Мастер-класс "Развитие музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру"
материал на тему

Халина Анна Вячеславовна

Мастер-класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

“Развитие музыкально-творческих  способностей детей через музыкально-дидактическую игру”

                                             Халина Анна Вячеславовна

                                                   музыкальный руководитель

                                      ГБОУ лицей №1568

                                                         структурное подразделение №3

                                                   

Добрый день, уважаемые коллеги!

Цель нашего мероприятия сегодня: представить коллегам систему работы музыкального руководителя и воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкально-творческих способностей детей; научить педагогов практическим приёмам организации и проведения музыкально-дидактических игр.

Для реализации этой цели более всего подходит такая форма обмена опытом как мастер-класс.

Сейчас под музыку я предлагаю Вам выбрать цветную карточку и написать на ней своё имя.

Звучит произведение Петра Ильича Чайковского “Сладкая греза”

Надеюсь, Вы узнали произведение Чайковского «Сладкая грёза».

- прошу всех выйти в круг;

- а сейчас я попрошу Вас пояснить выбор цвета (3-4 человека).

- спасибо, пройдите на свои места.

- Вы почувствовали, как музыка повлияла на ваши чувства, настроение? Вот так она влияет на сенсорное восприятие человека.

Обратите внимание, что включает в себя понятие сенсорного восприятия.

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. 

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди них и музыкальная.  Из накопленного опыта, я обратила внимание, что большую помощь в развитии самостоятельной музыкальной деятельности оказывают музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения в сенсорном воспитании детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука. Как вы понимаете, это только одно из направлений работы музыкального руководителя.

Об этом говорили ученые-психологи, педагоги, ведущие специалисты в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, Д.Б. Кабалевский, Карл Орф, О.П. Радынова, Е.Н. Тиличеева и др. Особенность этих игр - развивать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.  

Я поставила перед собой задачу обучить педагогов группы приёмам организации музыкально-дидактических игр, чтобы в свободное от занятий время дети могут устраивать игры с пением, самостоятельно музицировать на детских музыкальных инструментах. Таким образом, повышаются результаты совместной работы педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников.

В начале учебного года я знакомлю воспитателей с планом своей работы, в который включаю консультации-практикумы по обучению приёмам организации музыкально-дидактических, индивидуально-групповые собеседования по содержанию деятельности; практикумы по оформлению игр.

Например, в сентябре я провела консультацию «Роль взрослых в развитии музыкальных способностей детей», где рассказала воспитателям о необходимости организации в группе работы по использованию музыкально-дидактических игр, начатой на музыкальном занятии, с целью более эффективного развития музыкальных способностей ребёнка. В середине года – индивидуально-групповые собеседования «Уровень сформированности музыкальных способностей у детей». На таких мероприятиях обсуждаем результаты промежуточной диагностики. Обращаем внимание на тех детей, кто даёт слабую динамику в развитии ритмического слуха. Для таких детей мы  совместно с воспитателями подбираем индивидуальные игры. А для детей с хорошими результатами тембрового, динамического слуха, варьируем, усложняем игры.  В течение года я, наблюдая за детьми на развлечениях, вижу, в какой группе музыкальное развитие детей на более высоком уровне, благодаря систематической работе воспитателей. Если динамика детей слабая, то я выхожу в группу во время свободной самостоятельной деятельности детей, где совместно с детьми и воспитателем организую музыкально-дидактические игры, для закрепления работы, начатой на занятии.  

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем использовать в игре.

Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию и отвечают музыкально-дидактические игры.

Практика показала, что для выполнения программных задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения и варьировать игры, постепенно повышая предъявляемые требования к детям. Игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учетом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателей. Результативность обучения повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником.

Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.

Вопрос: Уважаемые коллеги, как Вы считаете, с каким количеством детей вы проводите музыкально-дидактические игры?

Ответ: Со всей группой, с подгруппой и индивидуально.

Малоактивные дети, застенчивые, как правило, отказываются включаться в игру, где участвует много детей, но зато охотно, принимают участие в подгрупповых и индивидуальных играх!

Вопрос: Уважаемые коллеги! Какую классификацию музыкально-дидактических игр вы знаете?

Ответ: - Игры с игрушками,

              - Игры с картинками,

              -  хороводные игры,

              - Подвижные игры.

