Мастер-класс "Развитие музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру"
материал на тему
Мастер-класс
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
“Развитие музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру”
Халина Анна Вячеславовна
музыкальный руководитель
ГБОУ лицей №1568
структурное подразделение №3
Добрый день, уважаемые коллеги!
Цель нашего мероприятия сегодня: представить коллегам систему работы музыкального руководителя и воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкально-творческих способностей детей; научить педагогов практическим приёмам организации и проведения музыкально-дидактических игр.
Для реализации этой цели более всего подходит такая форма обмена опытом как мастер-класс.
Сейчас под музыку я предлагаю Вам выбрать цветную карточку и написать на ней своё имя.
Звучит произведение Петра Ильича Чайковского “Сладкая греза”
Надеюсь, Вы узнали произведение Чайковского «Сладкая грёза».
- прошу всех выйти в круг;
- а сейчас я попрошу Вас пояснить выбор цвета (3-4 человека).
- спасибо, пройдите на свои места.
- Вы почувствовали, как музыка повлияла на ваши чувства, настроение? Вот так она влияет на сенсорное восприятие человека.
Обратите внимание, что включает в себя понятие сенсорного восприятия.
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди них и музыкальная. Из накопленного опыта, я обратила внимание, что большую помощь в развитии самостоятельной музыкальной деятельности оказывают музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения в сенсорном воспитании детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука. Как вы понимаете, это только одно из направлений работы музыкального руководителя.
Об этом говорили ученые-психологи, педагоги, ведущие специалисты в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, Д.Б. Кабалевский, Карл Орф, О.П. Радынова, Е.Н. Тиличеева и др. Особенность этих игр - развивать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Я поставила перед собой задачу обучить педагогов группы приёмам организации музыкально-дидактических игр, чтобы в свободное от занятий время дети могут устраивать игры с пением, самостоятельно музицировать на детских музыкальных инструментах. Таким образом, повышаются результаты совместной работы педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников.
В начале учебного года я знакомлю воспитателей с планом своей работы, в который включаю консультации-практикумы по обучению приёмам организации музыкально-дидактических, индивидуально-групповые собеседования по содержанию деятельности; практикумы по оформлению игр.
Например, в сентябре я провела консультацию «Роль взрослых в развитии музыкальных способностей детей», где рассказала воспитателям о необходимости организации в группе работы по использованию музыкально-дидактических игр, начатой на музыкальном занятии, с целью более эффективного развития музыкальных способностей ребёнка. В середине года – индивидуально-групповые собеседования «Уровень сформированности музыкальных способностей у детей». На таких мероприятиях обсуждаем результаты промежуточной диагностики. Обращаем внимание на тех детей, кто даёт слабую динамику в развитии ритмического слуха. Для таких детей мы совместно с воспитателями подбираем индивидуальные игры. А для детей с хорошими результатами тембрового, динамического слуха, варьируем, усложняем игры. В течение года я, наблюдая за детьми на развлечениях, вижу, в какой группе музыкальное развитие детей на более высоком уровне, благодаря систематической работе воспитателей. Если динамика детей слабая, то я выхожу в группу во время свободной самостоятельной деятельности детей, где совместно с детьми и воспитателем организую музыкально-дидактические игры, для закрепления работы, начатой на занятии.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем использовать в игре.
Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию и отвечают музыкально-дидактические игры.
Практика показала, что для выполнения программных задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения и варьировать игры, постепенно повышая предъявляемые требования к детям. Игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учетом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателей. Результативность обучения повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником.
Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.
Вопрос: Уважаемые коллеги, как Вы считаете, с каким количеством детей вы проводите музыкально-дидактические игры?
Ответ: Со всей группой, с подгруппой и индивидуально.
Малоактивные дети, застенчивые, как правило, отказываются включаться в игру, где участвует много детей, но зато охотно, принимают участие в подгрупповых и индивидуальных играх!
Вопрос: Уважаемые коллеги! Какую классификацию музыкально-дидактических игр вы знаете?
Ответ: - Игры с игрушками,
- Игры с картинками,
- хороводные игры,
- Подвижные игры.
Существует множество музыкально-дидактических игр на развитие различных способностей.
