Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.
методическая разработка по теме
Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и раннего возраста :
- Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.
- Коррекционная работа по I уровню доречевого развития.
- Этапы развития речи детей от рождения до 3 лет.
- Обследование детей 2-го года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 41.55 КБ |
korrektsionnaya_rabota_po_i_urovnyu_dorechevogo_razvitiya.doc | 77.5 КБ |
osnovnye.docx | 20 КБ |
etapy_razvitiya_rechi_detey_ot_rozhdeniya_do_3_let.docx | 22.89 КБ |
obsledovanie_detey_2.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Здесь представлена программа воспитания и обучения детей раннего возраста, составленная мной на основании следующих литературных источников:
- Л.Н. Павлова "Раннее детство: развитие речи и мышления"
- К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях"
- К.Л. Печора "Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста"
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/ [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]
Возраст
Содержание работы
1год 1 месяц
- - Привлекать внимание детей к действию взрослых.
- - Формировать у детей представление о своем внешнем виде и о ближайшем окружении.
- - Содействовать позитивному самовосприятию, через поддержку и поощрения действий ребенка с предметами.
- - Развитие мелкой моторики.
1год 2 месяца
- - Учить здороваться, прощаться.
- - Учить совместной деятельности со взрослыми во время занятий и игр.
- - Учить сопоставлять изображение с реальным предметом.
- - Знакомить с формой круг.
- - Развитие мелкой моторики.
1год 3 месяца
- - Закреплять желание и готовность к совместной деятельности со в-ми
- - Активизировать понимание ребенком речи; развивать ориентировку в окружающем и собственную речь малыша.
- - Познакомить с формой куб.
- - Знакомить с понятиями большой, маленький.
- - Развитие мелкой моторики.
1год 4 месяца
- - Содействовать развитию делового общения в условиях предметных действий
(Взрослый – образец, сотрудник во взаимодействии.)
- - Продолжать формировать понятие большой, маленький.
- - Учить приемам установления тождества и различия формы предмета с формой отверстия.
- - Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
- - Учить обобщать предметы по существенным признакам (Две одинаковые картинки называются одним словом – «мишки», « куклы» и т.п.)
- - Развитие мелкой моторики.
1 год 5 месяцев
- - Вызывать стремление подражать действиям взрослого, быть
- успешным в деятельности, поддерживать ожидание доброжелательного внимания и позитивных оценок со стороны окружающих.
- - Познакомить ребенка с треугольной формой.
- - Продолжать знакомить устанавливать тождество и различие форм
предмета с формой отверстия.
- - Развивать умение узнавать изображения по слову взрослого; формировать умение подражать облегченным словам.
- - Развитие мелкой моторики.
1 год 6 месяцев
- - Замечать и поддерживать инициативное приобщение ребенком
- взрослого к совместным действиям.
- - Познакомить с понятием овощи.
- - Учить соотносить предметы по форме – круглый, квадратный,
- треугольный.
- - Обогащать детей игровыми сюжетами, отражающими знакомые бытовые ситуации, связанные с приемом пищи и необходимой для этого посуды.
- - Закреплять умение узнавать изображения знакомых предметов и называть знакомые предметы и действия облегченными словами.
- - Развитие мелкой моторики.
1год 7 месяцев
- - Поддерживать и развивать самостоятельность в действиях с
предметами, развивать способность не мешать при этом другим детям,
поощрять элементарные взаимодействия между детьми по поводу игровых материалов.
- - Содействовать освоению умения включаться в диалог всеми доступными ребенку средствами (словами, мимикой, жестами)
- - Формировать представления о природе: о домашних животных и птицах, о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и пр.)
- - Учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух-трех действий.
- - Развитие мелкой моторики.
1 год 8 месяцев
- - Вызывать у ребенка чувство удовлетворения от успешности
действий.
- - Учить ориентироваться в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
- - Формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «Что это?».
- - Формировать представления о диких животных и птицах.
- - Содействовать формированию умения узнавать и показывать
(по возможности называть) знакомые предметы на картинках.
- - Развитие мелкой моторики.
1 год 9 месяцев
- - Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим взрослым людям и сверстникам.
- - Учить ориентироваться в трех величинах (большой, поменьше и самый маленький).
- - Учить по слову взрослого находить и показывать знакомые предметы.
- - Знакомить с понятием одежда.
