Вскармливание детей первого года жизни.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Вскармливание детей 1-го года жизни.
Искусственное вскармливание».
Известно, что правильное питание является одним из определяющих факторов здоровья ребенка, обеспечивающих своевременное и нормальное формирование органов и тканей, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, устойчивость к инфекциям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наиболее важную роль питание играет в обеспечении здоровья детей первого года жизни, так как этот период отличается быстрым ростом и развитием ребенка. Это требует поступления значительного количества питательных веществ. Вместе с тем функциональные возможности пищеварительного тракта малыша ограничены, что связано с его относительной морфологической и функциональной незрелостью. Любая погрешность в питании способна нанести вред здоровью ребенка. Поэтому лучшим питанием для малыша является грудное вскармливание.
Состав материнского молока строго соответствует физиологическим и метаболическим особенностям ребенка, функциональным возможностям его пищеварительного тракта и изменяется на протяжении лактации, обеспечивая меняющиеся потребности малыша. Молоко матери – не только источник пищевых веществ, но и большого количества биологически активных соединений, обеспечивающих регуляцию процесса роста и развития, высокий уровень иммунологической защиты от инфекционных заболеваний, снижение риска развития пищевой аллергии.
Но, к сожалению, в условиях дома ребенка младенцы лишены материнского молока и вынужденно находятся на искусственном вскармливании.
Исходя из этого, перед врачами – педиатрами и специалистами, работающими в области педиатрии и детского питания, стоит задача добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания, обеспечивающей адекватный рост и развитие, устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов.
При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания конкретного ребенка, следует учитывать:
- возраст ребенка в первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные смеси, а затем сочетать пресные и кисломолочные смеси;
- степень адаптированности смеси – чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях; ребенку до 5-6 мес. ни в коем случае не следует назначать «последующие смеси», кефир и другие неадаптированные кисломолочные смеси, цельное коровье молоко;
- индивидуальную переносимость смеси.
При искусственном вскармливании целесообразен регламентированный режим питания, при котором кормление осуществляется в установленные часы, а кратность и объем определяются врачом в соответствии с возрастом, массой тела и индивидуальными особенностями ребенка. При этом количество кормлений сокращается.
На первом месяце жизни ребенка кормят 7 раз в сутки через 3 часа с перерывами на ночной сон, к одному году – 4-5 раз через 4-4.5 часа с перерывами на ночной сон.
Наиболее простым способом расчета объема питания детей 1-го года жизни является объемно-весовой метод. В зависимости от возраста ребенка суточный объем (без дополнительного питания) питания (в мл.) составляет:
- 10 дн. – 2 мес. – 1/5 массы тела;
- 2-4 мес. – 1/6 массы тела;
- 4-6 мес. – 1/7 массы тела;
- 6- 9 мес. – 1/8 массы тела.
Важно помнить, что разовый объем питания не должен превышать физиологическую вместимость желудка ребенка:
- 1-12 недели – 60-90 мл.;
- 4 нед. – 6 мес. – 110-140 мл. (в дальнейшем ежемесячное увеличение на 25 мл.);
- К 12 мес. – 250 мл.
Суточный объем питания к концу первого года жизни составляет 1000 – 1100 мл.
Работа мышечного аппарата ребенка при сосании материнской груди способствует формированию зубочелюстной системы, аппарата звуковоспроизведения. При сосании груди ребенок вынужден прикладывать гораздо больше усилий, чтобы получить необходимую дозу молока, чем при кормлении из бутылочки с соской, а потому мышцы нижней челюсти при искусственном вскармливании не получают необходимой для ее роста функциональной нагрузки. Вот почему крайне важно при вскармливании из бутылочки использовать соски правильной физиологической формы. Отверстие у них расположено таким образом, чтобы струя питательной смеси направлялась на твердое нёбо, что имитирует процесс, происходящий при грудном вскармливании. В норме рефлекс сосания угасает у детей к 9-10 мес., и своевременный переход к кормлению с ложечки (начинать с 4-5 мес.) стимулирует этот процесс.
Педиатрами разработаны правила искусственного вскармливания:
1. кормление следует проводить с помощью соски, соответствующей по форме соску груди матери, упругой, с маленьким отверстием (смесь должна вытекать каплями, а не струйкой). По мере снижения упругости и эластичности соска должна меняться на новую.
2. необходимо обеспечить условия для активного сосания: захват и удержание соски губами, движения нижней челюсти должны обеспечивать выдавливание молока и его проглатывание.
3. t° смеси – 37-40°. Температуру смеси можно проверить, капнув каплю смеси себе на внутреннюю поверхность предплечья, вас не должно обжечь, и вы не должны почувствовать холодка.
4. положение ребенка на руках должно соответствовать положению при естественном вскармливании (то на левую, то на правую руку).
5. бутылочку надо держать так, чтобы горлышко было заполнено молоком. В противном случае ребенок будет заглатывать одновременно и воздух, что увеличит риск срыгивания.
6. недопустимо оставлять ребенка с рожком в одиночестве, т. к. он может срыгнуть и захлебнуться. нельзя кормить спящего ребенка.
7. продолжительность кормления должна составлять 20-30 мин.
8. необходимо полностью исключить питание из соски к 2 годам.
Прикорм.
Молочное питание оптимально обеспечивает потребности ребенка в питательных веществах первые 4-5 мес. жизни. В дальнейшем возникает несоответствие между растущими потребностями малыша в пищевых ингредиентах. Появляется необходимость в расширении рациона питания для обеспечения нормальных темпов роста и развития ребенка. С введением в рацион новых групп продуктов (фруктов, овощей, злаков, мяса и др.) ребенок начинает получать растительные белки, растительные и животные жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, пищевые волокна. Кроме того, введение новых видов пищи обусловлено необходимостью развития и тренировки пищеварительной системы малыша. Введение прикорма означает вступление ребенка в период переходного питания, когда пища животного и растительного происхождения постепенно вытесняет молочное питание. Это весьма ответственный период в жизни малыша. Своевременность и правильная организация введения прикорма чрезвычайно важны для предотвращения развития пищевой аллергии, функциональных нарушений органов пищеварения.
Выделяются следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма:
- Возраст более 5-6 мес.;
- Угасание рефлекса «выталкивания» (языком) при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи и его проглатывание;
- Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов;
- Состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
- Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции.
Важно, чтобы ребенок эмоционально выражал свое отношение к процедуре кормления: тянулся к ложке с едой, когда голоден, или отказывался от дальнейшего кормления при насыщении. Желательно, чтобы малыш ко времени введения прикорма умел сидеть с поддержкой.
Зрелость органов пищеварения проверяется на основании переносимости фруктовых соков и пюре, которые являются «тестирующим» и «обучающим» прикормом и вводятся раньше блюд основного прикорма.
Основные правила введения прикорма:
- Не следует начинать прикорм, если ребенку нездоровится;
- Прикорм дается перед кормлением молочной смесью;
- Каждое новое блюдо вводится постепенно, в малых количествах и доводится до необходимого объема в течении двух недель;
- Переход к новому прикорму возможен только после того, как ребенок привык к предыдущему;
- Нельзя вводить два новых прикорма одновременно;
- С возрастом густота прикорма возрастает.
Основным критерием усвоения ребенком прикорма является нормальная прибавка массы тела, хороший аппетит, положительный эмоциональный настрой, нормальный стул.
Примерная схема искусственного вскармливания детей 1-го года жизни.
Наименование Продуктов | 0-1мес | 2 мес. | 3мес. | 4мес. | 5мес. | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10-12 мес. |
Молочная смесь (мл.) | 700-800 | 800-900 | 800-900 | 800-900 | 700 | 400 | 300-400 | 300-350 | 200 | 200 |
Фруктовый сок (мл.) | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | |||
Фруктовое пюре (г.) | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | |||
Творог (г.) | 10-30 | 30 | 40 | 40 | 50 | |||||
Желток(шт.) | 0.25 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | ||||||
Овощное пюре(г.) | 10-100 | 150 | 170 | 180 | 200 | 200 | ||||
Молочнаякаша(г.) | 50-100 | 150 | 180 | 200 | 200 | |||||
Мясноепюре(г.) | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | ||||||
Рыбное пюр(г.) | 5-30 | 40 | 50-60 | |||||||
Кефир и др.кисло мол.пр.(мл.) | 200 | 200 | 400 | |||||||
Хлеб пшен.(г.) | 5 | 5 | 5 | 10 | ||||||
Сухари,печенье(г.) | 3-5 | 3-5 | 5 | 5 | 10 | |||||
Растит. Масло (г.) | 1-3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 6 | ||||
Слив.масло (г.) | 1-3 | 3-4 | 5 | 5 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...
Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни
Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...
Организация бодрствования детей первого года жизни
Как организовать бодрствование детей...
Развитие речи детей первого года жизни
Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...
Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни
У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю пер...
Особенности речевого развития детей первого года жизни
Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...
Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.
Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и раннего возраста :Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.Коррекционная работа по ...