Месяц | Формы работы |
С детьми | С педагогами | С родителями |
Сен тябрь | Задачи: 1. Формировать представления детей о первом периоде осени, как времени года (стало холоднее; увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи, фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые осенние признаки, устанавливать связи между изменениями в живой и не живой природе (дожди способствуют росту грибов; похолодало - насекомые прячутся…) 2. Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается). 3.Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь. 4. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. | | Наглядная информация, выставлена папка-передвижка об осеннем времени года. Индивидуальные беседы «Профилактика простуды и гриппа» |
- На прогулке наблюдение за солнцем; за погодой (объяснить такое явление, как утренний туман и росы);
за насекомыми; за поведением птиц; за растениями. - Тематическая прогулка «Здравствуй, красавица осень!»
- Дидактические игры: «Отгадай, какое дерево я загадала?» «Узнай растение по описанию», «С какого дерева лист?»
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь цветок (узор)» из подручного материала.
- Уборка опавших листьев.
|
Групповая деятельность - В Центре ИЗО деятельности разместить обводки «Обведи по трафарету и раскрась» - насекомые, овощи, фрукты. Рисование контуров по точкам. Создать условия для поделок из природного материала.
- Игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь.
- Уход за комнатными растениями.
- Опыт. Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Поместить в емкость с водой разные корнеплоды, поставить в теплое, светлое место. Наблюдение за ростом зелени. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать вывод.
- Прослушивание отрывков из «Детского альбома» П. Чайковского - формировать музыкальные представления об осени.
- Беседы «Как выращивают хлеб?» «Грибы - друзья или враги?» «Природа и человек» «Наш урожай»
- Чтение: А. Майков «Пейзаж»; Е. Благинина «Рябина», «Осень»; Н. Павлова «Растения осенью»; Н. Носов «Живая шляпа»; А. Плещеев «Мой садик»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»;
С. Маршак «Пудель» Заучивание стихотворений: И. Бунин «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила» |
Индивидуальная - «Натюрморт с овощами и фруктами»
- «Лес в сентябре»
|
Октябрь | Задачи: 1. Формировать представление о втором периоде осени – золотая осень. 2. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты). 3.Познакомить детей с составом почвы. 4.Закрепить представления о приспособлении растений и животных к осенним изменениям. 5. Формировать познавательный интерес к человеку (особенности зрения). 6. Расширять представления о многообразии неживой природы. | | Конкурс осенних поделок, изготовление поделок из природного материала. |
На прогулке - Проект «Краски осени»
- Сбор природного материала и его сушка, для использования в поделках.
- Наблюдение за явлениями живой и неживой природы: листопадом, отлетом птиц, за долготой дня, за осадками.
- Образовательное событие на свежем воздухе «Прогулка по экологической тропе» - показать, что природа прекрасна во все времена года, объяснить, что в природе ничего не происходит случайно.
- Дидактические игры на прогулке: «Что где растет?», «Съедобное – не съедобное», «С какого дерева лист?» «Отгадай, что за растение?» - умение описывать и узнавать по описанию растения на участке.
- Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Совушка».
- Опыты: 1. «Вода и первые заморозки» Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
2. «Почва имеет разный состав» Цель: подвести детей к пониманию, что почва имеет неоднородный состав (глинистая, песчаная, чернозем). |
В группе: - Конструирование из природного материала
- Беседа «Мой четвероногий друг» ОБЖ, «Как растения готовятся к зиме», «Народный календарь», «Октябрь - хлебник» - полны закрома, убраны все поля, «О чем поведал колосок».
- Чтение: В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Скоро зима»; А. Фет «Ель руками мне тропинку завесила»; К. Ушинский «Хлеб»; А. Барто «Перед отлетом»; М. Пришвин «Последние грибы»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; А. К. Толстой «Осень осыпает весь наш бедный сад»; Г. Снегирев «К морю».
- Дидактические игры: «Да или нет?» - знание осенних примет, «Назови части дерева».
- Работа в уголке природы – рассматривание календаря природы.
- Уход за комнатными растениями.
|
Индивидуальная - Дорисовывание (по точкам) незаконченного рисунка пресмыкающихся
- Разгадывание загадок об осеннем времени года и о хлебе; считалки, потешки о домашних животных.
|
Ноябрь | Задачи: 1. Закрепить представление о последнем периоде осени – поздняя осень. Ноябрь – это ворота зимы. 2.Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи. Ноябрь – сумерки года. 3. Формировать представление об образе жизни зверей в лесу. 4.Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы. 5. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (орган чувств – слух). | | Изготовление кормушек для птиц и ремонт старых. Помощь с заготовкой корма для птиц. |
На прогулке - Развешивание кормушек для птиц и белок.
