РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie._sotsialnyy_mir.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                

Педагогическим советом МБДОУ

 «Детский сад  № 42» г. Воркуты

Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.                                

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад  

 № 42» г. Воркуты

№ 105/01- 15     от «29» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений,

формирование первичных представлений о себе, других людях»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                    Лаврова И.И.  – воспитатель

           Задачи образовательной деятельности

  1. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
  2. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
  3. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
  4. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
  6.  Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки,

наблюдать за домашними животными и пр.).

  1. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Содержание образовательной деятельности

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых. Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.

Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.

Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («давай кормить кукол»), вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласованно, учитывать советы и предложения педагога.

Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга.

Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать

на   вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.

Тематический план игровых  и развивающих образовательных ситуаций на учебный год

Месяц

2 неделя

4 неделя

всего

09

«Я и моя семья. Чем мы похожи, а чем отличаемся?»

«Я и мои друзья в детском саду: чем мы похожи, а чем отличаемся?»

2

10

«Кто я? Какой я?»

«Город, в котором я живу»

2

11

«Кто такой примерный пешеход?»

«Что за праздник День города?»

2

12

«Отчего у людей зимой бывает хорошее или плохое настроение?»

«Как можно поздравить родных и близких с Новым годом?»

«Такие разные лица»

3

01

«Поступки и эмоции людей»

1

02

«Поможем куклам помириться»

«Какими должны быть солдаты?»

2

03

«Самый лучший человек – мама. Самая лучшая мама – моя»

«Объясним Зайке как надо разговаривать с мамой»

2

04

«Отчего проснулся Мишка?»

«Мне хорошо в кругу друзей»

2

05

«Как игрушки встречали день рождения куклы Оли»

«Похвали или поправь»

2

итого

18

Содержание образовательной деятельности по реализации образовательного раздела «Ребенок входит в мир социальных отношений. Формирование первичных представлений о себе, других людях»

СЕНТЯБРЬ

Работа с семьёй:

1.Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала «Я и моя семья», «Летние игры детей», «Такие похожие разные дети» (личные фото, картинки из интернета).

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя: 

 Игровая образовательная ситуация

 «Я и моя семья. Чем мы похожи, а чем отличаемся».

Задача: учить узнавать взрослых и детей в жизни и на картинках, различать особенности их внешности.

Примерные виды деятельности: Дидактическая игровая ситуация – семья зайчиков, которые рассказывают детям о себе (кто мама, кто папа, чем они похожи, чем отличаются). Затем активизирующее общение по фото из семейных архивов – рассказы по образцу о семьях, наводящие вопросы воспитателя.

- Чтение сказки «Три медведя».

- На прогулке: общение на тему «Где и как мы гуляем с мамой и папой».

- Рассматривание фотографий из семейных архивов и ситуативные разговоры со сверстниками.

- Фотографии из семейных архивов с изображением взрослых и детей в различных житейских ситуациях.

4 неделя:

Игровая образовательная ситуация

 «Я и мои друзья в детском саду: чем мы похожи, а чем отличаемся?»

Задача: способствовать становлению добрых отношений между детьми, помочь заметить индивидуальность каждого ребёнка и схожие черты.

Примерные виды деятельности: диалог о том, чем похожи и чем отличаются дети в группе. Д/и «Похвали соседа» (дети становятся в круг и каждый, с помощью воспитателя, говорит добрые слова или делает «комплимент» товарищу слева; затем действие повторяется по кругу, в правую сторону).

- В ходе всех режимный моментов: акцентирование внимания детей на положительных чертах характера, достижениях и внешней привлекательности каждого ребёнка.

- Иллюстративный материал «Такие похожие разные дети».

ОКТЯБРЬ

Работа с семьёй:

1.Привлечение родителей к сбору фотографий – портретов детей, фотографий «Город, в котором я живу».

2. Включение в родительское собрание сообщение о сути игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя: 

 Игровая образовательная ситуация

 «Кто я? Какой я?»

Задача: Формировать самосознание ребёнка, понимание того, что его любят, у него есть достоинства, собственные желания, которые учитывают окружающие. Воспитывать уважение к другим людям.

Примерные виды деятельности: Упражнение перед зеркалом: рассмотреть себя, улыбнуться, состроить смешную рожицу. Ситуативное общение: «Как меня зовут ? Где я живу? Кто моя семья? Какие игрушки мои любимые? Чем я люблю заниматься? От чего я радуюсь, почему грущу, плачу?».

