Организация бодрствования детей первого года жизни
материал по теме

Краснова Ираида Аркадьевна

Как организовать бодрствование детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ  БОДРСТВОВАНИЯ  ДЕТЕЙ  ПЕРВОГО ГОДА  ЖИЗНИ»

                                                                                                     

Ребенок первого года жизни  не может сам занять себя, не может долго бодрствовать без участия взрослого. Поэтому воспитатель организует бодрствование детей в свободное от режимных процессов и занятий время и при их проведении. Пока дети спят, воспитатель подготавливает все необходимое для самостоятельной деятельности, в манеже и за барьером на полу раскладывает игрушки. Игрушки подбирают так, чтобы они соответствовали возрасту и уровню развития детей, их должно быть  немного — 2—3 на каждого ребенка.

Роль воспитателя в разные отрезки бодрствования детей различна. Так, в начале бодрствования, когда малыши просыпаются и их начинают кормить, и в конце, когда они устают и их укладывают спать, воспитатель принимает минимальное участие в организации деятельности детей. Подняв ребенка после сна и покормив, сажает его в манеж или на пол за барьер, дает ему игрушку и следит, чтобы каждый ребенок был занят и спокоен; в это время он продолжает поднимать и кормить других детей. При необходимости воспитатель подходит к ребенку, находящемуся в манеже, меняет его положение, привлекает внимание к игрушке, разговаривает с ним. Укладывая детей спать, он также лишь следит за теми, кто играет. В эти отрезки бодрствования педагог не может обучать детей играть с ними, вводить в игру новые игрушки или давать такие, которыми дети без взрослого пользоваться не могут.

Накормив и уложив спать детей одной подгруппы, воспитатель начинает заниматься с теми, кто бодрствует. Показывает, как обращаться с игрушками, меняет игрушки, переключает каждого малыша с одного вида деятельности на другой, меняет положение ребенка в манеже или его позу на полу, перекликается с детьми, подносит их к окну, к зеркалу, показывает рыбок в аквариуме. Педагог играет со старшими детьми, ласково говорит с одним, хвалит другого, помогает третьему и т.п.

Большое значение для спокойного состояния детей имеет отсутствие шума. Шум утомляет, из-за него ребенок не слышит речь взрослого, собственный голос, голоса других детей.

С 3—4 недель ребенка несколько раз в день кладут на живот — перед кормлением и через 30-40 мин после него, но при первых признаках утомления переворачивают на спину.

Время от времени необходимо брать ребенка на руки и, разговаривая с ним, добиваться, чтобы его взгляд сосредоточился на лице взрослого.

Детям старше 2 мес. одного эмоционального общения уже мало, с ними нужно проводить и занятия.

С 1—1,5 мес. бодрствование детей проходит в манеже. Это облегчает воспитателю наблюдение и уход за ними. Находясь в манеже, ребенок рассматривает игрушки, следит за взрослыми, смотрит на лежащих рядом детей, передвигается все это расширяет его кругозор. Одновременно в манеже могут находиться не более 5—6 детей, близких по возрасту и уровню развития. Воспитатель следит, чтобы дети были удобно распределены по всей площади манежа.

Когда малыш впервые поступает в дом ребенка, или болеет, или по какой-либо другой причине не может быть помещен в манеж, после того как он просыпается, его оставляют в кроватке. Маленькие дети (до 2 мес.) быстро охлаждаются, поэтому их кладут на одеяло и даже заворачивают в него, оставляя свободными только руки. С 2—2,5 мес. ребенок бодрствует в штанах-ползунках — это позволяет ему свободно двигаться, проявлять активность.

Над каждым ребенком до 4,5—5 мес. в кроватке и в манеже (на специальной стойке) подвешиваются игрушки. Они должны быть разными по форме, величине и цвету. До 2,5—3 мес. над грудью Ребенка на высоте 70 см должны висеть яркие и достаточно крупные игрушки, которые он мог бы рассматривать. Надо следить, чтобы игрушки, когда ребенок двигается и меняет положение, не оказались в стороне от него.

