Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из  событий, как из кирпичиков   складывается  здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования карт Проппа  в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

             Современный дошкольник не такой, какими были его сверстники  несколько десятилетий назад.  Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.

             Это не только  потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.

              А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, открывать   для себя и воспитанников   что-то новое. 

Для этого воспитателям детских садов  необходимо овладевать современными образовательными  технологиями,  с помощью которых можно реализовать требования ФГОС ДО.

Одной из ведущих задач, которую  решает дошкольное  образовательное учреждение, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий, направленных на речевое развитие дошкольников.

Представим   технологию «Карты Проппа», как  эффективный ресурс обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Известно, что для  развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

Известный фольклорист Владимир Яковлевич  Пропп  занимался изучением  сказок. Автор отмечал, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называл «функциями».

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из  событий, как из кирпичиков   складывается  здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты  Проппа стимулируют развитие психических процессов,   позволяют детям удержать в памяти большое количество информации,  активизируют связную речь.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа  нами  работа была   разделена на несколько этапов: 

На первом этапе (средний дошкольный  возраст) мы знакомили  детей с  композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором  этапе (средний  дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:

«Любимый  сказочный герой»

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?»

 «Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На  третьем этапе (старшая группа)   шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали  небольшую сказку, потом сопровождали  ее выкладыванием  из  4 - 6 карт.

На  четвёртом  этапе (старшая группа)  мы предлагали детям   пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На  пятом  этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные  сказочные истории,  опираясь, на схематические изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...