- - Учить подбирать к образцу однородные парные предметы (варежки,ботинки, носки)
- - Учить обобщать картинки, на которых изображены одни и те же предметы, но разные по цвету или величине.
- - Развитие мелкой моторики.
1год 10 месяцев
- - Поддерживать отобразительные предметно-игровые действия с
игрушками.
- - Познакомить с понятием мебель.
- - Продолжать знакомить с четырехугольной, круглой, прямоугольной и
- треугольной формами.
- - Учить соотносить игровой материал со знакомыми предметами (кубик- табуретка, брусок с флажком – башенка)
- - Развитие понимания речи и расширение запаса понимаемых слов,
обозначающих окружающих людей в соответствии с их возрастом
и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их действия,
которые дети видят, состояние, настроение (радуется, плачет).
- - Учить понимать сюжет изображенный на картине (через воспоминание о
- знакомой ситуации).
- - Продолжать формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», «Что делает?»
- - Развитие мелкой моторики.
1 год 11 месяцев
- - Содействовать развитию партнерского общения и подражанию
взрослому при освоении игровой и учебной деятельности.
- - Закреплять и расширять знания о животных живущих рядом с человеком. Учить называть животных, изображенных на картинках,уметь отличать животных по их характерным признакам (например, у коровы рога; у козы тоже, но она маленькая).
- - Учить находить картинку по просьбе взрослого, звукоподражанию животному, изображенному на ней.
- - Организовывать игры с предметами, близкими по форме. («Дай такой же» - флажки, матрешки, грибки, яички.
- - Учить составлять знакомые изображения по принципу «часть и целое». (Занятия с разрезными картинками («матрешка», «Мяч», «Ведро»,
- «Шарик» и т.д.
- - Занятия с картиной из серии времена года.
- - Развитие мелкой моторики.
2 года
- - Приучать детей внимательно слушать взрослого, понимать слова
«можно», «нельзя» и т.д., выполнять несложные поручения из двух-трех действий (сядь на стул и посмотри книжку»).
- - Расширять представления детей об окружающей действительности.
- - Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и
птиц на картинках в реалистическом изображении.
- - Развивать понимания изображений несложных, знакомых сюжетов, бывших в опыте ребенка; обозначение сюжетов словом,использование двух-, трехсловных предложений; умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.
- - Упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями в аппликациях и рисунках.
- - Развитие мелкой моторики.
2года 1 месяц
- - Помогать ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор
атрибутов).
- - Формировать обобщенные знания о диких животных .
- -Закреплять знания о домашних животных, используя потешки.
- - Учить понимать предложения с предлогами, выполнять
соответствующие действия: «Поставь чашку на стол», «Положи в чашку ложку» и т.п.
- - Учить детей соотносить геометрические фигуры с картинками.
- - Развитие мелкой моторики.
2 года 2 месяца
- - Создавать условия для партнерского общения и подражания
взрослому при освоении игровой и учебной деятельности.
- - Ввести собирательное имя существительное «мебель».
- С помощью игровых сюжетов закрепить представление о функциональном назначении каждого предмета мебели.
- - Продолжать учить сооружать элементарные постройки: стульчики, диван, стол, стул, кроватку. Учить обыгрывать постройки.
- - Познакомить детей с существительным собирательным значением «посуда». Учить узнавать на картинке знакомые предметы, называть их.
- - Учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда).
- - Развивать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого.
- - Развитие мелкой моторики.
2 года 3 месяца
- - Содействовать содержательному, деловому общению со взрослыми в разных видах деятельности.
- - Формировать понимание собирательного существительного «одежда».
- - Учить узнавать знакомые предметы и объяснять их назначение (занятия с предметными картинками из серии «предметы быта")
- -Продолжать учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за)
- - Развитие понимания изображений несложных, знакомых сюжетов, бывших в опыте ребенка, обозначение сюжетов словом,использование двух, трех словных предложений; умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.
- - Продолжать создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и развития сюжетно-отобразительной игры.
- - Развитие мелкой моторики.
2 года 4 месяца
- - Расширять представления детей об окружающем мире и учить выражать свои знания в словах обозначающих пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, утро, день, вечер )
- - Закрепить понимание собирательных существительных «овощи» и «фрукты».
- - Учить узнавать знакомые предметы и объяснять их назначение (занятия с предметными картинками из серии «предметы труда на огороде")
- - Продолжать учить складывать из двух частей изображение целого.
