Главные вкладки
Аналитический отчёт за учебный год
рабочая программа
аналитический отчет педагога-психолога
справка по результатам готовности к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_2015-2016_gg.docx | 53.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Буратино»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
за 2015-2016 учебный год
педагог-психолог
МКДОУ д-с «Буратино»
Шавергина Т.В.
с.Хвастовичи,2016
Цель психологической службы МКДОУ в 2015-2016 уч. г. - способствовать охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.
Достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- психологическое просвещение;
- организационно-методическая работа.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
За период 2015-2016 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:
1) мониторинг психического развития детей (октябрь, февраль, май).
Цель - психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей на соответствие возрастной норме, выявление детей «группы риска».
2) на основе мониторинга психического развития проводились углубленные обследования детей «группы риска» (в течение года).
Цель - уточнение особенностей развития когнитивной сферы детей, их конкретизация (направленность и степень выраженности), поиск причин и механизмов возникновения.
3) диагностика психолого - педагогической адаптации ребёнка к посещению детского сада. Для этого использовались следующие методы: изучение карт здоровья детей, что позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребёнка; наблюдения, которые позволяли оценить характер адаптации ребёнка к детскому саду и определить степень тяжести её протекания; анкетирования родителей для создания точного и подробного психологического состояния, каждого ребёнка (сентябрь - октябрь).
4) диагностика готовности к обучению в школе (сентябрь -октябрь, май).
Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению.
Проведено 56 индивидуальных обследований, 10 групповых обследований.
5) социометрические обследования детей подготовительных групп (октябрь-ноябрь).
Цель - исследование социальных предпочтений детей в группах в рамках оценки социально-психологической готовности к обучению.
6) индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года).
Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.
Проведено 15 индивидуальных диагностических обследований.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1) коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов (в течение года).
Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.
2) коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к обучению в школе (октябрь-апрель).
Цель - формирование оптимального уровня развития мотивационной, познавательной и произвольной сфер готовности при поступлении детей в школу, профилактика школьной дезадаптации.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
1) консультации по результатам диагностической работы (в течение года).
Проведено:
- консультации с воспитателями по сопровождению адаптационного процесса, индивидуальным особенностям детей;
- консультации с родителями и консультации с воспитателями по результатам диагностики готовности к обучению в школе;
- консультации с педагогами подготовительных групп по результатам социометрии.
2) консультации по запросу (в течение года).
Проведено индивидуальные консультации по следующим направлениям:
- оценка психического развития, особенности развития;
- проблемы общения и социальной адаптации;
- капризы, упрямство в период «кризиса 3 лет»;
- проблемы детско-родительских отношений и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
1) выступления на родительских собраниях (в течение года).
Проведено групповые консультации для родителей на следующие темы:
- «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;
- «Анализ процесса адаптации детей, рекомендации родителям»;
- «Психологическая готовность к обучению в школе»;
- «Возрастные особенности психического развития детей 4-го года жизни»;
- «Развитие любознательности у детей».
2) групповые консультации для педагогов ДОУ (в течение года).
Проведено консультации для педагогов на следующие темы: «Степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Психологическая готовность к школе в свете ФГОС», «Коммуникативные и регуляторные склонности (способности) детей дошкольного возраста».
3) оформление наглядного материала в группах (в течение года).
Создана информационная папка с набором стендовых консультаций для родителей детей ДОУ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- оформление документации;
- пополнение методической копилки;
- участие в методических объединениях психологов города;
- изготовление наглядных пособий;
- оформление кабинета;
- курсы повышение квалификации.
РАБОТА В РАМКАХ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Тема: «Снятие тревожности у детей дошкольного возраста по средствам игр, игровых ситуаций и дыхательных гимнастик».
В рамках данной тематики в течение года:
- - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы, периодической печати (в соответствии с планом самообразования);
- Разработаны картотеки игр и упражнений на снятие тревожности детей, памятки и буклетов на тему: «Тревожные дети. Признаки тревожности», папка - передвижка: «Большие проблемы маленьких детей».
- Проведена консультацию на тему: «Как общаться с тревожным ребёнком».
В октябре 2015 г. проходила курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО».
Перспективы на следующий учебный год:
- Включить в циклограмму наблюдение в группах.
Цель: наблюдение за детьми в свободной деятельности.
- Посещать занятия в группах, особенно подготовительных.
Цель: наблюдение, выявление проблем, детских трудностей при подготовке к школе.
- Выявлять детей с задержкой развития с помощью:
-опроса педагогов,
-заполнения психолого-педагогических паспортов групп,
-диагностики Павлова-Руденко.
4. Выявлять детей с эмоциональными проблемами с помощью
-наблюдения,
-психолого-педагогических паспортов,
-диагностических методик.
5. Продолжать индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с детьми.
6. Оказывать помощь педагогам на этапе адаптации детей раннего возраста.
7. Планировать работу с педагогами в соответствии с целями и задачами на учебный год.
8. Планировать работу в оздоровительной группе.
Варианты: -гиперактивные дети;
-эмоцианально-личностное развитие;
-социально-личностное развитие;
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
С сентября-октября – ноября 2015г. проходило отслеживание адаптации детей, поступивших в ДОУ.