- Наблюдение за образованием льда, за небом, за первым снегом, за изморозью, за поведением птиц у кормушек.
- Экскурсии по экологической тропе.
- Дидактическая игра «Найди дерево по описанию», «Узнай дерево по стволу»
- Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк».
|
Индивидуальная - Лепка животных по замыслу.
- В Центре ИЗО деятельности разместить обводки птиц.
- Загадки о домашних и диких животных. Скороговорки и поговорки.
|
Групповая - Экологический праздник «Синичкин день»
- В центре книги, разместить материал о перелетных птицах.
- Дидактические игры «Кто где живет», «Какая работа осенняя».
- Беседы: «Земля – наш общий дом», «Почему деревья осенью раздеваются», «Как животные готовятся к зиме», «Как следы осени искали», «Хвойный и лиственный леса», «Как человек готовятся к зиме», «Ноябрь – ворота зимы». Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире».
- Чтение: Н.Сладков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий?»; С.Городец «Пять маленьких щенят»; В.Сухомлинский «Старый пес»; Е.Чарушин «Собака», «Лиса». Сказка «Лиса и кувшин».
- Дидактическая игра «Сварим суп из овощей»
- Рассматривание иллюстраций о золотой и поздней осени в альбоме.
|
Декабрь | Задачи: 1. Формировать представления детей о первом периоде зимы. 2.Закрепить представление о снеге, как особом состоянии воды. 3. Познакомить с защитными свойствами снега. 4. Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц. 5. Воспитывать интерес к исследовательским действиям. 6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимний период Прогулка: - Наблюдение за явлениями живой и неживой природы (за луной, за ветром, осадками).
Наблюдение за продолжительностью светового дня (22 декабря – самая длинная ночь в году). - Рассматривание снежинок через лупу.
- Определение свойств снега.
- Экскурсии по экологической тропе.
- Дидактическая игра «Определи дерево по стволу»
- Первые снежные постройки.
- Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Два Мороза».
| Консультация для воспитателей «Развитие интереса к природе, как средство экологического воспитания» | Выставлена папка-передвижка с информацией о зимнем времени года. Изготовление украшений в группу к празднику «Новый год» и поделок зимней тематики с использованием природного материала. |
Индивидуальная - Поделки из природного материала.
- ИЗО «Узоры на стекле»
- Лото «Мир животных», «Птицы», «Зоологическое лото».
|
Групповая - В центре книги разместить дидактический материал «Зима», «Времена года», «Дикие животные», «Зимние забавы»
- Беседы о пользе комнатных растений и об уходе за ними, «Снежная шуба для всего живого», «Береги лес», «Как животные зимуют?»
«Что случилось на реке?», «Играем со снегом»», «Ледяная дорожка» ОБЖ. - Чтение сказок: «Морозко», «Снегурочка», «Два Мороза», «Лисичка – сестричка и серый волк».
В.Бианки «Книга зимы», «Волчья хитрость»; Н.Сладков «Жалобная книга»; З.Александрова «Новая столовая»; И.Никулин «Встреча зимы»; А.Пушкин «Зимний вечер». - Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. Народные приметы.
- Опыты: 1. Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведро поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
2.«Замерзание воды» - где быстрее замерзнет. |
Январь | Задачи: 1. Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы. Продолжать наблюдать за снегом. С помощью лупы устанавливать взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок. 2.Расширить и углубить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме. 3.Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам. 4.Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос). | | |
Прогулка - Опытно - экспериментальная деятельность «Защитные свойства снега» - значение снежного покрова для жизни растений. Утепление корней деревьев.
- Цикл наблюдений за состоянием погоды и снега. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть: снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Наблюдать за явлениями живой и неживой природы - образование пара, за инеем на деревьях, как скрипит снег; за птицами, как ведут себя у кормушки, учить отличать их по следам, способу передвижения по земле. Показать разнообразие снежинок в зависимости от температуры: в мороз- отдельные снежинки, в теплую погоду- хлопья, при похолодании- крупинки.
- Подвижные игры: «Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Волки и зайцы».
