Методическая разработка на тему: «Эффективность использования игровых методик в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tkacheva_n.v.docx | 367.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Краснодар «Детский сад № 162»
Методическая разработка на тему:
«Эффективность использования игровых методик
в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»
Автор:
Воспитатель Ткачева Н.В.
Актуальность
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
-коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
-творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
-инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
-познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
-уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
-выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
-поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
-обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
-положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
-проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
-косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
-личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
-отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
-предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
-создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
-обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
-не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
-формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
-поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
-устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
-проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
-обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
-поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
-создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
-поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
-привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Организуя образовательную работу в этом направлении необходимо придерживатьсяследующих принципов:
-Вариативности — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
-Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
-Креативности — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике применям различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Активно используются:
1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.
2. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
3) Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.
4) Трудовая деятельность
В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
5) Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
7) Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?
Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.
Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе нам хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.
Цель нашей работы: поддержка детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в пяти образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической);
Создавать условия для поддержки детской инициативы детей старшего дошкольного возраста в системе непосредственно-образовательной деятельности;
Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;
Создавать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы;
- Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности детей.
- Принципы работы по поддержке инициативы у детей старшего дошкольного возраста
Работая по образовательной программе нашего детского сада и учитывая примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» мы в своей работе придерживаемся ряда принципов:
- Принципа обогащения детского развития;
- Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы;
- Принцип сотрудничества детей и взрослого;
- Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Поддержка детской инициативы по ФГОС ДО
В своей работе мы строго придерживаемся целевым ориентирам по ФГОС ДО.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
-ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
-способен к принятию собственных решений.
Выделяется 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и волевого усилия, коммуникативная, познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
-Творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;
-Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование), требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
-Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи;
-Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где временные, причинно-следственные и родо-видовые отношение.
В данной работе, мне бы хотелось поделиться своим опытом по поддержке этих видов детской инициативы в различных видах деятельности.
- Поддержка познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста
Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность.
Поддержка инициативы детей в экспериментировании.
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Желание познавать, искать ответ заложено у них генетически. Особенно когда дело касается такого способа познания, как экспериментирование.
Наверное, в любой группе можно заметить, что при слове «эксперимент» или «опыт», дети уже находятся в состоянии повышенного интереса и полны желания участвовать в нем.
Проведение эксперимента всегда подразумевает уже имеющееся наличие у детей базовых знаний о том или ином явлении. Поэтому можно смело предоставить детям возможность порассуждать о том, как же можно получить тот или иной результат. Дети начинают рассуждать и делать логические умозаключения, исходя из имеющихся знаний. Например, зная о том, что лед – это замерзшая вода, мы предоставляем возможность детям самим поразмыслить о том, как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверить все варианты на практике. Были такие варианты как расколоть лед. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывают лед. Получилось? Нет. Какие еще варианты?... и д.т.
Также мы предоставляем детям возможность выбрать оборудования для проведения опыта, с объяснением своего выбора. Например, наша задача налить в узкое горлышко бутылки воду. Мы предлагаем детям следующее оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирают нужный предмет и объясняют свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный предмет обязательно проверяется на практике. Таким же образом мы выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы в данном случае воспитатель должен предоставить детям разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.
Проявить свою инициативу ребенок может и, обсудив назначение опыта и предположив будущий результат. Например, весной мы принесли детям веточки с почками и сказали, что нам так хотелось бы, чтобы эти веточки были зелеными, и спросили у ребят, нет ли среди них волшебников. На что дети нам ответили, что волшебников нет, но веточки можно поставить в воду. На наш вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые дети сказали, что может быть, в вазе появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия для достижения этого результата. Веточки были поставлены в воду. Через некоторое время, когда из почек действительно показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Дети сделали вывод о своей правоте.
Экспериментировать мы стараемся как можно чаще. С детьми мы даже построили практическую часть проекта «Как нам правильно питаться?» практически на одних экспериментах. Как результат – каталог экспериментов с вредной пищей.
Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности.
Дети по своей природе любознательны, в процессе своего развития они задают множество вопросов, и хотят получить на эти вопросы ответы. Воспитателю очень важно удовлетворить каждый вопрос ребенка, чтобы в последствие этих вопросов возникало все больше и больше, и, следовательно, происходило развитие ребенка. Если же ребенок не находит отклика у взрослого и не поддерживается его инициатива узнать как можно больше, то со временем он перестанет обращаться к взрослому за помощью, а следовательно и проявлять инициативу к общению и познанию.
