Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни
консультация по логопедии (младшая группа) по теме
У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю периодизацию развития тонкой моторики детей раннего возраста. Начинать заниматься с самого рождения( по сензитивным периодам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_palchikov_i_kistey_ruk_detey_pervogo_goda_zhizni.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни.
Работу по развитию пальчиков и кистей рук следует начинать с рождения ребёнка.
- Сжатые кулачки ребёнка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти- от мизинца к запястью.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щёток: мягкой щёткой - по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щёткой – по подушечкам пальцев.
С ребёнком 1-2 месяцев упражнение проводится каждый день по 3 раза в течении 10-20 секунд и состоит из 4-6 движений ( и так до 5-7 месяцев). - С 1-2 до 3-5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и не резко поднимают вверх, немного её потряхивают и легко опускают на веки или губы ребёнка, как наиболее чувствительные зоны.
Если бри сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребёнок попытался захватить их губами. - После массажа в разжатые кулачки ребёнка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ему помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
- С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребёнок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребёнку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик.
- С 5 месяцев следует побуждать ребёнка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скруглённые прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).Побуждайте ребёнка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: Дай ручку».
- С 6 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальцами по подушечкам.
- С 7 месяцев показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.
- С 9 месяцев показывайте следующие действия:
- как покатать машину или мячик;
- открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
- покачать, покормить куклу;
- положить кубик на кубик (снять);
- выполнить «ладушки», «до свидания»;
- поиграть в «Сороку-белобоку»;
- вынуть-вложить игрушку ( в тазик, кастрюлю).
Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами - по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.
Показать ребёнку нанизывание колец на стержень.
9. К концу 1-го года жизни перед массажом кистей рук хорошо выполнять криомассаж ( массаж с использованием льда и горячей воды).
Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряжённости мышц. Метод прост в использовании, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения возьмите две ёмкости (тазики). В одни тазик налейте тёплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положите ледяные кубики («конфетки»), которые можно сделать в бытовом холодильнике. Сначала предложите малышу пошебуршать «конфетками», а затем опустить руки в тёплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки»)- они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросите: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?».
Затем руки нужно хорошенько встряхнуть и вытереть полотенцем.
----- Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут.
-----Одновременное ощупывание кубиков («конфеток») – от 5 до 30 секунд.
-----Курс составляет 15 – 20 сеансов, проводимых ежедневно.
10. Сразу после криомассажа предложите малышу вкладывание – вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки- сначала на конус, затем на стержень.
Такие игры помогают ребёнку совершенствовать работу двумя пальцами.
К одному году важно чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошо тренируют движения игры с пальчиками, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой: «Пальчики здороваются, целуются, прощаются». Лучше делать это под ритмичную песенку.
Родители должны помнить – для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление.
Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно – моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:
------ систематичность проведения упражнений;
------ последовательность – сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении на правой и левой руке – на обеих одновременно;
------ переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...
Развитие речи детей первого года жизни
Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...
Особенности речевого развития детей первого года жизни
Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...
Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....
Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"
Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...
Развитие мелкой мотрики детей первого года жизни
Данная статья полезна будет воспитателям и родителям....