- Опыты: 1.Предложить измерить температуру воздуха на солнечной стороне и в тени. Вывод: солнце стало немного пригревать
2. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Ветка начнет засыхать. Вывод: растение еще в состоянии глубокого покоя (повторить в феврале). |
Групповая - Чтение русских - народных сказок «Морозко» и «Бабушка Метелица». С. Козлов «Зимняя сказка». А. С. Пушкин «Идет волшебница зима»; В.Бианки «Синичкин календарь», «Кто сыт, тому холод не страшен»; К.Ушинский «Проказы старухи зимы»; Н.Сладков «Зимний запас»; К.Бальмонт «Снежинка»; С.Маршак «Вьюга снежная пурга..»; Е.Чарушин «Медвежонок»; И.Суриков «Вот моя деревня»; С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»; П.Бажов «Серебряное копытце».
- Беседа: «Признаки зимы», «Зимой в лесу», «Где живут витамины», «Для чего человеку нос».
- Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года», «Звери в поезде».
- 11 января – день заповедников. Беседа «Что такое заповедник».
- В уголке природы опыты с растениями - рыхление почвы - впитывание воды. Наблюдение за цветением декабриста.
|
Индивидуальная - ИЗО деятельность «Зима», «Новый год» - отразить яркие впечатления.
- Пословицы и поговорки на зимнюю тематику:
- Не велик мороз, да краснеет нос. -Зима не лето, в шубу одета. -Зима без снегу - не быть хлебу. -Зима хранительница полей. | | |
Февраль | Задачи: 1. Формировать представление о феврале, как о заключительном месяце зимы. 2.Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений). 3.Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы. 4. Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания. | | |
Групповая - Беседы: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Идет зима, аукает», «Февраль – месяц «лютого» голода для зверей и птиц», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил», «О чем рассказывает красная книга (назначение).
- Чтение: Г. Андерсен «Снежная королева», В.Бианки «Месяц дотерпи до весны», «Невтерпеж»; Г.Снегирев «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок»; Р.Киплинг «Слоненок»; С.Маршак «Зебры», «Жираф»; З.Александрова «До свидания, зима».
- Прослушивание песни «Три белых коня» музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербинева
- Экологическая викторина «Зимние загадки» - систематизировать знания детей об окружающем мире, развивать познавательную активность.
- Внести срезанные веточки клена, сирени и поставить в вазу с водой на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухающие почки, выявить значение влаги, тепла, света для роста растений.
- Огород на подоконнике
- Дидактические игры «Бывает - не бывает», «Угадай, чей хвост?»
|
Прогулка - Наблюдения: февраль - месяц метелей и сильных ветров; за солнцем (поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне проталины); за небом (светлые облака, вечером еще светло, а на небе уже появляется луна; за сосульками; за птицами.
- Снежные постройки.
- Опыт: «определение частоты снега»
- Подвижные игры: «Мышеловка» «Лохматый пес»
|
Индивидуальная - Рисование на снегу крашеной водой
- ИЗО деятельность «Комнатное растение»
- Книжки – раскраски, трафареты, рисование по точкам зверей.
|
Март | Задачи: 1.Формировать представление детей о марте, как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе, формировать представления о ледоходе. Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой. 2.Развивать умственную операцию «обобщение» и систематизацию животных по разным признакам. 3.Формирование желания ухаживать за комнатными растениями и выработка необходимых для этого навыков (пересадка, подкормка, рыхление) 4.Развивать умение выявлять причинно – следственные связи (круговорот воды в природе) 5. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается. | | Выставлена папка-передвижка с информацией о весеннем времени года. Консультация «Здоровый образ жизни» |
Групповая деятельность - В центре книг выставить картины - пейзажи: И. Левитана «Март», «Грачи прилетели». Рассматривание альбома с сюжетными картинками на тему «Весна»
- В центре ИЗО деятельности разместить раскраски весенней тематики; рисование контура по точкам.
- Беседа «Опасные сосульки», «Весенний лед» ОБЖ, «Пробуждение природы», «Жизнь животных весной», «Весенняя одежда», «Весенние ручьи», «Приметы», «Муравьи – санитары леса».
- Наблюдение «Огород на подоконнике»
- Чтение художественной литературы: В.Бианки «Март»; Ф.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»; В.Маяковский «Тучкины штучки»; Т.Нуждина «Мать-и-мачеха», «Пар», «Весна», «Воробьи».
- Дидактическая игра «Четыре времени года», «Кто летает, прыгает, плавает».
- Игровое занятие «Что и как ест человек» - выявить различие в употреблении пищи животными и человеком. Почему необходимо обрабатывать сырую пищу? Закрепить сведения, как первобытные люди добывали и употребляли пищу.
- Предложить разные сыпучие вещества для определения растворимости в воде.
|
На прогулке - Наблюдения за увеличением светового дня, за первыми признаками весны, за проталинами, первоцветами, прибавлением светового дня, повышением температуры, таянием снега и образованием сосулек, капелью.