Существует множество музыкально-дидактических игр на развитие различных способностей.

Вопрос: Какие вы можете назвать?

Ответ:

-Игры на развитие ритмического слуха,

-Игры на развитие звуковысотного слуха,

-Игры на развитие динамического слуха,

-Игры на развитие тембрового слуха,

-Игры на развитие памяти и слуха.

Предлагаю остановиться на каждом виде этих игр.

Игры на развитие ритмического слуха: «Гулять-отдыхать», «Сыграй на палочках, как я», «Определи по ритму», «Что делают зайцы?», «Матрешка учит танцевать», «Музыкальные молоточки» и др.

На мой взгляд, наиболее эффективные музыкально-дидактические игры «Сыграй на палочках, как я» и «Определи по ритму».

Эти игры лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей.

Игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик», «Найди нужный колокольчик» и т.д.

Детям очень нравятся музыкально-дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик».

Эти игры лучше проводить с подгруппой детей.

Игры на развитие динамического слуха: «Тихо-громко», «Платочки», «Дождик на дорожке» и др.

Эти игры можно проводить со всей группой детей и по подгруппам.

Интерес у детей к этим играм не пропадает, за счет использования в них различных атрибутов.

Предлагаю поиграть!

Игры на развитие тембрового слуха: «Музыкальный домик», «Музыкальные загадки», «Угадай инструмент», «Угадай на чем играю», «Оркестр» и др.

Эти игры можно проводить и со всей группой детей.

Предлагаю поиграть в игру: «Угадай на чем играю», «Оркестр»

Игры на развитие памяти и слуха: «Сколько нас поет», «Наши песни», «Назови композитора», «Наши песни», «Найди игрушку», «Цветные дорожки», «Определи форму», «Сказки», «Плетень» и др.

Наиболее эффективны на мой взгляд музыкально-дидактические игры «Назови композитора», «Цветные домики».

Эти игры можно проводить со всей группой детей, с подгруппой и индивидуально.

Игры на развитие творчества: «Наши любимые диски», «Музыкальный магазин», «Я - композитор» и др.

Большую сложность вызывают у детей игры, связанные с сочинительством, с творчеством. Поэтому, чтобы дети не боялись нужно больше петь с ними, придумывать и  исполнять свой вариант задания.

Давайте  поиграем в игру «Я - композитор»

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, у нас в каждой группе есть «музыкальные уголки», где есть необходимое оборудование, наглядный материал, музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки, соответствующие требованиям программы.

Большое спасибо за это нашим воспитателям, которые привлекают к их изготовлению детей и родителей! Дети испытывают большую радость, удовольствие от совместного творчества, приобретают уверенность в себе, желание играть.

Благодаря взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей групп, к концу учебного года, мы можем увидеть, что уровень развития музыкальных способностей по разделам: слушание музыки, пение, муз.-ритм. движения, игра на музыкальных инструментах, детское творчество детей стал значительно выше.  Показать диаграмму.

Результаты совместной работы вы можете увидеть на графиках, где мы отметили результаты диагностики развития музыкальных навыков в начале учебного года и, так как уже начался апрель, можно предположить результаты на конец учебного года.

Очень хотелось бы, уважаемые коллеги, чтобы вы в группах больше пели с детьми, чаще слушали музыку, играли с детьми на музыкальных инструментах, т.е. чтобы ваши «музыкальные уголки» постоянно действовали!

Хотелось бы увидеть в наших музыкальных уголках, такие музыкальные инструменты как: пианино, синтезатор, металлофоны, дудочки, органчики, компакт-диски, аудиозаписи с детской музыкой!

Только благодаря тесному взаимодействию педагогов, специалистов с привлечением родительского коллектива мы сможем воспитать личность, которая ценит красоту музыкального искусства, окружающего мира. Ведь при подготовке ребёнка к школе, немаловажная задача – развитие его творческих способностей.

Позвольте предложить вам проиграть несколько ситуаций, для того, чтобы осуществить обратную связь. (предлагаются ситуации).

В честь нашей встречи хочу подарить вам, уважаемые коллеги, примерное планирование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Консультация для педагогов " Пение в дошкольном возрасте. Развитие певческих навыков детей через музыкально-дидактические игры.

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слухов...

Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы н...