- - Учить слушать короткий рассказ без показа.
- - Развитие мелкой моторики.
2 года 5 месяцев
- - Вызывать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида:
«Я – мальчик, я – девочка, я умею дружно играть, трудиться, рисовать» и т.д.
- - Закрепить и расширить знания о животных, познакомив с их детенышами.
- - Формировать обобщение предметов по существенному признаку (занятия с тематическими картинками из серии «Транспорт»)
- - Продолжать учить рассматривать картинки. Отмечать особенности изображений. Учить выражать словом свои впечатления.
- - Помогать ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор атрибутов).
- - Развитие мелкой моторики.
2 года 6 месяцев
- - Создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и развития сюжетно-отобразительной игры.
- - Познакомить с сюжетными картинками из серии «Профессии людей»: «Доктор», «Дворник», «Повар».
- - Познакомить детей с экзотическими животными. Побуждать детей к высказываниям, описанию некоторых характерных особенностей животных.
- - Знакомить с понятиями узкий, широкий, короткий, длинный.
- - Учить складывать из двух, - трех частей изображение целого.
- - Развитие мелкой моторики.
Задачи развития речи детей 1 г 6 м — 2 лет
- Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.
- При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).
- Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
- Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
- Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.
- Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.
- Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
- Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
- Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
- Формировать представления о том, что можно делать, а что делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
- Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би-би», «Покажи, где барабан: бам-бам» и т. п.).
- Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием (ав-ав — собака, мяу-мяу — кошка, ку-ка-ре-ку — петушок, га-га — гусь, ко-ко — курочка и т. п.).
- Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
- Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
- Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к 2 годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2—3 слов.
- Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
- Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му-му-му; тук-тук-тук и др.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).
- Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить. Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.
Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. – этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. «Ребенок растет, умнеет», - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука.
Время постигать закономерности!
Прежде всего, обратимся к показателям ориентировочно - исследовательского поведения малыша. Как известно, оно изначально носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами – основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. При этом в разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. По мнению ученых, они имеют прямое отношение к созреванию мозга ребенка, к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т.п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют специалистам судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы. Исследования показали, что в 1 г. 6 мес. происходит качественный «скачок» в развитии ориентировочного поведения ребенка. - Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам - дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых. То есть, важна оценочная характеристика происходящего. - Во-вторых, в связи с вышесказанным, значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а «изучает» их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых используются их функциональное назначение. Теперь на действия с предметами и игрушками малыш тратит в три, а к 1 г. 9мес. – в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Например, количество полных отвлечений уменьшается в 1 г. 6 мес. в четыре с половиной раза, а к 1 г.9 мес. – в шесть раз. Кроме того, к 1 г. 9 мес. в поведении малыша появляется избирательность. Дитя «выходит» из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета, и т.п. Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее – в определенных формах этого общения: в оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие -«взгляд на лицо взрослого»): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию; в поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления;. в активации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.
Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? - Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 г. 9 мес. в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, а ищет внутренние закономерности в нем. Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, а находит какие-то связи, объясняющие ему «логику» присутствия данного предмета в жизни ребенка. И взрослый должен помочь ему в этом..
Ни минуты покоя!
Малыш в 1 г. 9 мес. очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. « Я сам!» - лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства 1 г.6 мес. - 1 г. 9 мес. закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас - проходит на новом более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь к 1 г. 9 мес. малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте. Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также - кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка 1 г.6 мес.- 1г. 9 мес. - это организованная взрослым действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш сейчас многого «ожидает» от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы «заложить» фундамент его будущих возможностей и способностей.
Повзрослевший, но не взрослый
Нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1г. 6мес.-1г. 9мес. наблюдается качественный «скачок» в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. В этот же период отмечаются позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях.. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года, тревожность, боязнь всего необычного. Однако было бы неправильным считать, что к 1 г. 9 мес. малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Просто по сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично «улаживает» свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но, стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что интерес к жизни в этом возрасте у крохи – сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки – большое испытание отказаться от своих «замыслов». Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т.п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: «хочу» или «не хочу». Как относиться к его противодействию? Взрослые должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Ведь любопытство взрослого - отрицательное качество, которое свидетельствует о невоспитанности человека. А любопытство малютки говорит о природе детства. В его основе – стремление познавать мир во чтобы то ни стало. Угасить это стремление - значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? . Еще один важный момент. Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому взрослые не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре. Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенный их перевод в речь.
