Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру
статья
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_cherez_muz_igru.docx | 20.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру»
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, возможен хороший рост уровней развития структурных компонентов музыкальности. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально- дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
Под руководством взрослого ребёнок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, игре.
А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры для дошкольников должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются как во время музыкальных занятий, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются музыкально-дидактические игры вне занятий под руководством воспитателя. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры, это: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Выполняя программную задачу, воспитатель должен продумать четкое объяснение содержания и правила игры. Педагог должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из детей на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, и в то же время, следит за тем, чтобы игра не переходила в занятие или упражнение.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности.
Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволяет детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе необходимо оборудовать музыкальные уголки, в которых будут находиться соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Доступ к ним должен быть свободным и удобным для детей. Музыкально-дидактические игры необходимо вносить в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях.
Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему в выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь отметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить ее другой.
Качество оформления игр имеет большое значение для осуществления не только сенсорного, но и эстетического воспитания. Детей, особенно младших, очень привлекает внешний вид пособий, они внимательно рассматривают их. Необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были оформлены красочно, аккуратно, современно. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми (в старших группах). Но не весь материал можно сделать своими силами, поэтому необходимо проводить систематическую работу с родителями и привлекать их к участию в оформлении игровой зоны в группах.
В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких как «Наши любимые песенки», «Любим слушать музыку», «Угадай мелодию» и др., большую помощь оказывают воспитателю диски с записями детских песен и музыки для слушания. Использование технических средств вне занятий, в группе организует детей, вовлекает их в знакомую деятельность и помогает закреплению умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях.
Все это дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развиваются мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе. Поэтому целесообразно в начале учебного года намечать план работы музыкального руководителя с воспитателями по развитию музыкальных способностей детей и использованию музыкально-дидактических игр и пособий в свободное от занятий время в группах. Эти вопросы должны ставиться на педагогических совещаниях, в ходе консультаций, индивидуальной работы с воспитателями и на открытых просмотрах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах....
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Статья.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру. Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способству...
ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах
Консультация для родителей на родительском собрании...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах
Консультации для родителей...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Материал представляет собой обобщение творческого и педагогического опыта по освоению игры на различных детских (шумовых) музыкальных инструментах....