Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы
материал (младшая группа) на тему
В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и птицами участка. Специальные экологические занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и птицами участка. Специальные экологические занятия.
Разрабатывая технологию экологического воспитания детей ясельной возраста, я использую малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки , пестушки, помня о том, что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми , особенно в ранний период детства.
Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребёнку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми я отобрала потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.
Умывая малышей, я напеваю:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Причёсывая их , я приговариваю:
Расти, коса , до пояса-
Не вырони ни волоса.
Во время кормления показываю игрушечную козу, приговаривая:
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто соску сосёт,
Молочко кто не пьёт,
Того –бу! – забоду,
На рога посажу.
-Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали улетели.
На прогулке с детьми я разыгрываю потешки:
- Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
- Ножки ,ножки, куда вы бежите?
-Во лесок, во борок –
Грибы, ягоды сбирать,
Наших деток угощать.
Спустя некоторое время дети начинают повторять их за мной.
Считаю нужным более подробно остановиться на колыбельных песнях.
Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребёнку, в них выражается забота о нём, высказываются добрые пожелания и предостережения. Поэтому, когда я начала петь колыбельные песни, дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и засыпали. Почему? Ритм играет важную роль в проникновении образов песни и слов в душу ребёнка.
-Баю-бай, баю-бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа. не скули,
Наших деток не буди.
Светел день – не спится,
Моя деточка боится.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
-Баюшки-баи, деточки мои!
Сон да дрёма вдоль по улице прошли,
К нашим деточкам зашли,
Под головушку спать легли.
Баюшки-баю-баи, деточки мои!
Прилетели гулюшки,
Сели к детям в люлюшки.
Они стали гурковать,
Стали дети сасыпать!
-Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят –поспят,
Всему миру спать велят.
Для родителей я подготовила консультации «Как нужно петь колыбельные песни» раздала тексты песен, потешек родителям , чтобы они могли использовать их дома и подготовила консультацию для воспитателей старшей группы «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Важно отметить: потешки, пестушки, колыбельные – явление семейной народной педагогики, поэтому как правило, они обращены к одному ребёнку, а в детском саду я работаю с группой детей, поэтому в некоторые потешки я ввела обращение к группе.
-Ай , лады,лады,лады
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
-Умницы .детки,
Ешьте кашу сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
- Прилетели пташечки,
Принесли деткам рубашечки,
Рубашечки цапли сшили,
Лягушки пуговки пришили.
-Баю, баю. Баю,
Живёт мужик на краю,
Он не беден, не богат-
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Сердце бьётся ,
Душа радуется.
Большинство потешек, песушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой. Но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок раширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения… Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.
Собирая детей на прогулку, замечая то или другое явление я приговариваю потешку .Например:
--- Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!
--- А как Петя- петушок
Ранним – рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
--- Дождик- дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить1
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
---Травка – муравка
Со сна поднялась,
Птица- синица
За зерно взялась,
Зайка за капустку.
Мышка – за корку,
Детки за молочко.
Ещё одна особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов.
Ориентироваюсь на уровень развития детей, стараюсь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приёмы соответствующие им.
С малышами удачно проведено занятие «Корова с телёнком» Я исполняла роль пастушка, а дети под моим руководством, изображали коров, много говорили, были эмоциональны. На занятие было установлено речевое взаимодействие с каждым ребёнком.
Следующее занятие было построено на основе русской народной песни «Бурёнушка», содержание которой пронизано добрым отношением к животному, благодарностью за то , что оно кормит и поит людей.
Уж как я ль коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушку нарву!
Кушай вволюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж какя ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала. Моя работа показывает, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными ( «Котя- коток», «Киска, киска, киска, брысь», «Наши уточки: кря-кря-кря!», «Идёт коза рогатая», «Как у нашего кота»).
Деткам улыбаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русского фольклора в эстетическом воспитании детей младшей группы
Статья для воспитателей из опыта работы...
Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»
Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...
Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....
Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.
Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....
Опыт работы: Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ
Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей ясельной группы: «Здравствуй Осень золотая!!!»
Цель: Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками. Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе.Задачи: Обогащать словарь д...