С 2,5—3 мес. дети уже выпрямляют руки и наталкиваются на яркие предметы. Поэтому игрушки, удобные для захватывания, подвешивают низко справа и слева от ребенка, так,

чтобы, размахивая руками, он мог случайно натолкнуться на них. Позже, когда ребенок начинает сам ощупывать, захватывать и рассматривать игрушки, на высоте его полувытянутой руки подвешивают одну игрушку. Если она перестает его интересовать, ребенка перекладывают на другое место в манеже, чтобы над ним оказалась другая игрушка. детям, которые могут взять лежащую в манеже игрушку и манипулировать ею (после 5 мес.), подвешенные игрушки не нужны — они лишь тормозят развитие.

В 5—6 мес. ребенку в руки дают погремушку или кладут ее на подстилку в манеже так, чтобы он мог ее достать. Игрушки следует класть в разных местах манежа — это побуждает детей к ползанию. Здесь должны быть погремушки, резиновые и пластмассовые игрушки, в том числе 2—З крупные игрушки для рассматривания.

Воспитатель время от времени подходит к каждому ребенку, наклоняется над ним, ласково с ним разговаривает, стараясь вызвать улыбку, оживление, гуление, лепет.

Во втором полугодии жизни характер бодрствования детей изменяется, так как их интерес к игрушкам возрастает и накапливается некоторый опыт обращения с ними. дети становятся более самостоятельными, однако и в 10—12 мес. ребенок может играть без участия взрослого очень недолго.

Для того чтобы дети были более активными, надо общаться с каждым ребенком в отдельности, не только давать им игрушки, но и побуждать играть с ними.                                    С 5-6 мес. детям нужны мячи, миски, куклы, озвученные игрушки (кошки, собачки, птички) из разных материалов. Размещают игрушки в разных местах манежа и на его барьере, чтобы ребенок пытался их достать, поиграть с ними, т.с. совершал разнообразные движения. детей, начинающих ползать, вставать и переступать в манеже, переводят в «напольный манеж», т.е. на огороженную барьером часть пола, где есть крупные предметы, держась за которые ребенок может ходить (горка, стол-барьер, бревно, ящик для залезания). Здесь необходимы также различные игрушки: сюжетно-образные (куклы, игрушечные животные, тележки, машины) и дидактические игрушки (мисочки для вкладывания, кольца, кубики, разные мячи. шары для катания и т.п.), побуждающие детей двигаться. Необходимо и место, позволяющее ребенку отдохнуть сидя: низкий стульчик, табуретка, ящик. диванная подушка и др. Оборудование должно быть удобным, безопасным, красивым и гигиеничным. Важно правильно и удобно одевать детей, чтобы одежда не мешала им двигаться.

Для развития речи детей, ориентировки в окружающем на стенах следует повесить   2— З картины с изображением детей, игрушек или животных (лучше, если на каждой из них будет изображен один предмет). Тогда воспитатель сможет поднести ребенка к картине или к яркой сюжетной игрушке, назвать их, а затем спросить: Где собачка?       -  Чтобы дети учились обобщать слова, у них должны быть различные юно внешнему виду однотипные игрушки (например, разные по размеру и различно одетые куклы, разные мячи, машины, собаки и др.). для развития речи полезно давать такие игрушки, которые ребенок может легко назвать (машина — «би-би», кукла — «ляля», собачка — «ав-ав», мяч — «бах» и т.д.). Рекомендуется располагать аналогичные игрушки и предметы в разных местах комнаты, изображать с их помощью простые сюжеты (кукла спит, кукла сидит на стульчике за столом, собачка ест и пр.). В комнате, где играют дети, в шкафах и на полках не должно быть большого количества игрушек. Их надо менять, когда они надоедают, а также по мере развития детей или изменения возрастного состава группы. необходимо менять игрушки в течение даже одного дня и отрезка бодрствования (менять их местами, убирать некоторые в ящик, приносить аналогичные убранным, но другой окраски, формы, величины, например, вместо маленьких мячей и машин дать большие). Во время игры взрослый собирает и расставляет разбросанные игрушки, одновременно привлекая к ним внимание детей.

Игрушки должны быть во всех частях напольного манежа: на столе-барьере, на диване, горке, на полу, в ящике; тогда дети могут передвигаться и играть, не мешая друг другу.

Во время самостоятельной деятельности важно поддерживать радостное состояние детей, предупреждать плач, конфликты. Старших воспитанников полезно побуждать к самостоятельным движениям и действиям («Иди ко мне»; «Покатай мяч»), к проявлению настойчивости в действиях с игрушками («Надень колечко, надень, еще раз надень. Сними, еще раз сними колечко»). Надо вызывать у детей речевые реакции, чаще говорить:

«Позови...», «Попроси...»; повторять за ребенком то, что он произнес, отвечать на его возгласы, поддерживать стремление рассматривать окружающие предметы, людей («Посмотри, это часы»; «Кто в зеркале?»; «Пойдем, посмотрим, кто пришел). Побуждать к активному общению со взрослыми («дай руку, поздоровайся»; «Скажи тете Оле:  «Иди» и т.п.).

Организован игру, воспитатель отходит в сторону минут на 10, предоставив детям самостоятельность, и наблюдает за ними, чтобы при необходимости своевременно вмешаться в конфликт или не допустить его, усложнить игру и т.д. При правильном руководстве малыши могут несколько минут быть активными и деятельными без участия взрослого.

Дети, которые недавно поступили в дом ребенка, и те, кто устает от постоянного общения с другими детьми, играют там, где они могут быть одни (в манеже, на горке, в кровати). Нового ребенка надо приучать играть среди детей постепенно. Если ребенок возбужден, взрослый берет его на руки, ласкает, успокаивает. Нельзя для успокоения усаживать малыша за стол, так как он быстро устает от неподвижного положения, разбрасывает игрушки и остается без них. Это влечет за собой новые капризы, плач. Спокойная обстановка в группе позволяет ребенку прислушиваться к речи взрослого, звукам собственного голоса, к голосам других детей.

Воспитатель следит, чтобы дети подолгу не оставались в одном положении, не собирались все в одном месте и не мешали друг другу наблюдать за окружающим, играть, двигаться.

Занятия с детьми первого года жизни

С помощью занятий у ребенка формируют те умения, которыми он не может овладеть самостоятельно. Занятия проводят по программе, в одних и тех же условиях, по определенной методике.

Для обучения ребенка 1-го года жизни, особенно первых месяцев жизни, используются все моменты общения, но для достижения своевременного развития необходимы систематические специальные занятия. Благодаря им самостоятельная деятельность детей (действия с предметами, движения, речь) постоянно усложняется.

Все занятия с детьми 1-го года жизни должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого вызывает у ребенка положительные эмоции, интерес, помогает установить контакт между взрослым и ребенком, сделать его внимание более устойчивым. После 6 мес., когда малыш начинает понимать слова взрослого, важна не только эмоциональная и интонационная сторона речи, но и ее содержание.

Интерес ребенка к занятию поддерживается новизной игрушки и возможностью действовать с ней. Поэтому на занятиях используют игрушки, которыми дети еще не играли.

Новые умения на 1-м году жизни формируются медленно, они с трудом возникают и первое время неустойчивы. Поэтому все занятия, цель которых — обучить новому умению, проводятся индивидуально. Все дневные индивидуальные занятия предусматриваются с 2 мес. и до года, а при задержке в развитии до достижения ребенком уровня этого возраста.

