отчет
рабочая программа на тему

аналитический отчет педагога-психолога

справка по результатам готовности к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2015-2016_gg.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Буратино»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за 2015-2016 учебный год

                                                                        педагог-психолог

МКДОУ д-с «Буратино»

                                                                                                                                  Шавергина Т.В.

с.Хвастовичи,2016

Цель психологической службы МКДОУ в 2015-2016 уч. г. - способствовать охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.

Достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:

- психологическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультирование;

- психологическое просвещение;

- организационно-методическая работа.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

За период 2015-2016 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:

1) мониторинг психического развития детей (октябрь, февраль, май).

Цель - психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей на соответствие возрастной норме, выявление детей «группы риска».

2) на основе мониторинга психического развития проводились углубленные обследования детей «группы риска» (в течение года).

Цель - уточнение особенностей развития когнитивной сферы детей, их конкретизация (направленность и степень выраженности), поиск причин  и механизмов возникновения.

3) диагностика психолого - педагогической адаптации ребёнка к посещению детского сада. Для этого использовались следующие методы: изучение карт здоровья детей, что позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребёнка; наблюдения, которые позволяли оценить характер адаптации ребёнка к детскому саду и определить степень тяжести её протекания; анкетирования родителей для создания точного и подробного психологического состояния, каждого ребёнка (сентябрь - октябрь).

4) диагностика готовности к обучению в школе (сентябрь -октябрь, май).

Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению.

Проведено 56 индивидуальных обследований, 10 групповых обследований.

5) социометрические обследования детей подготовительных групп (октябрь-ноябрь).

Цель - исследование социальных предпочтений детей в группах в рамках оценки социально-психологической готовности к обучению.

6) индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года).

Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.

Проведено 15 индивидуальных диагностических обследований.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1) коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов (в течение года).

Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.

2) коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к обучению в школе (октябрь-апрель).

Цель - формирование оптимального уровня развития мотивационной, познавательной и произвольной сфер готовности при поступлении детей в школу, профилактика школьной дезадаптации.

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

1) консультации по результатам диагностической работы (в течение года).

Проведено:

-  консультации с воспитателями по сопровождению адаптационного процесса, индивидуальным особенностям детей;

-  консультации с родителями и  консультации с воспитателями по результатам диагностики готовности к обучению в школе;

-  консультации с педагогами подготовительных групп по результатам социометрии.

2) консультации по запросу (в течение года).

Проведено  индивидуальные консультации по следующим направлениям:

- оценка психического развития, особенности развития;

- проблемы общения и социальной адаптации;

- капризы, упрямство в период «кризиса 3 лет»;

- проблемы детско-родительских отношений и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

1) выступления на родительских собраниях (в течение года).

Проведено  групповые консультации для родителей на следующие темы:

- «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;

- «Анализ процесса адаптации детей, рекомендации родителям»;

- «Психологическая готовность к обучению в школе»;

- «Возрастные особенности психического развития детей 4-го года жизни»;

- «Развитие любознательности у детей».

2) групповые консультации для педагогов ДОУ (в течение года).

Проведено  консультации для педагогов на следующие темы: «Степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Психологическая готовность к школе в свете ФГОС», «Коммуникативные и регуляторные склонности (способности) детей дошкольного возраста».

3) оформление наглядного материала в группах (в течение года).

Создана информационная папка с набором стендовых консультаций для родителей детей ДОУ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:

- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;

- оформление документации;

- пополнение методической копилки;

- участие в методических объединениях психологов города;

- изготовление наглядных пособий;

- оформление кабинета;

- курсы повышение квалификации.

РАБОТА В РАМКАХ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:

Тема: «Снятие тревожности у детей дошкольного возраста по средствам игр, игровых ситуаций и дыхательных гимнастик».

В рамках данной тематики в течение года:

  • - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы, периодической печати (в соответствии с планом самообразования);
  • Разработаны картотеки игр и упражнений на снятие тревожности детей, памятки и буклетов на тему: «Тревожные дети. Признаки тревожности», папка - передвижка: «Большие проблемы маленьких детей».
  • Проведена консультацию на тему: «Как общаться с тревожным ребёнком».

В октябре 2015 г. проходила курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО».

 

Перспективы на следующий учебный год:

  1. Включить в циклограмму наблюдение в группах.

Цель: наблюдение за детьми в свободной деятельности.

  1. Посещать занятия в группах, особенно подготовительных.

Цель: наблюдение, выявление проблем, детских трудностей при подготовке к школе.

  1. Выявлять детей с задержкой развития с помощью:

 -опроса  педагогов,

-заполнения психолого-педагогических паспортов групп,

-диагностики Павлова-Руденко.

4. Выявлять детей с эмоциональными проблемами с помощью

-наблюдения,

-психолого-педагогических паспортов,

-диагностических методик.

5. Продолжать индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с детьми.

6. Оказывать помощь педагогам на этапе адаптации детей раннего возраста.

7. Планировать работу с педагогами в соответствии с целями и задачами на учебный год.

8. Планировать работу в оздоровительной группе.

