Экологическое воспитание детей на основе марийского фольклора
материал на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомление с родным Марийским краем.
- В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по экологическому воспитанию необходимо прежде всего, учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе и привязанности к ней.
В вариативной части нашей программы стоит задача: формирование экологической культуры детей, бережного отношения детей к природе, памятным местам, истории народа мари.
- Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогащать знания детей о природе;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- развивать чувство бережного отношения к природе.
В марийских лесах и заповедниках самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.
Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:
- познавательный цикл бесед «Мой край Марийский!»;
- оформляются альбомы, буклеты «Заповедники Марий Эл», «Священные рощи народа мари», «Водные ресурсы марийцев», «Экология Марийского края», «Редкие растения марийских лесов»;
- Мы знакомим детей с заповедной природой, рассказываем, что заповедник - это место где охраняется всё живое и неживое, берегутся леса, озёра, реки и ручьи, животные и растения.
- проводятся целевые прогулки, на родник, в священные рощи, знакомят с травами марийских лесов, рассказывают, как их можно использовать.
- используем пословицы и поговорки на марийском, прослушиваются песни о родной земле, чтение стихов, экологических сказок; после прочтения сказки дети рисуют рисунки;
-Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу - что это значит» и т.д.
-Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Примеры игр: «О чём рассказало дерево», «1,2,3 к берёзке беги, к осинке беги» и т.д.
-В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «В гости к хозяйке леса», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница», « День леса», «Праздник цветов», «Праздник берёзки» и т.д.
-Опытно-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора», проект «Огород на подоконнике», «Что посеешь, то пожнёшь» и т.д.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием экологической культуры ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае. Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину.
-Очень большую работу мы провели знакомя с птицами марийских лесов, у нас получился большой проект «Помоги зимующей птице», в котором принимали участие и дети, и родители и местные жители деревни.
-Так же на территории детского сада есть экологическая тропа на которой находится : «лесная аптека», «Фитобар», «Муравьинная тропа», « Лужайка с насекомыми», «Птичьи гнёзда», «Деревенский прудик», различные клумбы.
-Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями, библиотекой, сельским домом культуры. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов .
Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, свою нацию, способствует формированию бережного отношения к природе.
Результатами нашей работы стали многочисленные грамоты и дипломы и сертификаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы
В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...
Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.
Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали...
экологическое воспитание детей на основе русского фольклора
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...
Экологическое воспитание детей, как основа нового образа жизни.
Проблема халатного экологического потребления стоит крайне остро на сегодняшний день. С малых лет мы должны приучать детей к этой ответственности и исполнительности, а не к потреблению. Забывая об эко...
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни»
План работы по самообразованию.Тема: "Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни"...
Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с ТНР на речедвигательных занятиях» по теме: «ВЕСНА» с использованием фольклора для детей 4 - 6 лет".
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение в развитии ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы физического, речевого, эстетического, психологичес...