В каждый отрезок бодрствования с ребенком надо провести несколько индивидуальных занятий, чередуя их с самостоятельной деятельностью.

Последовательность и частота проведения занятий зависят от уровня развития ребенка. Так, если ребенок сам много двигается, то индивидуальные занятия следует направить на формирование других умений, например на развитие зрительных слуховых и голосовых реакций. С пассивным ребенком надо заниматься дольше и чаще, с легковозбудимыми детьми проводят кратковременные занятия, периодически меняя материал.

Индивидуальные занятия планируют отдельно для каждой возрастной группы или подгруппы детей, близких по развитию; по мере усвоения ребенком умений занятия усложняют. Однако при планировании надо учитывать не только возраст, но и фактический уровень развития каждого ребенка, его индивидуальные особенности. В плане должно быть указано, с каким ребенком и какие занятия следует проводить. Если ребенок задержан в развитии, то, прежде всего, работают над теми умениями, в которых он отстает, и теми, которые должны быть развиты в этом возрасте, и только после этого закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности.

Во время занятия надо дожидаться ответной реакции, например, если воспитатель хочет, чтобы ребенок взял игрушку, следует дождаться, чтобы он взял ее, а не вкладывать игрушку ему в руки.

Чтобы детей не отвлекала новая обстановка, заниматься лучше там, где они обычно бодрствуют. В привычных для них условиях в манеже или на полу за барьером. Для занятий с дидактическим материалом детей старше 9—10 мес. иногда можно сажать за стол. Определенная обстановка и поза, речь взрослого, -  все это создает у ребенка установку на занятие.

Заниматься одновременно с несколькими детьми (но не более чем с 5—6) можно тогда, когда у них уже накоплен некоторый запас сенсорных и двигательных умений, развита ориентировка в окружающем, т.е. после 5—6 мес. Но музыкальные занятия и развлечения проводят с группой детей одного возраста или уровня развития уже с 2—3 мес.

Все групповые занятия проходят без специального организационного момента, т.е. детей не усаживают насильно, не ставят всех около барьера или стола. Перед занятием воспитатель привлекает детей старше 9—10 мес. к сбору игрушек, а затем выносит ящик с игрушками за барьер. Взрослый сосредоточивает внимание малышей на игрушке, приготовленной для показа, или другом предмете, с которым будет проводиться занятие, подзывает их к себе («Юленька, иди-иди!»; «Саша, смотри, что я покажу!»; «Все ко мне идите, все!»). Если кто-то из детей не смотрит на него или отодвигается в сторону, воспитатель привлекает его внимание по ходу занятия. Большинство детей, заинтересованных происходящим, подходят к воспитателю, следят за ним, стараются делать то же, что и он.

В группе должен быть перечень групповых занятий с детьми от 5-6 мес. до года. Длительность этих занятий колеблется от 1 до 5 мин. для детей от 9 мес. до года составляет календарный план групповых занятий на неделю, по которому воспитатель работает в течение месяца. Ежедневно проводят четыре групповых занятия: одно — в первом отрезке бодрствования, два — во втором и одно - в третьем. С группой можно проводить те занятия, которые уже проходили индивидуально, или более сложные, закрепляющие результаты занятий с отдельными детьми.

Групповыми следует делать только такие занятия, в которых активны одновременно все дети. Это могут быть развлечения, показы предметов, инсценировки (в 1 год), занятия для развития движений, музыкальные занятия. Если результвитие детей.

Основным методом обучения детей 1-го года жизни (особенно первого полугодия) является непосредственное воздействие взрослого на ребенка: воспитатель кладет ребенка на живот, или дает ему игрушку, или разговаривает с ним. Во втором полугодии возрастает роль показа: взрослый катает мяч, снимает крышку с кастрюли, вкладывает шарик в миску, а ребенок действует, подражая ему. Обязательным компонентом всего процесса обучения является речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, вызывает радость. Воспитатель называет свои действия и действия ребенка: «Покатили мяч», «Постучи» и т.д. но удельный вес речи взрослого как метода обучения еще очень мал. Ведущим методом к году становится показ и наряду с ним — воздействие на ребенка (или действие вместе с ним).

