Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Ведренцева Татьяна Юрьевна

В представленном материале рассказывается о работе педагогов ДОУ о компонентах выразительности речи, алгоритме работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Задача воспитателя в области развития речи детей — помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм.

Учить детей этому следует на лучших образцах родного языка. Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь правильную и невольно воспринимает ее.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии (правила литературного произношения), грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка, но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Высшей культурой речи называется обладание чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля.

В общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля и его разновидностями (научный, публицистический, поэтический).

Интонационная выразительность речи

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).

Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Сначала нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом. Игровое упр. «Ныряльщики».

2. Вдох ртом, выдох ртом. Игровое упр. «Больной тяжело дышит».

3. Вдох носом, выдох ртом. Игровое упр. «Кто лучше надует игрушку».

4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упр. «Доктор слушает больного».

Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.

Мелодика.

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:

"Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили? " Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали! " - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? " - "Да, конечно! " - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила? " Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться - "подниматься и спускаться с горки" (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины "голос повышается", "голос понижается") .

При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.

Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Упражнение в музыкальной деятельности «Музыкальная лестница»: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».

Для развития восприятия мелодики воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе "дирижирует" вместе с детьми.

Темп.

При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы) : «Черепаха», «Ракета».

В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения (например, игры "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик") .

Ритм.

Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д., затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.

1. Ямб - в стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например: "Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь". Ямбом написан "Евгений Онегин" А. С. Пушкина.

2. Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя" (А. С. Пушкин) .

3. Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Тучки небесные, вечные странники! " (М. Ю. Лермонтов) .

Ритм задается педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.

Тембр.

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы.

Также используются "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие "истории" должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет.

При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу".

Логическое ударение.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.

Например, педагог произносит фразу "Снегири клюют рябину" и организует ее анализ:

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.

- Послушайте, как я скажу теперь: "Снегири клюют рябину". Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще его можно сказать тихо и растянуто.

- Послушайте еще раз: "Снегири клюют рябину". Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Второй этап - формирование навыков использования интонации в собственной речи.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Занятия по звуковой культуре речи в младших группах проводятся еженедельно, в средних и старших они включаются в содержание речевых и других занятий и проводятся не реже двух раз в месяц. (А.И.Максаков Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.)

Практикум

Расскажите этапы работы над выразительным чтением стихотворения.

1.

Тает месяц молодой,

гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет!

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

2.

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни.

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые времена.

Расскажите этапы работы над выразительным чтением стихотворения.

Тает месяц молодой,

гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет!

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

Расскажите этапы работы над выразительным чтением стихотворения.

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни.

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - тренинг для педагогов "Развитие речи дошкольников"

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:·...

Семинар для педагогов "Хорошая речь-важнейшее условие достижения целевых ориентиров дошкольного образования"

Семинар для педагогов дошкольного учреждения  "Хорошая речь-важнейшее условие достижения целевых ориентиров дошкольного образования"...

Семинар практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников"

семинар практикум "Развитие речи дошкольников"...

Практический семинар для педагогов " Культура речи воспитателя"

Цель: Повышение культуры речи педагогов.Задачи:Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.Совершенствование качества языкового оформления речи с использованием основных языковых норм.Ф...

Семинар для педагога "Культура речи педагога"

 Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.Задачи:Уточнение и закрепление знаний о компонента...