Конструкт НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в лесопарк"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Форма НОД:технология путешествие по карте
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство пресс», 2014
Средства:
Наглядные: Карта парка лесоводов России, набор предметных картинок «Что необходимо в путешествии?» (компас, инструменты, посуда, аптечка и т.п.), напоминающие знаки (для обозначения на карте мест, где происходит проблема), вырезки-метки (животные, растения, люди), искусственный загрязненный водоем.
Мультимедийные: проектор, экран, презентация
Музыкальные: музыка «Звуки природы»
Оборудование: для «очистки» водоема ( воронка, вата, стаканчики), лейки с водой, семена, ёмкость для посадки семян.
Цель: Расширить представления детей об экосистемах ( лес, водоём). Систематизировать знания детей о взаимодействии живого и неживого в природе.
Задачи:
Обучающие: формировать умение ориентироваться по карте. Самостоятельно строить маршрут по карте и следовать заданному маршруту.
Развивающие: развивать умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах ( при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к исчезновению других организмов).
Развивать познавательные процессы: умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к экосистемам и поведению в них. Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Планируемые результаты:
1. Ориентируются по карте, самостоятельно строят маршрут и следуют ему.
2. Дети устанавливают причинно-следственные связи.
3. Формулируют свою точку зрения.
4. Прочитывают и используют знаки, схемы.
5. Проявляют познавательную активность.
Ход взаимодействия
Части этапы | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
Приветствие Выбор пункта назначения | Ребята! Поздороваемся и улыбнёмся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее. В: Ребята, что это? (показываем карту лесопарка)
Знаете ли вы, что на карте обозначают голубым, зеленым цветами? В: Вы слышите тревожный сигнал? А что это за значки? В каких случаях подают сигнал «СОС»? В каких природных зонах случилась беда? Как можно это определить? | Улыбается.
Стимулирует интерес. Показывает карту.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления; Включает запись сигнала.
Инициирует поиск ответов на вопросы. Предоставляет возможность детям обсудить. | Улыбаются в ответ.
Рассматривают карту.
Отвечают на Вопросы
Слушают запись сигнала.
Рассуждают в каких природных зонах случилась беда |
Проявляют заинтересованность И инициативу в обсуждении данной проблемы.
|
Выбор транспортного средства передвижения Определение маршрута по карте, прокладывание его цветными маркерами на карте | В: На каком транспорте мы можем отправиться в лесопарк? Откуда поступает сигнал СОС?
В: К какому пункту оправимся сначала? А потом? Как можно это определить? Как настоящие путешественники, обозначим маршрут на карте.
| Выслушивает варианты детей.
Организует групповую работу детей у карты. Предлагает маркеры 3 цветов для 3 команд для обозначения маршрута на карте.
| Придумывают свой вид транспортного средства, выбирают лучший.
Работают с картой Намечают маршрут, по которому будут следовать.
|
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, данной местности, что дети знают о пункте назначения | В: Как мы определили, где случилась беда? Для кого лес является домом? Для кого водоём является домом?
Как можно узнать, что произошло, можем ли мы помочь им? (показ презентации: лес после пожара, загрязнённый водоём)
В: Наше путешествие может быть трудным, что нужно сделать, прежде чем оправиться? Предлагаю подумать, что нам понадобится в дороге? Д/и «Что возьмем с собой в поход» |
Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели путешествия.
Демонстрация слайдов
Выслушивает варианты детей
Предлагает наглядный материал (карточки)
|
Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема. Рассказывают о жителях леса и водоема. Формирование цели путешествия.
Выбирают, что возьмут с собой в путешествие |
Само путешествие. | В: Мы с вами хорошо подготовились, пора отправляться в путешествие! Займем места и отправимся.
Остановка № 1 Лес ( показ слайдов – лес после пожара) В: Ребята, как вы думаете, почему это могло случиться? |
Использует информационные средства.
Инициирует общее обсуждение, задает вопросы стимулирующие процесс логического мышления. | «Садятся» в свое транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки.
