Справка об использовании диагностических программ
методическая разработка на тему
В справке описываются диагностические программы. используемые педагогом-психологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка
об использовании диагностических программ педагогом-психологом МДОУ «ЦРР -детский сад № 17 «Ладушки» г Вольска Саратовской области»
Педагогом-психологом Субботиной Т.В. используются следующие диагностические программы, используемые в образовательном процессе:
1. Программа диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Авторы: Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.В графе «Заключение» проставляется группа развития. В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
2.Программа диагностики познавательных процессов дошкольников. Автор Р.С. Немов.
В каждой из представленных в комплексе методик, после её подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способы оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребёнка на основании полученных данных. Все методики описаны и представлены так, чтобы пользуясь текстом книги можно было проводить практическую психодиагностику , оценивать результаты, делать необходимые заключения, выводы и практические рекомендации.В предлагаемом комплексе психодиагностических методик для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделанно это не только для получения надёжных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребёнка.
3. Программа диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной
Диагностическая программа включает ряд методик:
— Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка (в названии обозначена цель методики);
— Методика выявления сформированности "внутренней позиции школьника" (специально построенная беседа с дошкольником);
— Методика "домик", включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу;
— Методика "да и нет", применяющаяся для диагностики умения ребёнка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры "да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите";
— Методика "сапожки", направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения;
— Методика "последовательность событий", предназначенная для изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению;
— Методика "звуковые прятки", предназначенная для проверки фонематического слуха.
На основе обследования ребёнка по данной диагностической программе составляется специальная психологическая карта.
В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе. В ходе обследования выявляются также дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом должны быть сформулированы рекомендации по индивидуальному подходу к ним.
4. Программа диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.
Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, который руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, и его коллеги работали над проблемой диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном. Как показали авторы исследования, именно лежит детей раннего и дошкольного возраста. Авторами методик главным ориентиром при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).
Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:
3 типа перцептивных действий
- перцептивное моделирование
- действия идентификации
- приравнивание к эталону
2 типа мыслительных действий.
- наглядно-образное мышление
- логическое мышление
На основе этого, Л.А.Венгер и его коллеги создали методику, позволяющую определить уровень интеллектуального развития для дошкольников.
6. Программа диагностики психолого-педагогической готовности к началу школьного обучения (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).
методические основы предлагаемой программы скрининговой оценки
Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (
торов
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Задание № 3. «Слова»
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Задание № 4. «Шифровка»
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
суммарная оценка выполнения заданий
Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.
Исследования, проведенные на детской популяции г. Москвы и Московской области (458 наблюдений), и ретестирование детей (220 наблюдений) дали возможность выделить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения:
Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.
Педагог-психолог МДОУ № 17 Субботина Т.В.
Заведующий МДОУ «ЦРР-
детский сад № 17 «Ладушки» Чалова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297534-1379349023.jpg)
Справка по проверке диагностических материалов ДОУ.
Содержит аналитический материал на соответствие предъявляемым требованиям. Может использоваться в контролирующей деятельности старшего воспитателя, методиста ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673643-1443144153.jpg)
СПРАВКА О ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Проявляя педагогическое творчество, импровизацию, внимание к каждому ребенку и проводя планомерную, целенаправленную работу с детьми по разделам программы «Детство», мы совместно с родителями к концу ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-684503-1445055501.jpg)
Итоговая справка по результатам диагностического обследования воспитанников
определить степень освоения общеобразовательной программы Радуга Т.Н.Дороновой, влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении, на динамику развитие воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673643-1443144153.jpg)
СПРАВКА О ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Результаты мониторинга на начало учебного года детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595049-1424111891.jpg)
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/08/picture-1392809-1675867149.jpg)
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Подготовительная группа «Зернышко» сентябрь 2019 учебный год.
Цель диагностического обследования:- Выявить уровень знаний, умений и навыков детей подготовительного и старшего возраста по адаптированной программе ДОУ....