В рамках работы по психологическому сопровождению процесса адаптации с родителями, поступающих в ДОУ детей была проведена подготовительная работа:
1) родители, поступающих в ДОУ детей, были ознакомлены с особенностями процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, возможными факторами дезадаптации, рекомендациями по взаимодействию с детьми в ходе адаптационного процесса (выступление на общем родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»);
2) среди родителей было проведено анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей детей, возможных факторов дезадаптации;
Для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, была проведена групповая консультация на тему: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», в ходе которой были освещены поведенческие особенности детей, характерные для каждой степени адаптации к ДОУ, предложены оптимальные способы взаимодействия с детьми.
На каждого ребенка, прошедшего индивидуальную диагностику, была разработана карта индивидуального сопровождения в адаптационный период, в которой были освещены сильные стороны развития, факторы дезадаптации и приемы поддержки. Воспитатели групп раннего возраста в ходе индивидуальных консультаций были ознакомлены с индивидуальными особенностями детей.
На этапе приема детей осуществлялась текущая диагностика хода адаптационного процесса через систематические наблюдения за эмоциональным состоянием детей (заполнение листов адаптации), конкретизация степени адаптации к ДОУ.
В ходе адаптационного процесса родители имели возможность познакомиться со стендовой информацией психолога на темы: «Адаптация: советы психолога», «Долгие проводы – горькие слезы: или что делать в случае тяжелой адаптации».
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение д-с «Буратино»
Заключение по результатам
проведенного психодиагностического обследования детей
подготовительных групп
(готовность к школе).
Подготовила и провела
педагог-психолог
Т.В. Шавергина
Хвастовичи, 2016г.
Психологическая готовность к школе делится на три вида: личностную готовность, волевую готовность и интеллектуальную готовность. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Интеллектуальная готовность включает в себя развитие фонематического слуха, моторики, зрительно-моторных координаций, восприятия, внимания, мышления, памяти.
В исследовании приняло участие 55 человека в возрасте от 6,2 лет до 7,3 лет.
Дата проведения: май 2016 года.
Форма проведения: обследование проводилось в индивидуальном и частично групповом режимах работы.
Цель: определить уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
В исследовании использовались следующие методики:
Экспресс-диагностика психологической готовности к школе Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
Экспресс – диагностика психологической готовности к школе Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко состоит из 13 субтестов и направлена на изучение следующих компонентов готовности к школе:
- Личностная готовность.
Субтест 1 «Лесенка» - изучение самооценки ребенка.
- Мелкая моторика рук.
Субтест 2 «Вырежи круг» - выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
- Интеллектуальная готовность.
Субтест 3 «Домик» - выявление уровня развития произвольного внимания, умение ориентироваться на образец.
Субтест 4 «10 слов» - оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Субтест 5 «Закончи предложение» - словесно-логическое мышление, умение вычленять причинно-следственные связи.
Субтест 6 «4-й лишний» - мышление, уровень обобщения и анализа.
Субтест 7 «Последовательные картинки» - мышление, речь.
Субтест 8 «Найди недостающий» - логическое мышление.
Субтест 9 «Рисунок человека» - сформированность образных и пространственных представлений у ребенка.
Субтест 10 «Разрезные картинки» (6 частей) – восприятие, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Субтест 11 «На что это похоже?» - воображение, оригинальность и гибкость мышления.
- Развитие произвольности.
Субтест 12 «Запрещенные слова» - уровень произвольности, Сформированность «внутренней позиции школьника».
Субтест 13 «Графический диктант» - оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме.
Получены следующие результаты (по данной выборке детей):
Общий результат по группам (в %):
Группа «Знайки» | Группа «Пчёлки» | Общий результат | |
высокий | 70 | 64 | 134 |
средний | 26 | 29 | 55 |
низкий | 4 | 7 | 11 |
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
уровень психолого-педагогической готовности к школе по данной выборке детей можно определить как высокий и средний, в то время как на начало учебного года этот уровень был средним.
Однако выделяются сферы с заниженным уровнем развития – это преобладающая завышенная (неадекватная) самооценка детей,
- умение ориентироваться на образец, точно копировать его
(развитие произвольного внимания),
- умение выявлять закономерности и обосновывать свой выбор,
- умение вычленять причинно-следственные связи в предложении (развитие логического мышления).
Данный результат достигнут благодаря:
- Целенаправленной работе воспитателей.
- Взаимодействию воспитателей и специалистов.
- Проведению родительских собраний.
- Проведению индивидуальных консультаций родителей по итогам диагностики.
25.05.2012год
Педагог-психолог
Общий результат психодиагностики можно представить в виде гистограммы (группа «Знайки»):
Общий результат психодиагностики можно представить в виде гистограммы (группа «Пчёлки»):
Таким образом, исходя из результатов психодиагностики видно, что в ходе совместной работы воспитателей групп, педагога-психолога и родителей по подготовке детей к школе, на данный момент большинство детей выпускных групп подготовлены к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...
Отчет перед общественностью (репортаж)
Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"
В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ
В данном документе - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....
Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе
Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...
Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"
Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...