- Прогулка по экологической тропе – наблюдение за пробуждением природы.
- Подвижные игры «Золотые ворота» «Мышеловка» «Птички в гнездышках»
- Серия опытов на разные агрегатные состояния воды: 1.Переход снега и льда в воду.
2. Переход воды в пар. |
Индивидуальная - Поговорки, пословицы:1. Март весне брат, а зиме не рад. 2. В марте рано затает - долго не растает.
- ИЗО деятельность «Грустный Снеговик», «Капель», «Веточки в вазе»
- Поделки из природного материала.
|
Апрель | Задачи: 1. Развивать умение самостоятельно находить новые признаки весны в неживой и живой природе. 2. Развивать умственную операцию «обобщение», доказательную речь. 3.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя). | Консультация для педагогов Тема: «Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» | Проведение субботника «Каждую соринку – в корзинку» |
Групповая - 19 апреля Международный экологический праздник - День подснежника.
- Разместить репродукции картин И. Левитана «Весна», «Большая вода», а так же картинки цветов – первоцветов,
М. Илларионов «Акация весной» - 22 апреля экологический праздник - Международный день Земли.
- Чтение А.Плещеев «Уж тает снег»; Л.Аким «Апрель»; И.Беляков «Подснежник»; Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Дом, который построил Джек»; И.Белоусов «Весенняя гостья»; А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
- Обсудить: пословицу «Здоровье дороже золота»; почему апрель называют месяцем «говорливой воды», «месяцем частоты», «звенящим» и месяцем пробуждения от спячки?
- Ситуативный разговор «Весна» - учить устанавливать связи между изменениями погоды и прилетом птиц.
- Беседа «Кто весной возвращается домой?», «Кто просыпается весной» - расширять представления о жизни животных и птиц весной. «Березы тоже плачут» «Что такое ледоход?» «Когда бывает половодье?»
|
Индивидуальная - Игры с природным материалом (выкладывание узора)
- ИЗО деятельность «Первоцветы», «Весенние пейзажи»
- Разгадывание загадок о весенних явлениях природы.
| |
На прогулке Наблюдения: за солнцем (выше, ярче, греет), за небом (ярко-синее, выше), за кучевыми облаками; за продолжительностью светового дня; за образованием луж, ручейков; за первым весенним дождем; за цветением деревьев, кустарников и мать-и-мачехи (лекарственное растение). Обратить внимание и отметить прилет грачей и скворцов. - Наблюдать за поведением птиц, постройкой гнезд и за насекомыми. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых.
Вывод: апрель - месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе - Подвижная игра «Гуси - лебеди»
|
Май | Задачи: 1. Продолжить формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. 2. Развивать умение устанавливать временные и причинно – следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу. 3. Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы. | | |
Групповая - Продолжаем уход за комнатными растениями. Рассказ экологической сказки Л. Ф. ВВоротниковой «Как человек приручил растения», Г. Охапкин «История одного растения»
- Поместить репродукции Кончаловского «Сирень белая и розовая», И.Левитана «Одуванчики»
- Беседы: «Лесная аптека», «Как насекомые могут помочь растениям в опылении», «Правила друзей леса», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Человек и его здоровье», «Мастера маскировки» о насекомых, «Цветы – краса Земли», «Как птицы лечат деревья».
- Чтение Н. Пришвин «Золотой луг», З.Александрова «Салют весне», А.Фет «Бабочка», Ф.Тютчев «Весенняя гроза», В.Бианки «Май – месяц песен и плясок», С.Есенин «Черемуха», Н.Некрасов «Зеленый шум», Родари «Для чего розам нужны шипы?», Д. мамина-Сибиряка «Лесная сказка», К. Ушинский «Когда наступит лето?»
- Обсудить, почему май называют праздником природы.
|
Индивидуальная - май леса наряжает – в гости лето ожидает, - весною дождь парит, а осенью мочит. - Приметы «Цветение черемухи к холоду»
- «Яркие звезды вечером на небе - к хорошей погоде завтра»
- Разгадывание загадок о весне.
|
На прогулке - Путешествие по экологической тропе – закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Опыт «Свойства мокрого песка»
- Наблюдение за небом в мае (высокое, голубое, чистое); за облаками (кучевые, перистые); за грозой; за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы; за появлением одуванчиков, сравнить их с мать-и-мачехой; наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками; за насекомыми, за обитателями скворечника; за зеленым ковром.
|