экологическое воспитание детей на основе русского фольклора
консультация по теме
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prirody.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей на основе русского фольклора
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
*воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
*формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
*развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
*участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
*понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
*освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
*проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
*представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
*осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем, и иногда отличия видятся только в том, что на Новый год праздничный стол соседствует с елкой.
У детей по сравнению со взрослыми - другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности , так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.
Науке радостного проживания каждого дня мы должны учиться сами и стремиться идти к детям только с хорошим настроением и улыбкой. Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.
Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.
Важнейшие события в работе детского сада организуются в соответствии с ритмом народного календаря, основой которого является православная традиция. Дети узнают историю России, которая запечатлена в памятных датах и праздниках.
В практике работы детского сада народный календарь занимает особое место. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой деятельности народа, учит детей строить свою жизнь в согласии с природой и друг с другом в течение года. В младших возрастных группах календарь становится тем ориентиром, с помощью которого время приобретает для детей определенную структуру. Благодаря осознанию эмоционально-эстетических особенностей этой структуры они учатся отмечать и анализировать сезонные изменения в жизни природы и людей.
Сюжетно – тематическое планирование занятий, досугов, праздников соотносится с естественным природным ритмом и историко – культурным содержаним традиционного календаря. Вот несколько конкретных примеров. В зимний период, как только прошли новогодние утренники по гражданскому календарю, мы готовимся к празднику Рождества Христова. Рождественская тематика присутствует на всех занятиях: по развитию речи, изобразительно-прикладному и музыкальному искусству. Дети готовят своими руками рождественские подарки - поделки с использованием элементов народного творчества.
Праздник Рождества Христова в детском саду.
Проведение праздника Рождества Христова помогает решить огромную смысловую и воспитательную задачу. Педагоги стараются использовать сюжеты старинных рождественских спектаклей, адаптируя их к пониманию детей. Важно донести сокровенную суть праздника. На праздник Рождества обязательно детский сад посещает священник, который обращается к детям с теплым приветственным словом, иногда мамы поют духовные песнопения. И обязательно праздники заканчиваются «народными гуляниями». Одетые в русские костюмы сотрудники, дети, родители водят хороводы. Весело проходят народные игры и забавы. Мы стараемся, чтобы в детском саду всё было так, как в народной традиции: праздник Рождества Христова, выходя за ограду храма, приходил в дома, в семьи, откликался в веселых колядках, в посиделках, играх и забавах.
Праздник масленицы в детском саду
Другой пример – праздник масленицы. Накануне Великого поста мы хотим, чтобы дети вдоволь повеселились на свежем воздухе. Праздник проводим во дворе детского сада. На площадке каждой группы организуем разнообразные зимние игры и забавы. Обходя постепенно здание детского сада вокруг, дети раз за разом поочередно принимают участие во всех играх и получают заряд радости, бодрости, уверенности в своей силе и ловкости.
Во время Великого поста воспитатели настраивают детей на изменение характера жизнедеятельности детского сада. Используются спокойные настольные игры, вырабатывающие терпение, внимание, наблюдательность, осторожность и точность движений. Это народные игры типа игры в бирюльки, деревянные волчки, пуговицы. Важное направление педагогической деятельности в этот период - игровое интерактивное знакомство детей со старинными видами домашней работы, такими, как прядение на веретенце, тканье на дощечках.
Дети за изготовлением птичек из теста на праздник Сорока мучеников Севастийских.
Любимые праздники в детском саду – день памяти Сорока мучеников Севастийских (Сороки) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Оба эти дня связаны в народной игровой традиции с образом птицы-вестницы долгожданной весны. В первый из этих праздников обязательно печём птичек жаворонков, приглашаем детей –сирот из Дома малютки №25. Фотографии убедительно показывают, сколько радости приносит детям возможность из теста самим вылепить птичку, украсить ее, а затем с испеченной и поиграть, и маме показать, и полакомиться.
Радует детей и возможность поиграть с глиняными птичками-игрушками, попробовать воспроизвести на свистульках свою незатейливую мелодию.
Важная сторона в работе детского сада – взаимоотношения с родителями наших воспитанников. Для них каждый день даем информацию на красочно оформленном листке о том, память какого святого или исторического события мы отмечаем, поздравляем именинников с днем Ангела, всех - с наступающим праздником.
Один из плодотворных путей освоения родной культуры - через изобразительную деятельность. Произведения народного прикладного искусства помогают педагогам не только развивать эстетический вкус, но и духовно взращивать подрастающее поколение. Творчество народных мастеров вызывает у детей радостные положительные эмоции, искренний интерес, будят фантазию и желание попробовать свои силы в том или ином виде народного изобразительно-прикладного искусства.
Приобщение детей к традиционной народной культуре в процессе пребывания их в детском саду в течение дня - это и есть одна из сторон духовно-нравственного воспитания, не требующая ни специальных педагогических мер воздействия, ни дополнительного времени. Воспитывает стиль жизни, пример взрослых, не нравоучительные беседы, а душевные усилия педагогов, усилия любви, сотворчества, сотрудничества, сорадования.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».
Проект«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».Для воспитанников 5-7 лет. ...
Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».
Цель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания...
Проект по экологическому воспитанию детей «Люблю березку русскую»
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав,...
Статья "Формирование ценностных ориентаций у детей на основе русского фольклора"
Данная статья рассматривает проблемы духовного роста и ценностных ориентаций подростающего поколения....
Экологическое воспитание детей, как основа нового образа жизни.
Проблема халатного экологического потребления стоит крайне остро на сегодняшний день. С малых лет мы должны приучать детей к этой ответственности и исполнительности, а не к потреблению. Забывая об эко...
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни»
План работы по самообразованию.Тема: "Экологическое воспитание детей, как основа здорового образа жизни"...