Варианты: -гиперактивные дети;

                   -эмоцианально-личностное развитие;

                   -социально-личностное развитие;

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

С сентября-октября – ноября 2015г. проходило отслеживание адаптации детей, поступивших в ДОУ.

В рамках работы по психологическому сопровождению процесса адаптации с родителями, поступающих в ДОУ детей была проведена подготовительная работа:

1) родители, поступающих в ДОУ детей, были ознакомлены с особенностями процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, возможными факторами дезадаптации, рекомендациями по взаимодействию с детьми в ходе адаптационного процесса (выступление на общем родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»);

2) среди родителей было проведено анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей детей, возможных факторов дезадаптации;

Для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, была проведена групповая консультация на тему: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», в ходе которой были освещены поведенческие особенности детей, характерные для каждой степени адаптации к ДОУ, предложены оптимальные способы взаимодействия с детьми.

На каждого ребенка, прошедшего индивидуальную диагностику, была разработана карта индивидуального сопровождения в адаптационный период, в которой были освещены сильные стороны развития, факторы дезадаптации и приемы поддержки. Воспитатели групп раннего возраста в ходе индивидуальных консультаций были ознакомлены с индивидуальными особенностями детей.

На этапе приема детей осуществлялась текущая диагностика хода адаптационного процесса через систематические наблюдения за эмоциональным состоянием детей (заполнение листов адаптации), конкретизация степени адаптации к ДОУ.

В ходе адаптационного процесса родители имели возможность познакомиться со стендовой информацией психолога на темы: «Адаптация: советы психолога», «Долгие проводы – горькие слезы: или что делать в случае тяжелой адаптации».

   

     

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное              Учреждение д-с «Буратино»

Заключение по результатам

проведенного психодиагностического обследования детей

подготовительных групп

 (готовность к школе).

Подготовила и провела

педагог-психолог

Т.В. Шавергина

        Хвастовичи, 2016г.        

Психологическая готовность к школе делится на три вида: личностную готовность, волевую готовность и интеллектуальную готовность. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Интеллектуальная готовность включает в себя развитие фонематического слуха, моторики, зрительно-моторных координаций, восприятия, внимания, мышления, памяти.        

В исследовании приняло участие 55 человека в возрасте от 6,2 лет до 7,3 лет.

Дата проведения:  май 2016 года.

Форма проведения: обследование проводилось в индивидуальном и частично групповом режимах работы.

Цель: определить уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

В исследовании использовались следующие методики:

Экспресс-диагностика психологической готовности к школе Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

Экспресс – диагностика психологической готовности к школе Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко состоит из 13 субтестов и направлена на изучение следующих компонентов готовности к школе:

  1. Личностная готовность.

Субтест 1 «Лесенка» - изучение самооценки ребенка.

  1. Мелкая моторика рук.

Субтест 2 «Вырежи круг» - выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

  1. Интеллектуальная готовность.

Субтест 3 «Домик» - выявление уровня развития произвольного внимания, умение ориентироваться на образец.

Субтест 4 «10 слов» - оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Субтест 5 «Закончи предложение» - словесно-логическое мышление, умение вычленять причинно-следственные связи.

Субтест 6 «4-й лишний» - мышление, уровень обобщения и анализа.

Субтест 7 «Последовательные картинки» - мышление, речь.

Субтест 8 «Найди недостающий» - логическое мышление.

Субтест 9 «Рисунок человека» - сформированность образных и пространственных представлений у ребенка.

Субтест 10 «Разрезные картинки» (6 частей) – восприятие, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Субтест 11 «На что это похоже?» - воображение, оригинальность и гибкость мышления.

  1. Развитие произвольности.

Субтест 12 «Запрещенные слова» - уровень произвольности, Сформированность «внутренней позиции школьника».

Субтест 13 «Графический диктант» - оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме.

Получены следующие результаты (по данной выборке детей):

 Общий результат по группам (в %):

Группа «Знайки»

Группа «Пчёлки»

Общий результат

высокий

70

64

134

средний

26

29

55

низкий

4

7

11

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

уровень психолого-педагогической готовности к школе по данной выборке детей можно определить как высокий и средний, в то время как на начало учебного года этот уровень был средним.

Однако выделяются сферы с заниженным уровнем развития – это преобладающая завышенная (неадекватная) самооценка детей,

  • умение ориентироваться на образец, точно копировать его

   (развитие произвольного внимания),

  • умение выявлять закономерности и обосновывать свой выбор,
  • умение вычленять причинно-следственные связи в предложении               (развитие логического мышления).


Данный результат достигнут благодаря:

  1. Целенаправленной работе воспитателей.
  2. Взаимодействию воспитателей и специалистов.
  3. Проведению родительских собраний.    
  4. Проведению индивидуальных консультаций родителей по итогам диагностики.

     

25.05.2012год

                                                                                                   Педагог-психолог  


Общий результат психодиагностики можно представить в виде гистограммы (группа «Знайки»):

Общий результат психодиагностики можно представить в виде гистограммы (группа «Пчёлки»):

Таким образом, исходя из результатов психодиагностики видно, что в ходе совместной работы воспитателей групп, педагога-психолога и родителей по подготовке детей к школе, на данный момент большинство детей выпускных групп подготовлены к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

Отчет перед общественностью (репортаж)

Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...