Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы
материал (младшая группа) на тему

 

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и птицами участка. Специальные экологические занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и птицами участка. Специальные экологические занятия.

        Разрабатывая технологию экологического воспитания детей ясельной  возраста, я использую  малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки , пестушки, помня о том, что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми , особенно в ранний период детства.

Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребёнку  форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми я отобрала потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.

Умывая малышей, я напеваю:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Причёсывая их , я приговариваю:

Расти, коса , до пояса-

Не вырони ни волоса.  

Во время кормления показываю игрушечную козу, приговаривая:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосёт,

Молочко кто не пьёт,

Того –бу! – забоду,

На рога посажу.

-Как  на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали улетели.

На прогулке с детьми я разыгрываю потешки:

- Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

- Ножки ,ножки, куда вы бежите?

-Во лесок, во борок –

Грибы, ягоды сбирать,

Наших деток угощать.

Спустя некоторое время дети начинают повторять их за мной.

Считаю  нужным более подробно остановиться на колыбельных песнях.

        Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребёнку, в них выражается забота о нём, высказываются добрые пожелания и предостережения. Поэтому, когда я начала петь колыбельные песни, дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и засыпали. Почему? Ритм играет важную роль в проникновении образов песни и слов в душу ребёнка.

-Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа. не скули,

Наших деток не буди.

Светел день – не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

-Баюшки-баи, деточки мои!

Сон да дрёма вдоль по улице прошли,

К нашим деточкам зашли,

Под головушку спать легли.

Баюшки-баю-баи, деточки мои!

Прилетели гулюшки,

Сели к детям в люлюшки.

Они стали гурковать,

Стали дети сасыпать!

-Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

 Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят –поспят,

Всему миру спать велят.

Для родителей я подготовила консультации «Как нужно петь колыбельные песни»  раздала тексты песен, потешек родителям , чтобы они могли использовать их дома  и подготовила консультацию  для  воспитателей старшей группы «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Важно отметить: потешки,  пестушки, колыбельные – явление семейной народной педагогики, поэтому как правило, они обращены к одному ребёнку, а в детском саду я работаю с группой детей, поэтому в некоторые потешки я ввела обращение к группе.

-Ай , лады,лады,лады

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

-Умницы .детки,

Ешьте кашу сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

- Прилетели пташечки,

Принесли деткам рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

-Баю, баю. Баю,

Живёт мужик на краю,

Он не беден, не богат-

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Сердце бьётся ,

Душа радуется.

Большинство потешек, песушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой. Но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок раширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения… Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое явление  я приговариваю потешку .Например:

--- Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят  да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

--- А как Петя- петушок

Ранним – рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

--- Дождик- дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить1

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

---Травка – муравка

Со сна поднялась,

Птица- синица

За зерно взялась,

Зайка за капустку.

Мышка – за корку,

Детки за молочко.

Ещё одна особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов.

Ориентироваюсь на уровень развития детей, стараюсь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приёмы соответствующие им.

С малышами  удачно проведено занятие «Корова с телёнком»  Я исполняла роль пастушка, а дети под моим руководством, изображали коров, много говорили, были эмоциональны. На занятие было установлено речевое взаимодействие с каждым ребёнком.

Следующее занятие было построено на основе русской народной песни «Бурёнушка», содержание которой пронизано добрым отношением к животному, благодарностью за то , что оно кормит и поит людей.

Уж как я ль коровушку люблю!

Уж как я ль то ей крапивушку нарву!

Кушай вволюшку коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж какя ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.                                                                      Моя работа показывает, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными ( «Котя- коток», «Киска, киска, киска, брысь», «Наши уточки: кря-кря-кря!», «Идёт коза рогатая», «Как у нашего кота»).

Деткам улыбаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...

Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....

Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.

Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....

Опыт работы: Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ

Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ...