Семинар практикум для педагогов. Развитие речи дошкольников через музейную педагогику
учебно-методический материал по развитию речи
Развитие речи дошкольников через музейную педагогику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_cherez_muzzeynuyu_pedagogiku.docx | 14.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через музейную педагогику
Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в дошкольном учреждении создаются мини-музеи. Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка. Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности.
Несмотря на огромную познавательную направленность городского музея в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию. В ДОУ, мини-музеи организованы с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентирован на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.
В музеях проводятся тематические занятия и экскурсии. Учитывая тематику музея и представленные экспонаты, задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы. Структура непосредственно-образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию детей с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой и познавательной работы. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков, познавательных способностей детей.
Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:
1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.
4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
Значимость мини-музеев в ДОУ достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.
В процессе рассматривания, беседы дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп могут устраивать экскурсии для младших ребят, могут пополнять мини-музеи экспонатами. Таким образом музей становится результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно- речевому развитию дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи старших дошкольников»
Материал содержит теоретическую часть и практическую в виде 7 заданий....
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников»
семинар практикум для педагогов...
Семинар практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников"
семинар практикум "Развитие речи дошкольников"...
Статья "Развитие речи дошкольников через музейную педагогику"
Использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.Теория и практика....
мастер- класс «Развитие речи дошкольников через музейную педагогику»,
На данном мастер классе я продемонстрировала игры по теме «Русская изба», а именно: игра "Что было, что стало?"; пальчиковая гимнастика "Изба", загадывание загадок...
Семинар-практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи....
Семинар- практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством LEGO- конструктора"
Семинар- практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством LEGO- конструктора"...