Попробуйте, поймите!
Развитие активной речи во втором полугодии 2-го года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на «своем» языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами («собачка» - «ав-ав»; «уточка»- «га-га»; «машинка»-«би-би» и т.п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца (от 1г . 3 мес. до 1г. 6мес.). Такой детский язык отличается от обычного «взрослого», во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых - своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой «язык», понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают «авторские слова» с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, «Тата гуга по. Авав Ляма гуга too...» (Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже). Или «Ката пака «а-а-а» ( Катя плакала: «а-а-а»). Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов (каша - «ка», молоко - «моко», киска - «ки» и т.п.), а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же - это активная речь малютки. Ребенок произносит, «изобретает» слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное - дитя заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми. У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Но существуют общие закономерности, характерные для большинства детей 2-го года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них. Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не может вызывать удивления или недовольства со стороны взрослых. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого. Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. «Думать» с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначать словом все, что развертывается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. Как показывают исследования ученых, в активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому, что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому, что к ней подошла собака) и т.п. Автономная речь - -это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. И это прекрасно. Но вместе с этим уйдет и неповторимый период раннего детства.
Мини-программа третьего триместра
Задачи воспитания
- Обеспечить психофизическое благополучие ребенка на основе ведущих линий развития, соответствующих микропериоду 1г. 6 мес – 1г. 9 мес.
- Создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности – играм и занятиям.
- Продолжать совершенствовать самостоятельную ходьбу. Использовать специальные пособия и природную среду(ходить по прямой и между кочек, взбираться на бугорки, перешагивать канавки и пр.)
- Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности: А) по дорожке 25-30 см Б) по доске, положенной на пол или на землю (ширина 15-20 см) В) по наклонной плоскости, один край которой поднят на 15-20 см 2)
- Учить малыша ходить в разных направлениях с переменой ориентиров (например, «к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне» и пр.)
- Учить ребенка выполнять просьбу в быстром и замедленном темпах по просьбе взрослого.
- Продолжать совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве, чувство равновесия. Тренировать вестибулярный аппарат ребенка:
1. Учить спускаться и подниматься по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 20 см), упражнение выполняется с помощью взрослого;
2. Учить ходить по гимнастической скамейке (размеры те же), упражнение выполняется с помощью взрослого;
3. Учить подниматься на высоту и спускаться (высота 15 см) используя ящик, а также детскую горку (с высотой ступеней 15 см)
4. Учить перешагивать через препятствия – бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
- Развивать глазомер, точность движений в пространстве. Тренировать ребенка в метании шариков:
1) вдаль (левой и правой руками)
2) в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).
- Развивать наглядно-действенное мышление – сенсомоторный интеллект. Проводить с малышом предметные игры всех видов: дидактические, строительные, сюжетно-отобразительные, с предметами-орудиями (игры, в которых ребенок приобретает опыт использования одного предмета в качестве орудия по отношению к другому. Например, сачком вылавливает рыбок, молоточком «забивает» втулки в верстачок и т.д.).
- Продолжать накопление чувственного опыта, ориентировку в цвете, форме, величине предмета. Постепенно приучать малыша выражать впечатления словами, обозначая и поясняя все, что разворачивается в его практических действиях и в игре. Предлагать более усложненные варианты действий с дидактическими игрушками (матрешками, кубами, шарами, кольцами и т.д.). Выполнять задания на ориентировку в двух свойствах одновременно: например, в цвете и форме («найди красные шарик и кубик») или в цвете и величине («найди кубики зеленые – большой и маленький»), или по форме и величине («найди большие шары») и т.п.
- Продолжать развивать орудийные действия с предметами, а также функциональные (закрепленные социальной практикой их использования ) действия. Показывать, как нужно использовать предметы по их функциональному назначению - разыгрывать перед ребенком более развернутые игровые сюжеты с куклой (катание на машине, полет на самолете, катание на санках).
- Развивать творческие способности ребенка в занятиях со строительными наборами (кубики, строительные модули и т.п.) Внести в занятия с малышом строительные игры. Учить выполнять по показу, а затем самостоятельно (по просьбе взрослого) несложные сюжетные постройки – например, «дорожка для зайчика», «заборчик для цыпляток», «скамеечка для матрешки», «ворота для машины» и пр.
