Семинар - тренинг для педагогов "Развитие речи дошкольников"
презентация по развитию речи на тему

Цурган Светлана Викторовна

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

·         общение взрослых и детей;

·         культурная языковая среда, речь воспитателя;

·         обучение родной речи и языку на занятиях;

·         художественная литература;

·         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Методика развития речи дошкольников

Подготовили:

старший воспитатель

Цурган С.В.

учитель-логопед

Газизова Г.Р.

г.Пыть-Ях, 2017 г.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

·         общение взрослых и детей;

·         культурная языковая среда, речь воспитателя;

·         обучение родной речи и языку на занятиях;

·         художественная литература;

·         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей. 

Виды занятий по родному языку.

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

·         занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

·         занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

·         занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

·         занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

·         занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

·         занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

·         занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

·         занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

·         занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

Пример занятия в старшей группе: 1) связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем; 2) словарная работа и грамматика – подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде; 3) звуковая культура речи – отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов, сходных по звучанию и ритму.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки – упражнение на отработку дикции.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение и формирование у детей речевых навыков и умений.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

3.

Наглядные методы используются гораздо чаще, чем другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. 

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. 

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов.

Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

4.

Словесные методы в ДОУ используются реже, чем в школе. Словесные методы используются при обучении пересказу, рассказу без опоры на наглядный материал, в процессе проведения беседы, чтения художественной литературы, заучивании наизусть. Т.е., это те словесные методы, которые связаны с художественным словом.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Эти методы применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным методам можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы  используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции - в продуктивных. Соотношение их колеблется.

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.) (т.к. возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность).

5.

Практические методы направлены на:

- обучение детей применять полученные знания на практике;

- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

Практические методы носят чаще всего игровой характер. 

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра), игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

6.

Приёмы развития речи.

Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Полезно сопровождать образец другими приемами - пояснениями, указаниями. Во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Он произносится четко, громко и неторопливо.

(самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).

Повторное проговаривание (повторение) - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала за воспитателем, за ребёнком, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое (отраженное, сопряженное, хоровое). Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

(«Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе - для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

7.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

8.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:

  • основные (требующие констатации (репродуктивные), отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда?)
  • вспомогательные (поисковые, требующие умозаключения, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?) Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.- также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Практические приёмы – это различные игры, практические действия ребёнка; усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу (можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты). Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»).

Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:

- накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

- воспитание культуры поведения детей;

- развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

9, 10.

Словарная работа - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью.

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Содержание словарной работы на занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

Дети усваивают:

  • бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
  • природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
  • обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
  • эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый)
  • лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Например, воспитатель ведет детей мыть руки со словами: «Пойдем в умывальную. В умывальной мы чисто помоем руки. Возьмите мыло. А где у нас лежит мыло? В мыльнице лежит мыло. Красивая у нас мыльница. Какого цвета мыльница?»

Методика словарной работы предусматривает следующие направления:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).

2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности - одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), синонимики и т.п.). Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.), слова, обозначающие естественные «позывы».

11.

На занятиях используются методы рассматривания и обследования предметов. Ознакомление с предметом идет поэтапно:

  • ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;
  • восприятие частей, деталей предмета (активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов; сравнение предметов по их внешнему виду);
  • знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

В обогащении словаря очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях.

12.

Книга (взять с собой)

Это книга. Предназначена для чтения.

Состоит из обложки и печатных листов (страниц).

Сделана из бумаги, бумага мнется, рвется, размокает.

13.

Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи окружающих, понять его значение, прочно запомнить, правильно воспроизвести, а также содействовать употреблению этого слова в самостоятельной речи, поэтому в одном и том же методе используются одновременно несколько приемов.

Называние (или образец произношения) нового слова. Педагог произносит намеченное слово подчеркнуто четко, с утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

Показ объекта или действия. Этот приём обычно сопровождает называние. «Посмотрите, внутри плиты есть большая духовка» - говорит педагог, открывая дверцу духовки. – «Она открывается».

Включение нового слова в предложение. Например, при рассматривании автобуса педагог говорит: «В задние двери автобуса входят…» (кто? - пассажиры).

Толкование – замена нового слова знакомым словом или сопоставление со знакомым синонимом. Например, аквариум – это стеклянный ящик. В нём живут рыбки, через стекло их хорошо видно.

Многократное повторение слова в течение занятия педагогом, отдельными детьми, а также повторение хором. Хоровое проговаривание усиливает речевую активность детей, способствует выделению слова в сознании детей.

Объяснение происхождения слова. Применяется этот прием для углубления понимания слова, развития любознательности. Например, «Дети. Почему так говорят: грузовая машина, грузовик? Потому что грузовик перевозит грузы».

Вопрос. Детям задают прямые вопросы (где матрешка?), подсказывающие вопросы (матрешка слева или справа).

Упражнения или дидактические игры. На занятиях проводят упражнения в подборе слов («Кто больше назовет предметов овальной формы?).