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Также проект подразумевает большую практическую деятельность детей и творческий подход.
Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
Организация проектов, основанных на детской заинтересованности, является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей.
Выбрав тему, заинтересовавшую детей, мы начинаем работу.
Например, однажды на завтрак в детском саду была каша. Во время приема пищи мы заметили, что не все дети съели кашу. Тогда мы спросили детей, что бы они хотели съесть сейчас. Ответы детей были такими: пиццу, чипсы, макароны с сосисками, Кока-Коллу, кофе, мармеладных червячков и т.д. К беседе подключились другие ребята, которые сказали, что это кушать вредно. Мы согласились с этим предположением. Во время обеда дети начали задавать вопросы по предложенным блюдам: а полезен ли борщ, а полезна ли картошка и чем? Таким образом, мы выявили проблему: не информированность детей о вредной и полезной пище.
После этой беседы мы сели в кружок и обсудили, о чем будет наш проект – выбрали тему исследования. Тема: «Как нам правильно питаться?»
Совместно мы определили цель и задачи: на наш вопрос «Зачем мы будем проводить наше исследование» последовал ответ: «Чтобы мы знали, что можно кушать, а что нельзя». На вопрос: «Как мы будем это узнавать?», дети ответили, что хотели бы знать про то, чем полезны овощи и фрукты, каши и суп и т.д.; и чем вредят нам чипсы и кока-колла.
Далее мы задали вопрос о том, что же вы хотите, чтобы мы делали для получения этих знаний, дети ответили: «А давайте проводить эксперименты». Вот так получилось, что наш практический этап состояла практических из одних экспериментов. Надо сказать, что поддержав таким образом инициативу детей и удовлетворив их желание, мы получили заряд активности на протяжении всей проектной деятельности и один и тот же вопрос в конце дня: «А мы будем завтра проводить эксперименты?». Конечно же, будем.
Закончив наш проект, мы провели рефлексию о том, что нам удалось, а что нет, и что бы детям хотелось сделать еще по данной теме.
Бывает так, что у ребенка бывают вопросы или явная заинтересованность в какой либо конкретной области. Прекрасным способом поддержать инициативу ребенка к познанию будет индивидуальный проект.
Благодаря работе над индивидуальным проектом, ребенок не только получает ответы на свои вопросы по заинтересовавшей его теме, но и получает возможность рассказать о своих знаниях товарищам, презентуя свой проект. Детям очень нравиться делиться своими знаниями с товарищами. Лучшим поощрением для ребенка является заинтересованность и удивление сверстников в теме проекта. Делясь своим опытом, ребенок развивает свои коммуникативные возможности, получает чувство удовлетворения в том, что его тема оказалась интересна и получила признание у товарищей, повышается авторитет ребенка и его самооценка.
Таким образом, работа над индивидуальным проектом стимулирует дальнейший рост познавательной активности и проявление инициативы, а также является мотивацией для других детей узнать что-то интересное, удивительное и поделиться этим с товарищами.
В настоящее время опыт работы с индивидуальными проектами не велик, но эта работа у нас в перспективе. К планированию презентации проекта мы тоже стараемся максимально подключить детей. Например, к презентации одного проекта, мы решили сделать фото-отчет о проекте, который направлен на пропаганду здорового питания и отказа от вредных продуктов. Дети были авторами сюжета и постановщиками фото, а воспитатель – фотографом. А к презентации другого проекта дети придумали сказку, изготовили атрибуты из картона и бумаги и сделали театрализованное представление для средней группы.
