Семинар для педагога "Культура речи педагога"
методическая разработка по логопедии

Фёдорова Ирина Алексеевна...

   Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества, языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._seminar_kultura_rechi.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Непоседы»

Семинар

для педагогов

Тема: «Культура речи педагога»

Учитель-логопед:

Фёдорова и. А.

15. 03. 2022 г.

г. Долгопрудный

Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества, языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации

Оборудование: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», игра «Загадочный букет» (заготовки с вопросами), компоненты речи «Радуга» (названия каждого компонента, раскрашенного в цвета радуги), заготовки к аппликации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?

(Ответы педагогов).

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя?

(ответы педагогов).

Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона,  оратор мог вызвать восхищение слушателей красотой речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи о которых говорил Борис Николаевич.

Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»

Воспитатели берут по одному определению из серединки цветов, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.

Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.

  1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Задание «Исправь ошибку»

Познакомьтесь с приказом

Я одену пальто

Нет носок

Потерялся туфель

Играет значение

Имеет роль

Платье без плечей

Пирожки с повидлой

Задание. Путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).

Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.

Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).

Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.

Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!

Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!

Ну а теперь далеко-далеко – туда, где Пётр I когда-то лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!

Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки). В Липецке – … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).

А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!

Ещё сложнее с жителями Гусь-Хрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.

Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.

А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?

Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Задание. Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее.

1-я команда

2-я команда

(на катере) - Вы на следующей пристани ...?

(Сходите.)

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ...?

(Выходите.)

         Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Задание. Жаргонные слова

1-я команда

2-я команда

Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся

Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт.

(Молодежный сленг)

Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра.

(Школьный сленг)

Труден и своеобразен компьютерный сленг, используемый у программистов и пользователей Интернет. Давайте вместе попробуем разобраться.

«винда» - операционная система Windows

«дрова» - драйвера

«сервак» - сервер

«клава» - клавиатура

«проги» - программы

«юзер» - пользователь

«хакер» - взломщик программ

«джобать» - работать

«заглючил» - перестал работать

Задание 3. Заимствованные слова

В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие иностранные слова для  того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда эти слова используются неверно.

1-я команда

2-я команда

Объяснить значение иностранных слов

дежавю

комильфо

Пояснение.

ДЕЖАВЮ́ (фр.) -  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.

Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Пить шампанское утром - не комильфо.

Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.

Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если говорящий точно знает значение этих слов.

5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Задание. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

1-я команда

2-я команда

Всякому овощу свое время.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Задание 2.Произнести фразу с разными интонациями.

1-я команда

2-я команда

«Здравствуйте!»

Официально

С восторгом

«Это я!»

Таинственно

Виновато

«Умница! Молодец!»

Иронично

Огорченно

«Вы поняли меня?»

С угрозой

Сухо

«До встречи!»

Нежно

Кокетливо

6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

1-я команда

2-я команда

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

Разминка. Найти ошибку и исправить.

Добрый мир лучше худой ссоры.

Валит со здоровой головы на больную.

Нашла коза на  камень.

Не зная броду, не суйся  в моду.

В здоровом теле здоровый пух.

Купить кита в мешке.

Задание. Восстановите пословицы

1-я команда

2-я команда

Восстановитевторуючастьпословиц.

  1. Любишь кататься…
  2. Не гони коня кнутом…
  3. Без дела жить…
  4. Не пеняй на соседа…
  5. Раз соврал…

6. Кто за Родину горой…

7. Не учи орла летать…

8. Где птица не летает…

Для справки.

А соловья петь; а гони овсом; а свое гнездо знает; тот истинный герой;  навек лгуном стал; люби и саночки возить;  только небо коптить; коли спишь до обеда.

Восстановите начало пословицы.

1… от того и наберешься.

2 … так и откликнется.

3. … лучше новых двух.

4. … один раз отрежь.

5. … а имей сто друзей.

6. … а неученье – тьма.

7. … пригодится воды напиться.

8. … да удал.

Для справки.

Не имей сто рублей; Как аукнется; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Ученье – свет; Не плюй в колодец.

7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.

Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.

А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем рисовать солнце. Раздаю всем лучики солнца, на них, вы должны написать, что вам больше всего запомнилось с сегодняшнего семинара. Приклеиваем лучики к солнцу.

В память о нашем семинаре, я дарю вам буклеты о речевой деятельности педагога в общении с детьми.

Итог:  Раздаются буклеты каждому педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Выразительность речи педагогов"

Теоретический и практический материал для проведения семинара-практикума с педагогами  "Выразительность речи педагогов....

Семинар-практикум "Культура речи педагога ДОУ"

Семинар-практикум "Культура речи педагога ДОУ"...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Семинар для педагогов "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Описание проведения семинара для педагогов, о том, что культуре речи необходимо уделять большое внимание, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культур...