает, прижимает к себе. Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1). Внимание! 1. Если ребенок охотно идет на эмоциональное общение, ему предоставляется инициатива, а взрослый подстраивается под обращения ребенка. 2. Если младенец не отвечает взрослому в течение 3 минут, следует возобновлять воздействия, варьируя их. Можно предложить поиграть в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь попытаться приласкать ребенка. 3. Если малыш уклоняется от общения, отталкивает взрослого, отползает, хнычет, пробу следует завершить и переключить внимание малыша на игрушки.

Слайд 17

Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия. Виды действий. Первый вид действий – неспецифические действия или ориентировочно-исследовательские. – зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает); – оральные действия (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает); – мануальные действия (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д.). Второй вид действий – неспецифические манипулятивные действия. Ребенок по многу раз повторяет какое-то понравившееся действие – стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их. Третий вид действий – специфические и культурно-фиксированные. Примерно к 8 месяцам ребенок овладевает специфическими действиями. К концу года ребенок осваивает культурно–фиксированные действия (ест ложкой, пьет из чашки и т.п.). Таким образом , виды действий с предметами такие как: неспецифические ориентировочно-исследовательские (зрительные, оральные, мануальные), неспецифические манипулятивные , специфические и культурно-фиксированные действия определяют содержание диагностики параметра: виды действий предметно – манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Слайд 18

Познавательная активность. По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой , Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, содержание данного параметра составляют: разнообразие действия с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами – это стремление и умение ребенка с помощью действий извлечь максимум информации о предмете. Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельности – это степень любознательности ребенка, степень удовольствия от действий и их результата, степень настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его. Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой , Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Слайд 19

«Разные игрушки» Цель: определить параметры предметно-манипулятивной деятельности со знакомыми ребенку предметами. Оборудование. Психолог подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек. В него должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки. Этот предмет позволит ребенку осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), так и специфические (катать, надевать на палец через отверстие), а также игровые, культурно-фиксированные действия (использовать как «руль» или «тарелку»). Погремушка, резиновая игрушка «пищалка», мяч, телефонная трубка позволят ребенку производить специфические действия (греметь, размахивать погремушкой, сжимать резиновую игрушку, катать мяч). Мягкая игрушка (животное или кукла с разнообразными деталями одежды), ложечка, чашечка позволят ребенку производить исследовательские, игровые, культурно-специфические действия («баюкать», «кормить» куклу, самому «пить» из чашечки и т.д.). Методика выполнения. Ребенок сидит на специальном стульчике перед столом, а взрослый рядом с ним. Он последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения.

Слайд 20

Протокол

Слайд 21

Литература Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ , 2004. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Организация бодрствования детей первого года жизни

Как организовать бодрствование детей...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни

У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю пер...

Вскармливание детей первого года жизни.

Искусственное вскармливание...

Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.

Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и  раннего возраста :Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.Коррекционная  работа по ...