Загадки, сравнения предметов.

Все названные методы и приемы способствуют развитию детского лексикона.

Неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данного предмета. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где предмет? (Где кукла? Где мяч?) Уловив активный поиск ребенком исчезнувшего предмета, воспитатель показывает его вновь. Тем самым слово связывается с самим предметом, его образом, становится «знаемым». Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком слова при появлении или исчезновении предмета.

14, 15. – практическое задание.

16.

Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьно го обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы: словоизменение, словообразование, согласование, формирование фразы.

17.

1. Словоизменение:

- категории числа: «Один - много» (стол – столы, красивый – красивые, едет – едут); «У кого кто?» (у зайца – зайчата, у коровы - телята);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце); «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь?», «Что без чего?», «Угадай, чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что?», «Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик?», «Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком?», «Читаю о чём?».

18. – практическое задание.

19.

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных: «Большой - маленький», «Назови ласково» - дом – домик, гриб - грибочек;

- образование существительных от существительных: «У кого какая мама?» - волк – волчица, ёж – ежиха);

- образование прилагательных от существительных: «Чей хвост?» - хвост волка –волчий хвост; «Назови какая сумка» - сумка из кожи – кожаная; «Скажи какой, какая, какое?» – относительные прилагательные: сок из яблок - яблочный);

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний: «Кто как голос подает?» - мяукает, мычит;

- образование приставочных глаголов: прилетел, улетел, залетел, вылетел;

- образование сложных слов: «Назови машину одним словом» - кофеварка, соковыжималка, пылесос; «Сложи одно слово» - длинные уши, красные щеки.

20. – практическое задание.

21. – практическое задание.

22.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями: «Мой, моя, моё, мои»;

- существительных с прилагательными: «Какой, какая, какое?»;

- существительных с числительными: «Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (счет до 5 со словом шапка.);

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции): «Что изменилось?» - усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм;

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

·         настольно-печатные;

·         дидактические;

·         подвижные игры;

·         сюжетно – ролевые;

·         компьютерные игры.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» .

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья; у зайца голова – заячья; у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья; у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; корова – дуб – жёлудем; рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

23. – практическое задание.

24.  

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел и кто пришел?» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в И.п. ед.ч и мн.ч.

Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, активизируется словарь детей за счет называния цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним содержать.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок (День рождение куклы).

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области словообразования, словоизменения и синтаксиса.

Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.

25.

Приёмы, используемые для формирования грамматического строя речи, разнообразны и определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми и возрастными особенностями детей.

Образец речи педагога – педагог утрированно произносит изучаемую часть слова (идут - идет).

Указание, когда педагог выделяет нужное слово из контекста, предлагает запомнить его, поучиться правильно произносить.

Сравнение – эффективный прием, когда составляется ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию.

Объяснение – как следует употреблять определенные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, которые никогда не изменяются. Поэтому надо говорить одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить. Или «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».

Используются и такие приемы, как создание проблемной ситуации, подсказ нужной формы, исправление ошибки, привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и т.д.

Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, воспитатель должен подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать - скачи; махать - машу; носки - носков, но чулки - чулок. Возможно хоровое проговаривание трудной формы.

26.  

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.

Ребенку дается инструкция. Постепенно задания усложняются. Дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.

(Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч) остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля?

Рассказы - описания.                                      

Описание предмета по предметной картинке.

Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.

- Что это?     - Форма, размер, цвет.        - Добавляются (материал, вкус, ощупь)

- Составляющие части.        - Применение.

Рассказы по сюжетной картинке

Рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.

В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос).

Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:

- Время, место.     - Действующие лица.   - Окружающие предметы.

- Действия, взаимоотношения.

 Затем составляется рассказ по вопросам:

- Когда это было? Где?    - Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?

- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.

Виды работ:

- По разложенным сюжетным картинкам.

- Рассматривание.

- Чтение рассказа.

- Придумывание рассказа к серии картинок.

- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.

- Иллюстрация рассказа, выполненная детьми.

- Работа по каждой картинке.

Пересказ художественных текстов.

Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.

До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После  прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:

- Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет.

- Рассказывание по плану или с использованием схем.

- Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.

- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ:

Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою.

Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое  главное, существенное.

Творческое рассказывание.

- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев.

- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.

- составление рассказа с продолжением.

- составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.

27, 28.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

29, 30, 31,32.  – наглядный пример.

33. – практическое задание.

34.

Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.

Ребенку дается инструкция. Постепенно задания усложняются. Дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.

(Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч) остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля?

35.

Рассказы - описания.                                      

Описание предмета по предметной картинке.

Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.

- Что это?    

 - Форма, размер, цвет.        

- Добавляются (материал, вкус, ощупь)

- Составляющие части.        

- Применение.

Это кабачок. Этот овощ растёт в огороде на грядке. Он овальной формы, светло-зеленого цвета, большого размера, на ощупь гладкий и твердый. Его можно варить, тушить, жарить. Из этого овоща делают икру, пюре. Он очень полезный.