Мы с детьми провели не один проект, и в процессе каждого следовали следующим способам поддержки детской инициативы:
- поддержка детской заинтересованности в той или иной теме. Дети не должны слышать в ответ на свой вопрос: «Это не интересно» или «Как вам не стыдно не знать это», а должны слышать: «Как хорошо, что вы спросили об этом», «Это очень важный и интересный вопрос», «Давайте разберемся в этом…»;
- совместное обсуждение целей и задач. Лучше всего это делать в кругу. Необходимо выслушать каждое предложение ребенка, записать все на бумагу, зачитать их перед детьми и обсудить то, как мы будем все это узнавать;
- поддержка желаний детей к выполнению тех или иных действий (совместное составление плана работы), так как дети предлагают те действия, которые им интересны;
- предоставление детям максимальной возможности самостоятельно выполнять практические действия (в частности проведение экспериментов, наблюдений, поиск информации из различных источников, которые в полной мере должны быть предоставлены детям воспитателем);
- проведение рефлексии по итогам проектной деятельности (очень важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, удалось ли им достичь поставленной цели);
- предоставление детям необходимого материала и оборудования в достаточном количестве.
- Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки детской инициативы
Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности, выбирая занятие по душе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка и в том числе развитию и поддержке детской инициативы.
Рассмотрим принципы организации предметно-пространственной среды по ФГОС ДО с позиции поддержки и развития детской инициативы. Среда должна быть:
-Содержательно-насыщенной. В группе должны быть игрушки, оборудование, материалы, которые должны отвечать всем потребностям и удовлетворить все интересы детей. Если у ребенка возник какой-то интерес или ребенок проявляет желание что-либо сделать, то в группе он должен найти достаточно материала для удовлетворения своего интереса;
-Трансформируемой. Ребенок должен иметь возможность использовать трансформируемую мебель, модули, ширмы и т.д., и изменить их в зависимости от своих меняющихся интересов и ситуации;
-Полифункциональной. Игрушки и материалы должны давать ребенку возможности использовать их в разных ситуациях и в разных играх также в зависимости от своих меняющихся интересов;
-Доступной. Дети должны иметь доступ к нужным им в данный момент времени материалам, игрушка или оборудованию, тем самым проявляя инициативу по их выбору;
-Безопасной.
В нашей группе предметно-пространственная среда отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Конечно же среда безопасна, дети имеют свободный доступ к игрушкам, материалам и атрибутам. В нашей группе имеется большое количество разнообразных материалов, атрибутов, игр и игрушек для удовлетворения познавательных, игровых, коммуникативных потребностей детей. Эти атрибуты, игры и материалы дети используют в различных видах деятельности.
Очень интересно представлен в нашей группе принцип трансформируемости. В нашей группе есть универсальный уголок, который, в зависимости от интересов детей, может раскладываться, передвигаться, трансформироваться. Здесь дети могут открыть финтес-центр на колесах, сделать универмаг различных товаров, посетить больницу, купить выписанные лекарства в аптеке, сходить в массажный кабинет. Также, натянув тканевую ширму, можно сделать театр и показать товарищам интересную сказку. А если закрыть уголок и спрятаться туда, то можно уединиться и побыть немного одному (иногда, при плохом настроении детям это необходимо).
- Взаимодействие с родителями по вопросам поддержки детской инициативы.
Уделять внимание поддержке и развитию детской инициативы, самостоятельности и творческого мышления должны не только воспитатели в детском саду, но и родители.
Форм работы с родителями по данной теме много: беседы, консультации, рекомендации, индивидуальные проекты детей при поддержке родителей и т.д.
В своей группе мы часто проводим конкурсы и выставки совместных творческих работ родителей и детей на различные темы. Рассказывая о своей работе в группе, ребенок с упоением рассказывает, что придумали они с мамой или с папой и о том, что именно он захотел сделать в этой работе.
Заключение
Из опыта нашей работы мы можем сделать следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы:
- Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;
- Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;
- Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы (не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);
- Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия;
- Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);
- Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы;
- Занимать позицию «партнера»;
- Вести работу с родителями по поддержке детской инициативы.
Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т.е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу.
К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий.
Библиографический список:
- Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
- Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
- Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
- Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М.: Центр педагогического образования, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска Способы и средства формирования познавательной активности детей ...
Методическая разработка на тему: Деловая игра с педагогами «Двигательная активность в ДОУ».
Деловая игра с педагогами «Двигательная активность в ДОУ»....
Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
папка по самообразованию...
Методическая разработка "Конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности для воспитанников старшей группы"
Цель: вызвать положительный эмоционально-психологический настрой и получить запас бодрости....
Методическая разработка по теме: «Эффективные формы работы с дошкольниками по ОБЖ».
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиб...
Методическая разработка на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство поддержки детской инициативы, самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте».
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и ответственности....
Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».
laquo;В «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС ДО поз...