- Продолжать совершенствовать сюжетно – отобразительные игры с образными рисунками. Побуждать к участию в совместных играх со взрослым. Вызывать желание подражать им, повторяя их действия.
- Обогащать ребенка яркими впечатлениями, отражающими знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.). Показывать игровые сюжеты, отражающие сценки из жизни самого ребенка (например, прием пищи, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводить в показы большее число аксессуаров. Предлагать для рассматривания картины и картинки, отображающие знакомые игровые сюжеты.
- Расширять понимание речи (пассивный словарь), обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Игровые показы сопровождать пояснениями, называть новые для малыша предметы и действия с ними. Использовать речевые конструкции из 2-3 слов, короткие рассказы из 2-3 простых предложений. Постепенно подводить малыша к пониманию несложных сюжетов без наглядного сопровождения (показа).
- Развивать разговорную речь. Обогащать активный словарь. Постепенно выводить из лексикона малыша облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Вводить в речевую практику ребенка новые слова, обозначающие предметы и действия с ними.
- Продолжать воспитывать основополагающее доверие к окружающему миру. Расширять социальные контакты малыша обогащать его знакомство с окружающим миром более глубокими, но понятными ему впечатлениями. Например, тетя Маша поливает газон – травку, травка «пьет» водичку. Травка растет. И т.п. Формировать нравственно – этические чувства, доброе отношение к взрослым и детям. Воспитывать чувство любви ко всему живому (цветам, травке, деревцам, животным и птицам). Учить общаться с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка-бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка).
- Воспитывать ребенка в лучших национальных традициях. Формировать первые эстетические чувства на лучших образцах народного творчества: нравится – не нравится, красиво – некрасиво и т.п. Знакомить с лучшими образцами прикладного искусства (изделия народного творчества для маленьких). Например, расписные ложки, вышитые фартучки, расписные деревянные игрушки, лепные свистульки, грохотушки и пр.
- Развивать музыкальный слух, певческие и танцевальные способности. Знакомить ребенка с произведениями музыкального, певческого и танцевального фольклора для маленьких, используя музыкальные кассеты и видеозаписи.
- Обогащать малыша эмоционально, знакомя с поэтическим творчеством для маленьких. Внести детскую литературу в повседневную жизнь ребенка; используя иллюстрации и картинки, расширять знания малыша об окружающем мире. Использовать потешки, песенки, малые фольклорные поэтические произведения. Включать произведения поэтического фольклора в игровые показы с сюжетными игрушками. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к книге.
- Воспитывать посильную самостоятельность и элементарное самообслуживание в режимных процессах (прием пищи, одевание с помощью взрослого, мытье рук, пользование туалетом). Правильно реагировать на стимул «я сам» свойственный детям 2-го года жизни. Бережно относиться к чувствам ребенка, связанным с формированием его характера и первых привычек.
Обеспечить ребенку достойное воспитание!!!
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по I уровню доречевого развития.
От 0 до 3 месяцев.
- Расслабляющий массаж оральной мускулатуры и верхних конечностей.
Точечный массаж. Пассивная артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания ( вокализированный выдох).
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
-Развивать умение прислушиваться к голосу взрослого, звучанию игрушек, следить за движущейся игрушкой, развивать речевой слух и умение находить источник звука.
-Развивать зрительные и слуховые дифференцировки ( использовать различно звучащие и различно окрашенные игрушки).
- Развитие осязания.
Использовать пособия различные по:
-цвету -величине
-форме -фактуре (по Л.Н. Павловой)
- Развитие подготовительных этапов активной речи – гуления.
- Развитие положительных эмоций.
Развивать ответную улыбку, «комплекс оживления».
Коррекционная работа по II уровню доречевого развития.
От 3 до 6 месяцев.
- Расслабляющий массаж оральной мускулатуры и верхних конечностей.
Точечный массаж. Пассивная артикуляционная гимнастика.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
-Развивать умение прислушиваться к голосу взрослого, звучанию игрушек, следить за движущейся игрушкой ( плавность прослеживания).
-Развивать зрительные и слуховые дифференцировки.
Для развития звуковых дифференцировок использовать различно звучащие игрушки – колокольчик, бубен, погремушку, насыпные баночки, музыкальные игрушки.
