Экологическое воспитание детей на основе марийского фольклора
материал на тему

Рыбакова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologiya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое  воспитание дошкольников

через ознакомление с родным Марийским краем.

- В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.

При организации работы по экологическому  воспитанию необходимо прежде всего, учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе  и привязанности к ней.

В вариативной части нашей программы стоит задача: формирование экологической культуры детей, бережного отношения детей к природе, памятным местам, истории народа мари.

- Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогащать знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- развивать чувство  бережного отношения к природе.

В марийских лесах и заповедниках  самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

 Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательный цикл бесед «Мой край Марийский!»;

- оформляются альбомы, буклеты «Заповедники Марий Эл», «Священные рощи народа мари», «Водные ресурсы марийцев», «Экология Марийского  края», «Редкие растения марийских лесов»;

- Мы знакомим детей с заповедной природой, рассказываем, что заповедник - это место где охраняется всё живое и неживое, берегутся леса, озёра, реки и ручьи, животные и растения.

- проводятся целевые прогулки, на родник, в священные рощи, знакомят с травами марийских лесов, рассказывают, как их можно использовать.

- используем пословицы и поговорки на марийском, прослушиваются песни о родной земле, чтение стихов, экологических сказок; после прочтения сказки дети рисуют рисунки;

-Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу - что это значит» и т.д.

-Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Примеры игр: «О чём рассказало дерево», «1,2,3 к берёзке беги, к осинке беги» и т.д.

-В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «В гости к хозяйке леса», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница», « День леса», «Праздник цветов», «Праздник берёзки» и т.д.

-Опытно-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора», проект «Огород на подоконнике», «Что посеешь, то пожнёшь» и т.д.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием экологической культуры ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае. Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину.

-Очень большую работу мы провели знакомя с птицами марийских лесов, у нас получился большой проект «Помоги зимующей птице», в котором принимали участие и дети, и родители и местные жители деревни.

-Так же на территории детского сада есть экологическая тропа на которой находится : «лесная аптека», «Фитобар», «Муравьинная тропа», « Лужайка с насекомыми», «Птичьи гнёзда»,  «Деревенский прудик», различные клумбы.

-Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями, библиотекой, сельским домом культуры. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов .

Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, свою нацию, способствует формированию бережного отношения к природе.

Результатами нашей работы стали многочисленные грамоты и дипломы и сертификаты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...

Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.

Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали...

экологическое воспитание детей на основе русского фольклора

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Экологическое воспитание детей, как основа нового образа жизни.

Проблема халатного экологического потребления стоит крайне остро на сегодняшний день. С малых лет мы должны приучать детей к этой ответственности и исполнительности, а не к потреблению. Забывая об эко...

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни»

План работы по самообразованию.Тема: "Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни"...

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с ТНР на речедвигательных занятиях» по теме: «ВЕСНА» с использованием фольклора для детей 4 - 6 лет".

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение в  развитии ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы  физического, речевого, эстетического, психологичес...