- Д/и «Похвали соседа» (развитие эмпатии между детьми).

- Рассматривание портретов сверстников и своего портрет, ситуативный разговор.

- Фотовыставка детских портретов «Я такой!»

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация

 «Город, в котором я живу».

Задача: помочь детям запомнить название родного города, познакомить с его главными отличительными особенностями (находится далеко от других городов, на Севере, здесь часто холодно и т.п.)

Примерные виды деятельности: Рассматривание фотовыставки «Город, в котором я живу». Рассказ воспитателя о Воркуте.  Диалог с детьми – почему город называют «родным», за что мы любим Воркуту.

- Рассматривание выставки «Город, в котором я живу», узнавание знакомых мест и ситуаций, ситуативные разговоры.

- Фотовыставка «Город, в котором я живу».

НОЯБРЬ

Работа с семьёй:

1.Памятка «Учите детей общепринятым правилам вежливого поведения».

2 Консультации «Виды игр для малышей».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя: 

 Игровая образовательная ситуация

 «Кто такой примерный пешеход?»

Задача: дать представление о необходимости соблюдения детьми правил безопасного поведения на улице.

Примерные виды деятельности: игровая дидактическая ситуация – беседа с Незнайкой о том, как должен вести себя примерный пешеход.

- Целевая прогулка к пешеходному переходу со светофором, обсуждение – соблюдают ли пешеходы правила?

- Рассматривание картинок, иллюстрирующих правила поведения ребёнка-пешехода.

- Картинки, иллюстрирующие правила поведения ребёнка-пешехода.

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация

 «Что за праздник День города?»

Задача: познакомить малышей с одной из традиций общества – празднованием Дня города, помочь понять смысл данного праздника.

Примерные виды деятельности:  рассказ воспитателя о том, что у каждого человека есть день рождения, в который все поздравляют его и дарят подарки. День города – это День рождения Воркуты, ребята поздравляют родной город.

- Беседа «Почему Воркута – это «родной город»? Почему люди так говорят?

Фотографии «Мой родной город».

ДЕКАБРЬ

Работа с семьёй:

1.Индивидуальные рекомендации по бесконфликтному общению родителей и детей младшего возраста, по воспитанию эмпатии.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя: 

 Игровая образовательная ситуация

 «Отчего у людей зимой бывает хорошее или плохое настроение?»

Задача: продолжать расширять знания детей об отношениях между людьми, о причинах изменения настроения и о характере эмоционального состояния человека.

Примерные виды деятельности: Дидактическое игровое моделирование – с помощью карточек-схем «эмоция – радость» и «эмоция – грусть» и картинок с различными осенними зимними явлениями: новогодняя ёлка, катание на санках, мороз, озябший ребёнок, пурга, игра в снежки и т.п.  К каждой карточке с эмоцией дети добавляют те «зимние явления», которые вызывают у них радость или грусть. Комментирование, объяснения с помощью воспитателя.

- На прогулке: наблюдения за погодными явлениями и изменениями в природе, беседа «За что мне зима нравится, а за что – нет». Воспитатель приводит свой вариант.

- Рассматривание картинок с «зимними» сюжетами.

- Картинки с «зимними» сюжетами.

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация

 «Как можно поздравить родных и близких с Новым годом?»

Задача: помочь малышам осваивать способы общения в конкретном случае (поздравление с Новым Годом), расширять кругозор в вопросах традиций и праздников детей.

Примерные виды деятельности:  сюжетно-дидактические игровые ситуации (поздравления в разных вариантах, с использованием разных речевых оборотов).

- Индивидуальные простейшие трудовые поручения: помощь в украшении группы, ёлки (подать мишуру, принести шишку и т.п.). Ситуативные разговоры о смысле праздника и способах традиционного веселья людей.

- Сюжетные картинки «Новый год у порога».

ЯНВАРЬ

Работа с семьёй:

1.Привлечение семей к пополнению иллюстраций по разделу «эмоции».

2. Консультация «Игры для эмоционального благополучия».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя:

 Игровая образовательная ситуация

 «Такие разные лица».

Задача: расширять кругозор младших дошкольников в вопросах эмоциональных состояний детей. Познакомить с эмоцией «удивление».

Примерные виды деятельности: Активизирующее общение по иллюстративному материалу. Обсуждение знакомых эмоций «радость» и «грусть». Знакомство с проявлением эмоции «удивление». Придумывание ситуаций, которые могли бы вызвать удивление у ребёнка.