Вопрос: Какие вы можете назвать?
Ответ:
-Игры на развитие ритмического слуха,
-Игры на развитие звуковысотного слуха,
-Игры на развитие динамического слуха,
-Игры на развитие тембрового слуха,
-Игры на развитие памяти и слуха.
Предлагаю остановиться на каждом виде этих игр.
Игры на развитие ритмического слуха: «Гулять-отдыхать», «Сыграй на палочках, как я», «Определи по ритму», «Что делают зайцы?», «Матрешка учит танцевать», «Музыкальные молоточки» и др.
На мой взгляд, наиболее эффективные музыкально-дидактические игры «Сыграй на палочках, как я» и «Определи по ритму».
Эти игры лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей.
Игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик», «Найди нужный колокольчик» и т.д.
Детям очень нравятся музыкально-дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Узнай бубенчик».
Эти игры лучше проводить с подгруппой детей.
Игры на развитие динамического слуха: «Тихо-громко», «Платочки», «Дождик на дорожке» и др.
Эти игры можно проводить со всей группой детей и по подгруппам.
Интерес у детей к этим играм не пропадает, за счет использования в них различных атрибутов.
Предлагаю поиграть!
Игры на развитие тембрового слуха: «Музыкальный домик», «Музыкальные загадки», «Угадай инструмент», «Угадай на чем играю», «Оркестр» и др.
Эти игры можно проводить и со всей группой детей.
Предлагаю поиграть в игру: «Угадай на чем играю», «Оркестр»
Игры на развитие памяти и слуха: «Сколько нас поет», «Наши песни», «Назови композитора», «Наши песни», «Найди игрушку», «Цветные дорожки», «Определи форму», «Сказки», «Плетень» и др.
Наиболее эффективны на мой взгляд музыкально-дидактические игры «Назови композитора», «Цветные домики».
Эти игры можно проводить со всей группой детей, с подгруппой и индивидуально.
Игры на развитие творчества: «Наши любимые диски», «Музыкальный магазин», «Я - композитор» и др.
Большую сложность вызывают у детей игры, связанные с сочинительством, с творчеством. Поэтому, чтобы дети не боялись нужно больше петь с ними, придумывать и исполнять свой вариант задания.
Давайте поиграем в игру «Я - композитор»
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, у нас в каждой группе есть «музыкальные уголки», где есть необходимое оборудование, наглядный материал, музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки, соответствующие требованиям программы.
Большое спасибо за это нашим воспитателям, которые привлекают к их изготовлению детей и родителей! Дети испытывают большую радость, удовольствие от совместного творчества, приобретают уверенность в себе, желание играть.
Благодаря взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей групп, к концу учебного года, мы можем увидеть, что уровень развития музыкальных способностей по разделам: слушание музыки, пение, муз.-ритм. движения, игра на музыкальных инструментах, детское творчество детей стал значительно выше. Показать диаграмму.
Результаты совместной работы вы можете увидеть на графиках, где мы отметили результаты диагностики развития музыкальных навыков в начале учебного года и, так как уже начался апрель, можно предположить результаты на конец учебного года.
Очень хотелось бы, уважаемые коллеги, чтобы вы в группах больше пели с детьми, чаще слушали музыку, играли с детьми на музыкальных инструментах, т.е. чтобы ваши «музыкальные уголки» постоянно действовали!
Хотелось бы увидеть в наших музыкальных уголках, такие музыкальные инструменты как: пианино, синтезатор, металлофоны, дудочки, органчики, компакт-диски, аудиозаписи с детской музыкой!
Только благодаря тесному взаимодействию педагогов, специалистов с привлечением родительского коллектива мы сможем воспитать личность, которая ценит красоту музыкального искусства, окружающего мира. Ведь при подготовке ребёнка к школе, немаловажная задача – развитие его творческих способностей.
Позвольте предложить вам проиграть несколько ситуаций, для того, чтобы осуществить обратную связь. (предлагаются ситуации).
В честь нашей встречи хочу подарить вам, уважаемые коллеги, примерное планирование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста
Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Консультация для педагогов " Пение в дошкольном возрасте. Развитие певческих навыков детей через музыкально-дидактические игры.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слухов...
Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы н...