Методика проведения каждого занятия определяется возрастом ребенка, уровнем его развития, целью занятия.

Для того чтобы вызвать оживление ребенка первых 3—4 месяцев жизни, воспитатель должен взять его на руки, весело разговаривать с ним, меняя интонации.

С 3-го месяца жизни, развивая слуховые и зрительные ориентировочные реакции детей, воспитатель разговаривает с ними, когда они лежат в манеже, обходит манеж вокруг, привлекая к себе внимание малышей, приводит в движение игрушки, висящие над детьми, напевает им простые мелодии. Для установления зрительно-слуховых связей в разных частях манежа размещают звучащие игрушки.

Для развития движений руки начиная с 4—4,5 мес. надо подносить игрушку (погремушку с ручкой) к груди ребенка. Если он не тянется к игрушке, рекомендуется погладить игрушкой каждую руку с тыльной стороны (можно прикоснуться к пальцам, ладони), затем вызвать зрительное сосредоточение на игрушке, приближая ее к ребенку и удаляя от него. Игрушку надо подносить сбоку, над лицом, чтобы несколько затруднить схватывание. В 5,5—б мес. к ребенку подносят одновременно две игрушки, чтобы он мог схватить по игрушке каждой рукой и удержать их.

С 4 мес. ребенка, лежащего на спине, можно подтягивать за ручки, вызывая у него активное стремление сесть. С 5- б мес. надо медленно приподнимать лежащего на спине ребенка до полусидящего положения и опускать, поддерживая его руками под спинку.

с 5,5—6 мес. детей учат ползать. Для этого перед лежащим на животе ребенком кладут яркую неподвижную игрушку, привлекают к ней его внимание. Если ребенок, несмотря на свои попытки, не может передвигаться, ему надо помочь. Одной рукой взрослый создает опору для ног ребенка, немного нажимая на ступни, а другой приподнимает его грудь в тот момент, когда он пытается оттолкнуться ногами и сделать движение вперед, к игрушке. Когда малыш научится ползать, следует поддерживать и закреплять это умение. Чтобы ребенок ползал подольше, перед ним кладут мяч, шар или другую игрушку, которая от прикосновения руки отодвигается.

Для развития понимания речи у детей второго полугодия очень важно расположить в комнате на постоянных местах яркие крупные игрушки. Воспитатель подносит ребенка к игрушке, называет ее, а потом спрашивает: «Где собачка?», вместе с ребенком находит ее:

«А! Вот собачка!», дает ребенку прикоснуться рукой к игрушке, послушать, как собачка «лает», после чего опять спрашивает: «Где собачка?». Постепенно надо увеличивать количество показываемых игрушек и менять их местами. Игрушку, которую ребенок умеет находить на постоянном месте, кладут в манеж или накрывают платком и просят его найти ее, предварительно показав, как это делается (платок стягивается с игрушки со словами: «А! Вот где она!»), и т.д.

С игрушками, названия которых дети уже знают, проводят показы (например, показ куклы, собачки, мишки).

Детей 10—12 мес. учат переносить действия, освоенные с одним предметом, на другие. для этого им показывают одинаковые действия со всеми знакомыми им игрушками: игрушки то появляются, то прячутся, идут, едят, спят, едут на машине и пр. Эти действия дети смогут перенести в свои игры.

Для развития речи и действий с предметами такие занятия рекомендуется проводить с постепенным усложнением.