Выражают собственные чувства, которые у них возникают, когда они видят лес после пожара.
Выстраивают логическую цепочку. Приходят к выводу, что гибель растений приводит к гибели животных, т.к. нечем питаться, негде жить, воздух становится бедным, происходит нехватка кислорода. |
| В: Я предлагаю вам сделать первый шаг для возрождения леса, у нас есть посадочный материал - семена трав, кустарников. Выберите то, что вы хотите посадить. В какой последовательности будете работать? -Для возрождения леса нужно много времени, мы положим для этого начало.
Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу? -Напоминающие знаки
В: А нам с вами пора двигаться дальше, ведь у нас есть еще один уголок природы, который требует помощи.
Остановка № 2 Речка ( показ слайдов – загрязнённые водоёмы)
В: Посмотрите на водоем? -Что случилось? -Как думаете, кто-нибудь из живых организмов сможет выжить в такой воде? -Раньше в этой речке водилось много разной рыбы, но теперь она вся куда-то исчезла. Что же произошло?
В: А как вы считаете, человек пострадал как - то от загрязнения водоема? -И как же можно исправить эту ситуацию? - Очистить воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком. Проведём опыт: (используем для очистки водоёма вату, марлю). Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили?
Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения на водоёмах?
| Организует на самостоятельную деятельность и проявление инициативы.
Использует информационные средства.
Вовлекает в рассуждение Выслушивание вариантов предложенных детьми.
Наводящие вопросы к цели опыта.
Проводит опыт с объяснением. Вовлекает в совместную деятельность Контролирует и направляет детей, объяснение совместных действий.
| Сажают семена трав, кустарников, деревьев в емкость с землей.
Высказывают предположения Подбирают и устанавливают знаки в новом лесу: «Береги лес от пожара» «Не разжигай костров у деревьев» «Уходя из леса - потуши костер»
Садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.
Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку. Приходят к выводу что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке.
Воду нельзя употребить в пищу, купаться в ней. Рассказы из личного опыта.
Выполняют задание в соответствии с инструкцией.
Подбирают и устанавливают знаки у очищенного водоема «Не бросай мусор в воду», Не рви водные растения», «Не мой машины в реке» |
Заполнение участков контурной карты линиями пройденных маршрутов | Возвращение домой В.: наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться У вас есть незаполненные карты, на которых отображены те места, где мы побывали? Отметим эти места и наш маршрут? Как мы это сделаем?
|
Поощрение к ответам, рассуждениям. Предлагаются различные вырезки животных и растений |
Работают с индивидуальными картами
|
Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового. | В: Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие? Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? Что нового вы узнали сегодня? А что бы вы хотели узнать еще?
В: В дальнейшем мы с вами зарисуем свои впечатления и разместим их в «Журнале путевых заметок» | Поощрение к ответам, рассуждениям. Нацеливание на дальнейшую продуктивную деятельность по теме. | Рассуждают о полученных результатах. Делают выводы, анализируют деятельность, Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/10/bezymyannyy_1.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-619070-1538469422.jpg)
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-901223-1632827637.jpg)
Конструкт сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Пекарня»
Конструкт сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Пекарня»...
Конструкт интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) по теме: "Веселое путешествии".
Конструкт итогового занятия включающий в себя интеграцию нескольких образовательных областей (ФЕМП. Познавательное развитие. Развитие речи. Физическая культура.) Это занятие показывает знания детей за...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1106556-1673268269.jpg)
Конструкт образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кот Музик»
Конструкт образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста«Кот Музик»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588358-1423302121.jpg)
Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: "КВН по теме "Комнатные растения""
Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)Тема: КВН по теме "Комнатные ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1200434-1576668098.jpg)
конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-401610-1395048723.jpg)
Конструкт конкурса чтецов детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню 8 Марта «ВЕСЕННИЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»
Цель: актуализация проблемы формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.Задачи:мотивировать педагогов и родителей на совместную деятельность с детьми в на...