- Ситуативные беседы по поводу эмоций и настроений детей.

- В ходе утреннего фильтра: упражнение детей в применении различных речевых форм вежливого приветствия.

- При уходе домой упражнение детей в применении различных вежливых форм прощания.

- Рассматривание картинок с изображением эмоций «радость», «грусть», «удивление» (схема и набор реалистических фото к каждой эмоции).

Картинки с изображением эмоций «радость», «грусть», «удивление» (схема и набор реалистических фото к каждой эмоции).

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация

 «Поступки и эмоции людей»

Задача: конкретизировать и обобщить имеющиеся у малышей представления о связи эмоций человека с поступками людей;

Примерные виды деятельности:  обсуждение проблемно-игровых ситуаций по теме с использованием картинок, игрушек-персонажей.

- Картинки с сюжетами различных поступков людей.

ФЕВРАЛЬ

Работа с семьёй:

1.Привлечение семей к пополнению иллюстраций по разделу «эмоции», по теме «Занятия взрослых людей», «Солдаты».

2. Консультация «Игры для эмоционального благополучия».

3. Организация оформления фотовыставки портретов мам группы «Самая прекрасная мамочка моя».

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя:

 Игровая образовательная ситуация

 «Поможем куклам помириться»

Задача: привлекать детей к участию в решении проблемно-игровой ситуации гуманистического содержания. Развивать чувство эмпатии и толерантности, формировать умение общаться без конфликтов.

Примерные виды деятельности: Дидактическая игровая ситуация, в которой куклы спорили, ком первому брать игру и поссорились. Необходимо помирить кукол, подсказать им выход из ситуации (взять две игры, потом поменяться; или другой вариант).

- В ходе совместных игр: ситуативные разговоры «Как дружно играть», «Как друг другу помогать».

- Применение полученных знаний в играх.

4 неделя:

 Игровая образовательная ситуация

 «Какими должны быть солдаты?»

Задача: дать представления о самых ярких нравственных качествах представителей военных (сильные, смелые, закалённые; должны хорошо кушать; защищать свою Родину).

Примерные виды деятельности: Беседа по картинкам.

- В ходе утренней гимнастики: игровое упражнение «Шагаем как солдаты».

- Картинки с изображением людей в военной форме.

МАРТ

Работа с семьёй:

1.Привлечение семей к изготовлению игровых атрибутов, атрибутов для ряженья, различных видов театров.

2. Консультация «Какие игрушки мы покупаем своим детям», «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребёнка»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя

Игровая образовательная ситуация

«Самый лучший человек – мама. Самая лучшая мама – моя».

Задача: воспитывать уважительное отношение к маме, стремление выражать свою любовь и благодарность.

Примерные виды деятельности:  активизирующее общение по фотовыставке «Самая прекрасная мамочка моя»

- Фотовыставка «Самая прекрасная мамочка моя».

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация

  «Объясним Зайке как надо разговаривать с мамой».

Задача:  учить по примеру взрослого и самостоятельно выражать доброжелательность в общении с мамой; продолжать расширять представления детей о доброжелательных отношениях, добрых поступках, направленных на создание праздничного настроения у детей и взрослых.

Примерные виды деятельности: Игровые дидактические ситуации с использованием кукол, дидактических игрушек, в которых воспитатель по типу режиссёрской игры проигрывает ситуации «Дети поздравляют маму, исполняют стихи и песни», «Дети рисуют рисунок и дарят бабушке», «Дети наводят порядок в комнате, помогают маме». Обсуждение, что ещё могут сделать дети для того, чтобы мамы, бабушки, воспитатели имели праздничное настроение; беседа по иллюстрациям «Мама и дочка принимают поздравлении»; составление описательного рассказа «О мамах и бабушка

- Привлечение детей к простейшей помощи взрослым (бытовой), ситуативные разговоры о том, как приветливо относиться к окружающим, эмоционально откликаться на ярко выраженное состояние близких.

- Сюжетно-ролевая игра «Покупаем маме подарок», «Дочки – матери»,

«Семья – праздник 8 –е марта»

Куклы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр:  «Семья», «Магазин»

АПРЕЛЬ

Работа с семьёй:

  1. Памятки: «О чём мечтает наш ребёнок», «Приучаем ребёнка к ответственности», папка – передвижка: «Домашняя игротека»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя:

 Игровая образовательная ситуация

 «От чего проснулся Мишка»

Задача:  вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств снега; закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного его особенности поведения при изменениях в природе, используя модель.