На первом этапе воспитатель показывает игрушки, например, кукла появляется («Посмотрите, ляля!»), она исчезает, прячется («Где ляля?»), опять появляется («А! Вот ляля!»). На втором этапе предметы показываются в действии: куклу ищут, она появляется и идет («Топ-топ, идет ляля.»), потом прячется, снова появляется, идет по полу или по столу- барьеру («Топ-топ») и уходит совсем («До свидания, помаши ручкой»). Количество действий постепенно увеличивается. На третьем этапе в показ вносят дополнительные атрибуты: кукла ест или пьет из чашки, спит на кровати или едет на машине. Четвертый этап отличается тем, что с одной игрушкой выполняют два-три действия (кукла идет, ест, спит).

Для развития понимания речи и ориентировки в окружающем можно проводить маленькие «экскурсии» по группе. Ребенка берут на руки и носят по комнате, показывая и называя предметы мебели, крупные игрушки, часы, картину, окно и пр. Перед следующей «экскурсией» некоторые детали обстановки можно изменить. Детям, умеющим передвигаться, во время «экскурсии» показывают и называют лишь то, что окружает ребенка и видно ему с пола: горку, кукольную мебель, зеркало и пр. С именами детей и взрослых малыши знакомятся во время игры в «прятки»: кого-то из детей или взрослого накрывают, например, прозрачной косынкой и спрашивают малышей: «Где Оля?». Сначала взрослый снимает косынку, а потом это начинает делать и сам ребенок; находя спрятанного, он очень радуется.

Формируя у ребенка способность к обобщению понимаемых слов, воспитатель располагает в поле его зрения несколько (три-четыре) одинаковых игрушек, разных по форме, величине, окраске и пр., и спрашивает: «Где ляля? Где еще ляля? А еще?», просит принести лялю, вместе е ребенком ищет и находит других кукол. Через некоторое время малыш выполняет задание сам, без участия взрослого.

В 11 12 мес. проводят занятия с картинками. Сначала ребенку показывают картинку, на которой изображен один предмет: «Посмотри, это собачка»; закрывают картинку или переворачивают ее и спрашивают: «Где собачка?»; открывают: «А! Вот собачка!» и просят: «Покажи, где у нас собачка». Ребенок находит сначала плоскостное изображение, потом ищет взглядом и находит аналогичную игрушку. Позже вводят вторую и третью картинки, но на каждом занятии занимаются пока по одной.

В конце 1-го года ребенка учат понимать простые предложения, в которых названия игрушек, животных, людей соединены с названиями действий (например: «Собачка ест»).

Для этого на полке или подоконнике делают простые макеты или вешают на стену картинку с изображением предмета в действии. На занятиях называют изображенное на картинке или в макете и задают ребенку вопросы («Где собачка ест?»).

Произносить слова детей учат также с помощью картинок, игрушек (показывают предмет и просят назвать его, произнести знакомое слово).

Для развития действий с предметами в конце 1-го года на занятиях используют коробки, простые пирамидки (стержень с одним, затем с двумя и тремя большими кольцами), одноместную матрешку, два кирпичика или кубика. Воспитатель показывает ребенку действие и называет его («Сняла колечко, надела колечко»), затем предлагает сделать так же; ребенок пытается подражать, а взрослый называет его действия. Если возникают затруднения, то воспитатель своей рукой направляет руку ребенка, действует вместе с ним и называет это действие. Умение считается освоенным, если ребенок выполняет действие по словесной инструкции взрослого, без его непосредственной помощи. Воспитатель помогает закрепить приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Для занятий должны быть отобраны игрушки. аналогичные тем, которыми дети играют постоянно, но более новые, яркие. Некоторые занятия проводят е теми игрушками, которыми дети играют ежедневно. Игрушки для занятий хранят в закрытом шкафу или на полке, чтобы к ним не пропадал интерес детей.

                                                   Занятия с детьми

                                                           До З мес.

1. Развитие зрительного и слухового сосредоточения, умения следить за разговаривающими людьми, движущимися и звучащими предметами.

2. Развитие ответных эмоционально-положительных реакций (улыбка, комплекс оживления).

3. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.

4. Развитие упора ног.