Для развития слуховых дифференцировок использовать игрушки, окрашенные в яркие тона (красный, оранжевый), размером 7x10 см.
- Развивать хватание, осязание.
Использовать пособия по развитию действий рук (по Л.Н. Павловой)
- Развитие подготовительных этапов активной речи – гуления.
- Развивать гуления.
- Развитие интонационного гуления.
- Развитие лепета.
На всех занятиях развивать положительные эмоциональные реакции, продолжать развивать «комплекс оживления».
Коррекционная работа по III доречевого развития.
От 6 до 9 месяцев.
1.
- Расслабление.
- Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата – расслабление языка, укрепление лицевой и губной мускулатуры.
- Увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха – дыхательная гимнастика.
- Пассивная гимнастика для губ с целью выработки кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ, языка.
- Стимулирование голосовых реакций интонированного гуления, лепета.
- Развитие зрительного восприятия – увеличение подвижности глазных яблок, плавного прослеживания за движущимися предметами, устойчивости фиксации взора.
- Развитие слухового восприятия.
2.Развитие зрительно-моторной координации.
- Массаж кистей рук и пальцев с использованием ворсовой щётки.
- Развитие ощупывающих движений (использование игрушек, различных по весу, величине, фактуре.
3. Развитие понимания речи.
- Развитие умения в ответ на вопрос взрослого находить взглядом куклу.
- Развитие умения находить два предмета.
- Развитие понимания названия простых действий и подражания этим действиям ( «дай ручку», «ладушки», «до свидания», «сядь». Развивать умения выполнять эти действия по словесной инструкции и показу, затем - по слову.
- Учить понимать слово «дай» (просить у ребёнка игрушку, которую он держит в руке).
- Обучать действиям с предметами (катать шар, вынимать из коробки игрушки, вкладывать их обратно).
На всех занятиях развивать положительные эмоциональные реакции.
Коррекционная работа по IV уровню доречевого развития.
От 9 до 12 месяцев.
- Продолжать развивать зрительные и слуховые реакции.
Учить различать звучание бубна и барабана, колокольчика и погремушки.
- Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем.
- Увеличивать количество понимаемых слов, расширять представления об игрушках.
- Учить находить названную игрушку из 2-х, затем 3-4-х игрушек, знакомых детям.
- Учить выполнять одно и тоже действие с разными игрушками:
…..кормить лялю, мишку, зайку…..
…..катать мяч, машину…………….
…..водить лялю, мишку, зайку……
- Развивать первые обобщения в понимаемой речи (разные мишки, зайки, куклы…)
- Развивать понимание знакомых предметов, изображенных на картинке.
- Игра в прятки. Цель: знать своё имя и имена детей.
- Развитие активной речи.
Вызывать звукоподражания и учить говорить лепетные слова «ав-ав», «га-га», «ляля», «дядя»…
- Развитие целевых действий с предметами по показу, затем по слову:
- Учить вынимать и вкладывать шарики, кубики.
- Учить снимать/надевать кольца на стержень.
- Открывать/закрывать матрёшку.
- Втыкать/снимать грибочки
- Опускать в коробочку шарик, кирпичик, призму.
- Накладывать кубик на кубик.
- Укладывать куклу спать.
- Кормить куклу, мишку, зайку.
- Водить куклу, мишку (топ-топ), упала (бах!).
На всех занятиях развивать положительные эмоциональные реакции.
План занятий с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев.
- Продолжайте развивать зрительные и слуховые реакции.
Использовать звучащие игрушки, развивающие различение их по слуху.
2.Развитие положительных эмоций.
- Игры: догоню собачку, зайчика и тд.
- Игры: подержи птичку, покорми; покатай на лошадке.
- Использовать литературные тексты: «Прилетела птичка», «Скачет зайка маленький», «Пальчики», «Прокати лошадка нас…».
- Обучать пониманию речи.
- Развивать активное внимание (лицо взрослого, глаза, рот).
- Речевые жесты (подкреплять жестами, мимикой).
- Развивать манипулятивные функции рук.
- Развивать тонки дифференцированные движения пальцев рук.
Игра: сорока-сорока, пальчик-мальчик, где ты был?, идёт коза рогатая.
- Обучать игровым действиям с пирамидками (соблюдать поэтапность).
