Использование игровых тренингов по формированию элементарных математических представлений в средней группе
учебно-методическое пособие по математике (средняя группа) по теме

Копылова Ирина Хатыбовна

ТЕМА: «Занимательное  путешествие или по следам Лягушки-Путешественницы».

Программные задачи:

Обучающие:

- учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать их по цвету.

- совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу.

- закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество);

- формировать навыки пространственной ориентировки;

- способствовать умению различать геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);мелкую моторику и коммуникативные  навыки.

Воспитывающие:

- воспитывать активность, самостоятельность, желание работать в коллективе и умение договариваться.

Возрастная группа: 4-5 лет.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам, в парах.

Оборудование:

Лягушка-путешественница, сухой бассейн с шариками, Солнышко, тучка (на каждого ребенкаи присутствующих гостей), геометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_matematika_1.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых тренингов по формированию элементарных математических представлений в средней группе

ТЕМА: «Занимательное  путешествие или по следам Лягушки-Путешественницы».

Программные задачи:

Обучающие:

  • учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать их по цвету.
  • совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу.
  • закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество);
  • формировать навыки пространственной ориентировки;
  • способствовать умению различать геометрические фигуры.

Развивающие:

  • развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);мелкую моторику и коммуникативные  навыки.

Воспитывающие:

  • воспитывать активность, самостоятельность, желание работать в коллективе и умение договариваться.

Возрастная группа: 4-5 лет.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам, в парах.

Оборудование:

Лягушка-путешественница, сухой бассейн с шариками, Солнышко, тучка (на каждого ребенкаи присутствующих гостей), геометрические фигуры.

Ход занятия:

№ п/п

Этап деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемый результат (продукт деятельности, качества, целевые ориентиры)

I.

Предварительный этап.

Положительный настрой на предстоящую познавательную деятельность, создание атмосферы заинтересованности .

Воспитатель настраивает детей на занятие.Сюрпризный момент.

Воспитатель:

-Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей!

-Давайте поздороваемся?

-Здравствуйте, гости!

Приветствие детей.

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к окружающему, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, адекватно проявляет свои чувства.

II.

Мотивационно-побудительный этап.

Педагог задает вопросы, стимулирующие процесс мышления,

инициирует поиск ответов на вопросы, поощряет детей к высказыванию.

Использование

психогимнастики.

Воспитатель касается  рукой одного ребенка, называет ласково его по имени и передает Лягушку проснувшемуся ребенку, он следующему и т.д. пока все не проснуться.

 Ребята, мы с вами часто на наших занятиях путешествуем со сказочными героями, а сегодня у  нас в гостях еще одна наша знакомая –

Догадались  кто это?

Лягушка-Путешественница.  

Она приглашает нас в занимательное путешествие по её следам.

Воспитатель:

-Вот только Лягушка перепутала времясуток. Давайте поможем ей.

Игра: «Когда это бывает?»

Звуки природы.

Дети:Утро.

Воспитатель:  Ачто утром делаете вы?

Дети: Умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем. .

Звуки природы.

Дети:  День.

Воспитатель:  Что вы делаете днем?

Дети:  В детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим .

Звуки природы.

Дети: Вечер.

Воспитатель:  Что вы делаете вечером?

Дети:Смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать.

Звуки природы.

Дети:Ночь.

Воспитатель:А что ночью делаете вы?

Дети:Спим

Воспитатель:Покажите, как.

Воспитатель:  

- Ой, Лягушечка, что же случилось? Почему дети спят, когда надо отправляться? Давай-ка разбудим их.

 Воспитатель: Я догадалась, что случилось. Детей надо будить ласково, называя их по именам и они обязательно проснутся.

Дети вступают в диалог, сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность.

Дети осуществляют условные действия к ситуации игры.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, делают вид, что спят.

Ребенок различает условную и реальную ситуацию, развивает воображение, учится подчиняться правилам игры.

Ребенок проявляет любознательность, старается установить причинно-следственные связи, учится выражать свои мысли.

III.

Содержательно-операционныйэтап.

Педагог

способствует, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы;

предоставляет возможность для сотрудничества, вовлекает детей в совместное творчество.

Песок

Угадывают фигуру – рисуют на песке – сравнивают с картинкой.

Физкультминутка

с полосой препятствий

Дает устные инструкции.

В игре используются шары из сухого бассейна, которые дети по ходу игры передают по кругу

 Воспитатель:

- Сколько ребят отправиться в путешествие?