 

                                                       От 3 до 6 мес.

1. Развитие зрительного и слухового восприятия (умение прислушиваться, следить за

предметом, находить глазами невидимый источник звука, различать интонацию обращенной к ребенку речи взрослого, узнавать знакомых взрослых и их голоса, узнавать свое имя (в 6 мес.)).

2. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций (комплекс оживления и смех).

3. Развитие гуления и лепета.

4. Развитие движений руки (умение брать игрушку из рук взрослого и держать ее, перекладывать из одной руки в другую, брать с подстилки, лежа на спине и на животе).

5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию (умение продолжительное время лежать на животе, переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, подползать к игрушкам, к другим детям).

6. Укрепление упора ног.

7. Развитие умения прислушиваться к музыке, различать спокойную и оживленную мелодию, ритмично двигать руками и ногами и гулить под пение взрослого.

                                                      От 6 до 9мес.

1. Развитие понимания речи взрослого. Учить находить взглядом предмет, который назвал взрослый, на его постоянном месте и при его перемещении; находить два-три предмета сначала на определенных, а затем в разных местах; выполнять по просьбе взрослого движения («ладушки», «До свидания»; понимать слово «дай»); понимать имена взрослых и детей; понимать названия предметов мебели, одежды, части лица и тела.

2. Развитие лепета и способности подражать новым слогам, произносимым взрослым.

3. Развитие умения действовать с игрушками. Учить выполнять действия, соответствующие свойствам предметов, сначала подражая взрослому, а затем только по словесному обращению.

4. Развитие движений. Учить ползать, садиться, вставать, переступать.

5. Проведение игр-развлечений. Радовать детей, вызывать улыбку.

6. Развитие умения слушать плясовые и спокойные мелодии, низкое и высокое звучание инструмента (колокольчиков). Учить ритмично двигать руками и ногами (сплясать») и откликаться звуками на пение взрослого и др.

7. Проведение групповых занятий для развития умения понимать речь (показ игрушек в действии, игра в «прятки» и др.), для развития внимания и развлечения детей.

                                                       От 9 до 12мес.

1. Развитие понимания речи взрослого. Увеличивать количество понимаемых слов; учить находить знакомую игрушку или предмет одежды среди других игрушек и вещей; выполнять простые поручения (приносить, отдавать называемым по имени детям и взрослым знакомые предметы); развивать способность обобщать, узнавать изображения на картинках; находить называемых взрослых и детей.

2. Развитие активной речи, умения подражать новым слогам, а затем словам. Стимулировать произнесение слов, обозначающих игрушки, предметы, действия, имена детей и взрослых.

3. Развитие действий с предметами. Учить выполнять действия по показу и просьбе и только по просьбе взрослого; учить выполнять действия, «не подсказанные» предметом; развивать координацию движений руки; учить переносить действия, освоенные с одним предметом, на другие предметы; выполнять простые игровые действия с сюжетными игрушками.

4. Развитие движений. Учить ходить вперед с поддержкой за обе руки и за одну руку, стоять без опоры, ходить вперед самостоятельно, без поддержки.

5. Проведение игр-развлечений. Радовать детей, вызывать улыбку.

6. Развитие умения слушать пение взрослого, звучание музыкальных инструментов, по-разному реагировать на оживленные и спокойные мелодии, подражать певческим интонациям взрослого, подпевать, отвечать движениями на игровые действия взрослого и музыку плясового характера.

7. Проведение групповых занятий: показы для развития речи и ориентировки в окружающей среде (8 в течение недели); для развития понимания речи, активной речи и действий с предметами (7 в течение недели); игры для развития движений                           (4 в неделю); игры-развлечения (6 в неделю); музыкальные занятия (3 в неделю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни

У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю пер...

Вскармливание детей первого года жизни.

Искусственное вскармливание...

Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.

Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и  раннего возраста :Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.Коррекционная  работа по ...