С кубиками – башенку заканчивать конусом или ставить маленькую игрушку, обыгрывать дорожки – пробежала собачка).
- Развивать целевые действия с предметами (втыкалочки, вкладыши).
- Развивать орудийную деятельность (ложка продолжение руки)
- Игра с сюжетными игрушками (кормление, укладывание куклы спать).
- Развивать звукоподражание (ав-ав, би-би, тик-так, бах, топ-топ).
- Развивать первую степень обобщений (совпадение слова с ощущением от данной речи и образование прочной связи).
- Развитие понимаемой речи.
Учить знать(своё имя, глаза, нос, рот, части тела – рука, нога, название игрушек)
План занятий с детьми от 1 года 6 месяцев до 2-х лет.
- Игры – занятия с дидактическим материалом.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
- Действия с предметами (нанизывать на стержень пирамидки мелкие колечки 3 см.).
- Учить собирать пирамидки из 3-4-х колец, строить башню из 3-х, затем из 4-5 колец, учить различать их по величине.
- Подбирать предметы по форме ( О, , , ).
- Учить собирать 2-х, 3-х местную матрёшку.
- Учить различать 4 основные цвета, соотносить их, называть 2 цвета).
- Игры – занятия со строительным материалом.
- Учить ставить вертикально в ряд кирпичики (сначала на длинное, затем на короткое ребро).
- Учить из кубиков и кирпичиков делать по показу стол, стул, диван, кровать, скамейку, ворота, домик).
- Развитие понимание речи.
- Расширять пассивный словарь за счёт слов, обозначающих предметы, находящиеся в группе и вне её, на примере животных (кошка, собака, курица, петух), их действия, признаки предметов (большой, маленький, красный, синий, жёлтый, зелёный).
Состояния вещей (чистый, грязный).
Места нахождения предмета (здесь, там).
- Учить понимать слова ( можно, нельзя, нужно, хорошо, плохо.
- Учить понимать речевые конструкции с предлогами ( чашка на столе, положи шарик в ведёрко.
- Учить понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, без показа.
- Развитие активной речи..
- Учить произносить по подражанию звукосочетания, слова, предложения из 2-3-х слов.
- Учить заменять звукоподражание слова общеупотребляемым..
- Учить обобщать по существенным признакам (кукла, мишка…).
- Учить пользоваться местоимениями ( я, ты, мы, мне ).
Наречиями ( там, туда ).
Предлогами ( в, на ).
- Развивать звуковую культуру речи, правильно произносить гласные а, у, о; согласные б-п, м, д, т, в, г.
- Учить отвечать на вопросы: кто это? Кого? Кому? Что будет делать?
Для чтения и рассказывания детям потешки: «ладушки», «мальчик-пальчик», «петушок-петушок», «киска-киска», стихи А. Барто, «птичка», «кто как кричит?», «мчится поезд».
Предварительный просмотр:
Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.
Приблизительный возраст появлении реакции | Название реакции |
10 дней | Вздрагивает и мигает при резком звуке |
20 дней | Успокаивается при сильном звуке |
1 месяц | Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика |
1.5 месяца | Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую (2-3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор. |
2 месяца | Замирает при появлении нового звука на фоне других. |
3 месяца | Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос мамы. |
4 месяца | По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Выделяет любимую мелодию. Поворачивает голову в сторону источника звука (невидимого) на уровне уха и находит его глазами. Громко смеётся в ответ на эмоционально – речевое общение. Трясёт погремушкой, делает паузу и снова трясёт. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. |
5 месяцев | Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. |
6 месяцев | Эмоционально реагирует на знакомые слова. Отчётливо находит глазами источник звука (лёжа). Прислушивается к шёпоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит своё имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнёсшего его. |
7 месяцев | В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба»,«ма-ма»). |
8 месяцев | Интересуется предметами, производящими звук. |
9 месяцев | Производит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми. |
10 месяцев | Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. |
11 месяцев | Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегчённые слова («ляля») по просьбе взрослого. |
12 месяцев | Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырёх («дай», «на», «бах», «ляля» и т.д.) |
Предварительный просмотр:
Этапы развития речи детей от рождения до 3 лет.