Мы сейчас попробуем пройти путь, который проделала  Лягушка-путешественница, когда летела на юг.  И увидим то, что могла бы  видеть она.

Наши друзья Маша и Миша предлагают нам и Лягушечки  поиграть в игру.

1.Игра «Узнай фигуру. Использование мультимедийной доски.

«Геометрические фигуры и цвет».

Воспитатель :

- С заданием мы справились, идем дальше . И снова на пути преграда. Нужно догадаться на ощупь, какая лежит в мешочке фигура

2. «Волшебный мешочек».

Воспитатель: И так,  ребята,  летела наша Лягушка  над  речкой с  песчаным берегом.

А что она могла увидеть на песке?

А на песке следов видимо-невидимо!

Ребята, а давайте, и мы нарисуем свои следы на песке, отгадав загадки.

3. Следы на песчаном берегу».

1.Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой друзья?

Нарисуйте вы меня ! Круг

2.Три вершины, три угла, три сторонки –

Кто же Я?  Треугольник

3.Он похожий на яйцо или на твое лицо.

Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым вдруг стал

Получился вдруг ….Овал

3.Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…Квадрат

4. Вы подумайте, скажите…

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные – равны.  Прямоугольник

Воспитатель

- Что можно нарисовать,  используя круг. Дорисуйте предмет .

(солнышко, снеговика и т.д.)

Воспитатель

- Ребята, на какую геометрическую фигуру похож шкаф?

Воспитатель

- Посмотрим вокруг, если здесь предметы похожие на квадрат.

Воспитатель:

- Сколько нам понадобится палочек, чтобы  получился треугольник?

Воспитатель:  А теперь нам надо пройти пешком.

 «Вместе по лесу идём».

Вместе по лесу идём, раз-два, раз-два;

Не спешим, не отстаём, раз-два, раз-два;

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк, медуница,

кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И опять мы полетели…

Воспитатель:Ребята, а сейчас мы с вами оказались в деревне.У жителей этой деревни в этом году уродился отличный горох. А какой формы   горох?  Какого цвета?

Давайте мы с ним поиграем.

5.Пальчиковая играс горохом.

Пальчик, пальчик, мой хороший,

Крепко ты сожми горошек

Покрути и покатай и другому передай.

(2-3 раза)

Воспитатель предлагает детям: Возьмите шар  в левую руку. В правую. Положите шар впереди себя. С правой стороны от себя. С левой стороны. Положите шар позади себя.

(Инструкции повторяются 2-3 раза в разном порядке)

Один ребенок считает

Выполняют задания в соответствии  с установленными требованиями.

Индивидуальная  работа.

Перед ребенком доска, на котором изображены геом.фигуры. Найти свою и соотнести ее с

вынутой  из мешочка.

Дети рисуют на песке, круги, квадраты, овалы, дорожки, разные по величине (мизинцем, большим, указательным пальцем). Рисовать можно пальчиками или деревянными палочками.

Дети обращают внимание на предметы квадратной формы (дом, стол, часы) , круга  и т.д.

Приглашаем детей к корзине с шарами и предлагает взять детям по одной зеленой «горошине».

Ребенок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

У ребенка развивается мелкая моторика, умение контролировать свои действия.

Ребенок учится анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Развивается умение контролировать свои действия, опираясь на свои знания и умения.

IV.

Заключительный этап

Педагог дает возможность обсудить, найти решение конструктивное, поддерживает детей.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.  Мы ушли далеко, а так хочется побыстрее  попасть домой.

На чем можно  очень быстро добраться? Предлагаю собрать ракету.

1. Конструирование  «Соберем  ракету».

Выслушиваются варианты ответов.

Работа командная

V.

Рефлексирующий этап.

обратная связь, рефлексия

Воспитатель: Вот и Лягушечка с нами прощается.

Ребята, а  вам понравилось путешествовать ?

Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось – возьмите тучку.

Воспитатель: Ребята, теперь у нас получилось большое солнце, которое может согреть и наших гостей. Давайте подарим «лучики», т.е улыбку всем нашим гостям и скажем до свидания.

Дети выражают свое мнение о занятии путем выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Необыкновенное путешествие Колобка» (с использованием игровых технологий)

Цель. Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.  Продолжать закреплять: представление о числе 4; учить различать равенство по количест...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке "Гуси-лебеди"

Игровое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы...

Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деяте...

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость,...