Примерные виды деятельности: рассказывание по иллюстрации «Медведи»,

П/И: «У медведя во бору», «Пчёлы и медведи», эстафета «Ехали медведи»

Рисуем медвежонка в нетрадиционной технике (гуашь)

Игровой этюд «Мишка косолапый»,

 наблюдение за таянием снега и льда

Раскрашивание раскрасок, рисование по трафарету.

- Набор сюжетных картинок по теме «Медведи»;

маски медведя,

спортивные атрибуты (мячи, скакалки)

4 неделя:

Игровая образовательная ситуация

«Мне хорошо в кругу друзей»

Задача: учить доброжелательно общаться со сверстниками, спокойно и дружно играть с детьми, вступать в диалог по поводу игровых действий.

Примерные виды деятельности: игра –инсценировка:  Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь»: сюжетно –ролевая игра «День рождения друга», рассказывание по схеме: «Мой друг», воспитатель объединяет детей в пары и предлагает совместно (парой) выложить любую фигуру из счётных палочек, игровые упражнения, рисование подарка (открытка) для друга.

Наблюдение за сверстниками (поведение, общение, совместное взаимодействие, умение выслушать друг друга)

Рисование портрета друга, совместные игры в настольно-печатные игры

Совместная уборка игровых зон

Атрибуты к СРИ «Семья»

Схема «Мой друг»

краски

 МАЙ

Работа с семьёй:

1.Рекомендации по чтению и повторению с детьми содержания нужных сказок

2. Заметка: «Интересное рядом (примерные вопросы на прогулке для детей», Консультации: «Научим быть внимательным», «Самостоятельность»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в предметно-развивающей среде.

2 неделя:

 Игровая образовательная ситуация

 «Как игрушки праздновали день рождения куклы Оли»

Задача: учить обыгрывать ситуацию, объединяя  детей в совместную игру; развивать первые умения анализировать поступки, формировать элементарные правила организации праздника, встрече гостей, продолжать знакомить с правилами этикета.

Примерные виды деятельности: Рассматривание иллюстраций; изготовление небольших подарков для именинницы, совместное обсуждение меню.

д/и: «Праздничная одежда для куклы», «Угощения»

Сюжетно –ролевая игра «День рождения»

Лепка  «Торт»

Атрибуты для СРИ «Семья»
пластилин,

Атрибуты для конкурсов (скакалки, мозаика, т.д.)

Иллюстрации праздничных блюд

 

4 неделя: 

Игровая образовательная ситуация «Похвали или поправь».

Задача: продолжать учить оценивать поступки людей (детей) с точки зрения норм, принятых в обществе.

Примерные виды деятельности:  Рассматривание картинок и решение простых проблемных ситуаций (похвалить за конкретный поступок, изображённый на картинке или сделать замечание, поправить ребёнка). Например: дети вместе играют, строят домик из кубиков; ссорятся; мальчик капризничает, не слушает маму и т.п.

Ситуативная беседе: «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

Дежурство по столовой (дать оценку действиям)

- Сюжетные картинки с изображением различных поступков, ситуаций.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

-Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

-Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.

-Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.

-По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.

-Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.

-Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.

-Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет

доверие к миру.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

-Не проявляет интерес к людям и к их действиям.

-Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

-Ребенок проявляет недоверие к окружающим, контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры.

-Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные требования.

-Ребенок реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого.

-Настроение ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса по реализации

оо «познавательное развитие» образовательный раздел «ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»

1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. И др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013. - 304 с.

2. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.

4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника .Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н.В. Нищева. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с

5. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир». С-Пб., «Детство-пресс», 2002г. (технология)

6. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...

Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)

Перспективный план образовательной деятельности  «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы»   для детей с ТНР  во 2...

Конспект НОД в средней группе о/о «Познавательное развитие» раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «О чем «рассказывает» одежда?»

Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о разнообразии видов одежды; о назначении одежды; на  формирование умений детей различать и называть предметы одежды; на  закрепление у...

Конспект НОД о/о «Познавательное развитие» по разделу «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «В гостях у повара – как варится каша» во второй младшей группе

В конспекте показан как формируются элементарные представления об объектах окружающего мира, о занятиях и профессиях взрослых (повар), их профессиональных принадлежностях; развиваются навыки общения д...