Приблизительный возраст появления реакции |
Название реакции |
Новорождённый | Подготовительный этап |
1 месяц | Первый крик |
2 месяц | Издаёт отдельные, тихие гортанные звуки в ответ на разговор с ним. Издаёт другие звуки (рефлекс покашливания). Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли и голода. Редкие улыбки при общении со взрослым. |
3 месяца | Крик интонационно выразительный, Повторно произносит отдельные звуки, начальное гуление (а-а, гу-гу, бу-у). Хнычет, повизгивает. |
4 месяца | Крик с отчётливой интонацией. От первых цепочек слогов – к певучему гулению (а-а-а, э-у, о-а). «Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение. |
5 месяцев | Спонтанное, певучее и продолжительное гуление «свирель»: аль-ле-е-лы. Произносит гласные, близкие к (а), (ы), (у), возможно в сочетании с согласным (г). Смеётся в голос, часто и легко возникает «комплекс оживления». |
6 месяцев | Покрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издаёт неопределённые звуки. |
7 месяцев | Подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной модуляции, разного тона, На вопрос «Где?» повсюду разыскивает неоднократно называемый предмет, находящийся постоянно в определённом месте. |
8 месяцев | Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шёпотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку». |
9 месяцев | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Произносит двойные слоги, сознательно повторяет: «ба-ба», «ма-ма», «па-па». На просьбу «дай», «принеси» - отыскивает и приносит предмет. На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения. |
10 месяцев | Повторяет новые слоги за взрослым. Произносит первые лепетные слова («мама», «тя-тя», «ба-ба). Выполняет разученные движения («ладушки», «прятки»). |
11 месяцев | Произносит первые слова-обозначения: «ав-ав, кис-кис, дай». Увеличивает запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Понимает первые обобщения и выполняет инструкции («сложи игрушки», «принеси куклу», «ещё куклу», «дай машинку», «ещё машинку»). Показывает части своего тела. |
12 месяцев | Легко подражает новым слогам. Выразительно бормочет, имитирует слова. Произносит 6-10 облегчённых слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «открой»). |
Период появления самостоятельной речи
Приблизительный Возраст появления реакции |
Название реакции |
1 год 3 месяца | Выражает желания с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний. Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить («ба!»(бах), «дя»(да)., |
1 год 6 месяцев | Словесная память в счёте. Словесная память : повторяет часть алфавита. Говорит на «своём языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двухсложные слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя), слова произносит в момент сильной заинтересованности. |
1 год 8 месяцев | Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы. |
1 год 10 месяцев | Произносит двухсложные слова («тётя», «катя») или два слога из трёхсложных слов («синя» - машина). |
2 года | При общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. |
2 года 3 месяца | Пытается произносить трёх-, четырёхсложные слова («паровозик» - паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Лена». Строит предложения из 2-х слов («мама, дай»). |
2 года 6 месяцев | Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время. |
2 года 8 месяцев | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями. |
2 года 10 месяцев | Повторяет за взрослыми простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочинённые. Начинает задавать вопросы: «где?», «куда?». |
3 года | Повторяет за взрослым двустишие. Стоит многословные, в том числе сложносочинённые и сложноподчинённые предложения («когда мой папа придёт с работы?», «мы пойдём гулять?»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задаёт вопросы: «почему?», «когда?», »где?», «зачем?». |
Предварительный просмотр:
Обследование детей 2-го года жизни.
Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. | Возраст | Пассивная речь | Активная речь | ||||||||||||||||||
Вопрос «ГДЕ?» | Части тела | Игрушки | Одежда | Обобщение | Выполнение инструкций | Лепет | Лепет- ные слова | Звуко- подра- жание | Простые слова | Фразы | |||||||||||
Предметная деятельность | Сенсорика | |||||||||||||
Простые манипуляции | Целенаправ- ленные действия | Отобрази- тельные действия | Отобрази- тельная игра | Ориентировка в величине | Ориентировка в форме | Конструирование | Цвет по образцу | |||||||
большой | маленький | объёмная | плоскостная | вертикальное | горизонтальное | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
Сообщение на родительское собрание: "Задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни "
Содержание психолого-педагогической работы с детьми первой младшей группы. Работа основана на разностороннеее разитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педаг...
"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....
Сообщение на родительском собрании «Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни»
Представлены основные задачи развития ребенка 5-6 лет...
Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»
Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....
Протокол родительского собрания в старшей группе "Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни"
Протокол родительского собрания в старшей группе...
Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни:
Перечислены задачи воспитания и развития детей старшей группы детского сада....