36. – практическое задание.

Рассказы по сюжетной картинке

Рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.

В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос).

Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:

- Время, место.    

- Действующие лица.  

- Окружающие предметы.

- Действия, взаимоотношения.

 Затем составляется рассказ по вопросам:

- Когда это было? Где?    

- Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?

- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

37. 

Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить их по порядку: «Рассмотри внимательно каждую картинку. Подумай, как надо разложить картинки, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того как ребенок разложил картинки, независимо от того, соблюдена правильная последовательность событий или нет, его просят составить рассказ по этим картинкам, В процессе рассказа ребенок может менять картинки местами.

В случае затруднения педагог сам составляет рассказ просит ребенка разложить картинки в соответствии с его рассказом.

На первой - зайчик прыгает вверх, пытаясь достать морковку - нос высокого снеговика;

на второй - зайчик стоит на лесенке, приставленной к снеговику и тянется к морковке;

на третьей - зайчик сидит на лесенке, отвернувшись от снеговика, светит солнце, снеговик тает, стал ниже;

на четвертой - светит яркое солнце, зайчик ест морковку, рядом валяется куча снега, ведро, которое было на голове снеговика, лесенка.

38, 39,40. – практическое задание.

41,42,43,44,45. – примеры.

Литература:

  1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: МГОПУ,2004.
  2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.,1985.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика развития речи Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей

Слайд 2

Оглавление Методы развития речи: Словесные; Практические; Наглядные. Приемы развития речи Словесные приемы Наглядные приемы Практические приемы Специальные приемы для детей с отклонениями в развитии

Слайд 3

Наглядные методы

Слайд 4

Словесные методы

Слайд 5

Практические методы

Слайд 6

Словесные Приемы

Слайд 7

Словесные Приемы

Слайд 8

Словесные Приемы

Слайд 9

Формирование активного и пассивного словаря

Слайд 10

Формирование активного и пассивного словаря

Слайд 11

Поэтапное ознакомление с предметом

Слайд 12

Поэтапное ознакомление с предметом

Слайд 13

Приемы словарной работы

Слайд 14

Приемы словарной работы Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята , помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки. Прочтите текст. Обратите внимание на выделенные слова.

Слайд 15

словарная работа по алгоритму Сковали – Стужа – Жильё – Подумайте. Дайте определение этих слов.

Слайд 16

Формирование грамматического строя речи

Слайд 17

словоизменение

Слайд 18

словоизменение

Слайд 19

словообразование

Слайд 20

словообразование

Слайд 21

Синтаксическая сторона речи

Слайд 22

Синтаксическая сторона речи

Слайд 23

Методы и приемы формирования грамматического строя речи

Слайд 24

Приемы формирования грамматического строя речи

Слайд 25

Методы формирования связной речи

Слайд 26

Методы формирования связной речи Пиктограмма — это условный графический знак

Слайд 27

Наглядное моделирование

Слайд 29

Подбор родственные слова «Подбери слова-родственники»

Слайд 30

Работа над связной речью

Слайд 31

Работа над связной речью Зима Кружатс я и падаю т на землю снежинки. Сильный ветер гнет деревья. Речку сковал лед. Намело высоки е сугробы. Бурый медведь спит в берлоге.

Слайд 32

Работа над связной речью Зарисуйте графическое изображение к предложению…. На ветке сидят белочки.

Слайд 33

Рассказывание по инструкции

Слайд 34

Методы формирования связной речи

Слайд 35

Работа над связной речью Составление рассказа по картине

Слайд 36

Методы формирования связной речи

Слайд 37

Работа над связной речью Составление рассказа по картине

Слайд 38

Методы формирования связной речи

Слайд 39

Работа над связной речью Составление пересказа по серии сюжетных картин

Слайд 40

Работа над связной речью Составление пересказа по серии сюжетных картин Попробуем?

Слайд 41

Работа над связной речью Составление пересказа по серии сюжетных картин Сказки Сказки

Слайд 42

Работа над связной речью Составление рассказа по серии сюжетных картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Презентация "Словарный тренинг как форма развития речи дошкольника"

Занятия в форме словарного тренинга решают все задачи развития речи в комплексе....

Семинар – тренинг для родителей. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Семинар – тренинг для родителей.ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:- нарушение дыхания и голосообразования;- нарушения общей и мелкой мо...

Тренинг- семинар для воспитателей "Работа с дошкольниками, проявляющими агрессию"

В детском саду встречаются дети с разным типом поведения. К каждому нужен индивидуальный подход.  Как справиться с детской агрессией и помочь ребёнку выйти из порочного круга. Воспитатель должен ...

Семинар-практикум "Развитие связной речи дошкольников"

Семинар-пркатикум "Развитие связной речи дошкольников"...

Семинар- практикум: Развитие связной речи дошкольников методом ТРИЗ и РТВ.

Представляю мастер класс на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии».Что же такое технология?Технология – это инструмент профессио...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...