Эффективность использования игровых тренингов по обучению ОБЖ.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Кобзева Наталия Валерьевна

Эффективность использования тренингов по обучению ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования тренингов по обучению ОБЖ.

Как научить детей жизненно важным правилам поведения, чтобы сохранить их жизнь и здоровье? Мы,  взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используем долгие наставления и нравоучения, либо регулируем поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Вот тут и помогут тренинги.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут  самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на воспитателя и родителей возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

В тренингах ребенок проигрывает опасные ситуации под присмотром воспитателя, получает жизненно важный опыт.

При разработке тренингов я придерживалась следующих принципов:

  • Принцип системности.

Работа должна проводиться системно весь учебный год.

  • Принцип последовательности.

При работе с детьми разного возраста содержание тренингов выстраивается с соответствующим усложнением от группы к группе.

  • Принцип полноты.

Содержание тренингов должно быть реализовано по всем разделам ОБЖ.

  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

            Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Формирование опыта по ОБЖ осуществляю по трем этапам.

  • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  • Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
  • Этап практических действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности тренингов является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности, умением оказать себе и окружающим первую помощь, умением правильно реагировать в экстремальных ситуациях, соблюдать правила поведения на улице, в транспорте и природе. Как показывает опыт работы и итоги мониторинга, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых тренингов по формированию элементарных математических представлений в средней группе

ТЕМА: «Занимательное  путешествие или по следам Лягушки-Путешественницы».Программные задачи:Обучающие:- учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, ...

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО...

Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

Методическая разработка на тему: «Эффективность использования игровых методик в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...